Цель Программы:
- Сохранение и повышение качества математической грамотности каждого классного коллектива в целом и каждого ребенка в отдельности;
- создание каждому классному коллективу, каждому учащемуся условий (в том числе и психологического комфорта) для успешного обучения математике.
Задачи Программы:
- сохранение и дальнейшее развитие индивидуальности ребенка, его потенциальных возможностей (способностей) при сохранении психологического и физического здоровья;
- содействие средствами индивидуализации обучения выполнению учебной программы всеми учащимися, предупреждение неуспеваемости;
- формирование общеучебных умений и навыков при опоре на зону ближайшего развития (ЗПВ) каждого ребенка;
- повышение положительной учебной мотивации и развитие познавательного интереса;
- формирование личностных качеств: самостоятельности, трудолюбия, творчества, способности к самореализации, саморазвитию и самоопределению.
Важнейшие целевые индикаторы и показатели:
- повышение процента качества обученности учащихся по математике до 45%;
- увеличение доли учащихся, занимающихся в кружках и факультативах, посещающих элективные курсы по математике до 85%;
- увеличение количества участников и победителей олимпиад, конкурсов и т.д. на 3%
- сохранение здоровья учащихся.
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы
- Обеспечение положительной динамики качественных показателей математической грамотности учащихся.
- Создание оптимальных условий, отвечающих образовательным потребностям обучающихся.
- Увеличение количества участников и победителей предметных олимпиад, конкурсов.
Система организации контроля за исполнением Программы
Контроль за исполнением Программы будет осуществляться в соответствии с созданной системой мониторинга образовательной деятельности школы.
Введение
В 2006 году в соответствии с программой исследования изучался уровень подготовки по математике и естествознанию учащихся из 58 регионов, включая и нашу школу. С этой целью проводилось анкетирование учащихся, их учителей и администрации школы, позволяющее выявить факторы, влияющие на качество образования в России, сравнить содержание образовательных стандартов, разрабатываемых в нашей стране, с требованиями, предъявляемыми к общеобразовательной подготовке учащихся в разных странах.
Изучив результаты международных мониторинговых исследований (TIMSS, PIRLS,PISA, целью которых являлось дать оценку общеобразовательной подготовке учащихся средней школы по математике и естествознанию в странах с различными системами образования, выявить особенности образовательных систем, определяющих различные уровни достижения учащихся, я, ссылаясь на свой опыт работы в школе, сделала вывод: систему образования в России формирует учитель. Кто, как не он, знает ее изнутри. Высоких результатов обученности учащихся, в частности, по математике, можно достичь, если знать психологические особенности школьника, закономерности обучения и уметь применять их на разных этапах педагогической деятельности. В 90-х годах я познакомилась с публикациями Центра “Преемственность”, которым руководил в то время к.п.н. В. Н. Зайцев. Разработанная данным центром технология полностью отвечала моему внутреннему содержанию. С тех пор я использую ее в своей педагогической деятельности для достижения позитивных результатов всеми учащимися, находящимися в разных зонах развития. Мониторинг учебных достижений учащихся положен в основу моей педагогической деятельности. Используя систематизированный Центром “Преемственность” опыт работ педагогов России, я разработала свою Программу, которая, на мой взгляд, позволяет создать условия каждому ребенку для достижения позитивных результатов в образовательной деятельности.
Ее основное содержание – последовательное включение резервов обучения учащихся:
– восстановление и совершенствование общеучебных умений в первой четверти учебного года (техника счета);
– совершенствование репродукции во второй четверти;
– увеличение числа хорошо успевающих учащихся в третьей четверти;
– активизация творчества учащихся в четвертой четверти.
Вариант такой систематизации заложен в представлении Я.А. Каменского о трех уровнях обучения: сначала должна работать мысль, потом – память, потом – руки. На современном языке эти уровни можно назвать пониманием, усвоением и применением. На каждом уровне обучения решаются определенные дидактические задачи со своими приемами и закономерностями. Нарушение же закономерностей ведет к снижению качества знаний.
Общеизвестно, что за летний период у учащихся значительно снижается уровень общеучебных умений (в частности, техника счета). И, как следствие, – низкая успеваемость в первой четверти. Поэтому моей основной задачей в первой четверти является организация помощи учащимся в скорейшем восстановлении утраченного за лето навыка. Для этого я использую технологию по восстановлению счета. Для того, чтобы эта работа была успешной, необходимо постоянно отслеживать ее результативность, т.е. проводить диагностику изменений состояния ОУУН в течение всего периода.
Другая трудность, которая подстерегает учащихся, – это слабое владение репродуктивными умениями (понимание терминов, пересказ коротких текстов, логичность и лаконичность речи, умение конспектировать и орфографическая грамотность). Поэтому следующим шагом будет организация и проведение работы по усилению репродуктивного освоения языка учебных предметов.
Третья четверть – самая продолжительная и самая трудная. Но к этому времени ученики уже вошли в процесс учения, поэтому появилась возможность увеличить число хорошистов по предмету за счет тех, кто имел 1–2 тройки.
Поэтому основная цель третьей четверти может быть сформулирована так: “выращивание хорошистов”.
Четвертая четверть – пора подведения итогов работы за год. Оценить качество работы учителя можно не только по количеству хорошистов и отличников по предмету, но и по уровню их творчества.
Основные направления реализации Программы.
Реализация Программы осуществляется по следующим направлениям:
1. Научно-методическое сопровождение учебно-воспитательного процесса:
- разработка методических рекомендаций и пособий для учителей-предметников, классных руководителей, родителей;
- организация и проведение семинаров для учителей-предметников, классных руководителей;
- участие в городском семинаре по обобщению опыта работы.
2. Повышение эффективности (через модернизацию содержания, изменения подходов в методиках и технологиях обучения) преподавания математики:
- соблюдение гигиенических норм и требований к организации и объему учебной и внеучебной нагрузки учащихся на всех этапах обучения;
- использование методов и методик обучения, адекватных возрастным возможностям и особенностям учащихся;
- индивидуализация обучения (учет индивидуальных особенностей развития), работа по индивидуальным программам в старших классах.
3. Внеурочная работа по предмету:
- организация работы факультативов, кружков;
- организация работы с одаренными детьми;
- участие в городских олимпиадах, конкурсах.
Перечень мероприятий Программы.
1-й этап (организационный) |
Анализ условий для реализации Программы Организация взаимодействия со всеми службами школы. Организация работы с родителями. Формирование и совершенствование научно-методической базы для успешной реализации проекта. Разработка и проведение мониторинга |
|
2-й этап | I четверть | Диагностика состояния ОУУН “Оценка реального состояния ОУУН учащихся на начало учебного года” |
Участие в круглом столе “Результаты диагностики состояния ОУУН учащихся. Проблемы и пути их решения”. | ||
Посещение уроков и взаимопосещение уроков “Деятельность членов образовательного процесса по восстановлению ОУУН учащихся” | ||
Диагностика состояния ОУУН “Оценка реального состояния ОУУН учащихся на конец первого этапа” | ||
II четверть | Диагностика состояния репродуктивных умений учащихся “Оценка реального состояния репродукции” | |
Педагогический консилиум по результатам диагностики репродукции. | ||
Организация работы групп “скорой помощи”. | ||
Посещение и взаимопосещение уроков. “Деятельность членов образовательного процесса по совершенствованию репродуктивных умений учащихся”. | ||
Диагностика состояния репродуктивных умений учащихся “Оценка реального состояния репродукции”. | ||
III четверть | Определение ЗПВ для учащихся по предмету | |
Посещение и взаимопосещение уроков. “Деятельность педагогов по “выращиванию” хорошистов”. | ||
IV четверть | Участие в ученической конференции “Защита рефератов и творческих работ”. | |
Участие в городском слете НОУ. | ||
Конкурс классных коллективов по проектной деятельности. | ||
3-й этап | Оформление описания хода и результатов
выполнения Программы. Оформление выставок материалов, наработанных по Программе. Размещение методических сборников, методических рекомендаций на сайте школы. Подведение итогов реализации Программы. Определение перспектив дальнейшего развития. |
Мониторинг реализации Программы
Обучение | Успеваемость по классам, по предмету | 1. Уровень обученности. |
2. Качество обученности. | ||
3. Уровень сформированности функциональной грамотности. | ||
4.Уровень сформированности ключевых компетенций. | ||
5. Степень готовности выпускников школы к продолжению образования. | ||
Воспитание | Уровень воспитанности |
|
Уровень успешности воспитательной работы |
|
Оценка социально-экономической эффективности Программы.
Социальная эффективность реализации Программы определяется с помощью системы показателей и индикаторов.
При выборе показателей и индикаторов используются достоверные, сравнимые и доступные данные.
Социальные эффекты реализации Программы оцениваются по следующим направлениям:
1. Повышение качества образования:
– повышение качества обученности учащихся;
– увеличение доли учащихся, занимающихся в кружках, факультативах, элективных курсах;
– увеличение количества участников и победителей олимпиад, конкурсов и т.д.;
– уменьшение количества неуспевающих и второгодников по предмету;
– повышение функциональной грамотности учащихся;
– повышение рейтинга учителя в школе.
2. Повышение доступности образования:
– расширение возможностей получения образования детьми с ограниченными возможностями;
– расширение возможности получения дополнительного образования;
– уменьшение количества учащихся, пропускающих занятия в школе.
3. Расширение социального партнерства:
– развитие системы общественной экспертизы;
– развитие системы общественного мониторинга состояния образования.