Цели урока:
обобщение и систематизация теоретического
материала по данной теме;
Оборудование: Компьютер, проектор, презентация-сопровождение в Роwer Point (приложение 1), тесты, дополнительная литература - сборники ЕГЭ (Кузнецова Л.В., Цыганова Ш.И.), электронный учебник.
План урока: (слайд №2)
1.
Историческая справка.
2. Проверка домашнего задания.
3. Устная работа.
4. Решение упражнений из сборника ЕГЭ Кузнецова Л.В.
5. Физминутка.
6. Электронный учебник (Алгебра 7-11).
- Упражнение на нахождение членов арифметической прогрессии.
- Геометрическая задача.
7. Решение тестовых заданий (Алгебра 7-9. А.Г.Мордкович).
8. Задание на дом.
9. Подведение итогов урока.
Ход урока
Орг. момент: Приветствие учащихся. Сообщается тема план и цели урока.
1. Урок начинается с исторической справки.
Учитель рассказывает о “Арифметической прогрессии в древности” (слайд №3).
Арифметические прогрессии в древности.
В клинописных табличках вавилонян, в египетских пирамидах (XI в. до н.э.) встречаются примеры геометрических прогрессий. Вот пример задачи из египетского папируса Ахимеса:
“Пусть тебе сказано: раздели 10 мер ячменя между 10 человеками, разность же между каждым человеком и его соседом равна 1/8 меры.
Вот формула, которой пользовались египтяне: a= S/n - (n-1) d/2 (S= (a+b) n/2 )
Задачи на прогрессии, дошедшие до нас из древности, были связаны с запросами хозяйственной жизни: распределение продуктов, деление наследства и др. Некоторые формулы, относящиеся к прогрессиям, были известны китайским и индийским ученым.
Ариабхатта (V в.) применял формулы общего числа, суммы арифметической прогрессии. Но правило для нахождения суммы членов произвольной арифметической прогрессии впервые встречается в сочинении “Книги абака” в 1202 г. (Леонардо Пизанский).
2. Проверка домашнего задания.
На
откидных досках выполняют два ученика
упражнения заданные на дом. Решение проверяются
после устного опроса. Учащиеся оцениваются.
3. Устная работа.
Фронтальный опрос: (слайд №4)
- Определение арифметической прогрессии. Примеры.
- Разность арифметической прогрессии. (
) - Дано:
-
арифметическая прогрессия,
. Найти: d (2) - Рекуррентная формула арифметической
прогрессии. (
) - Формула n-го члена арифметической прогрессии. (
) - Дано:
-
арифметическая прогрессия,
. Найти:
(60) - Характеристические свойства арифметической прогрессии.
- (
>1 – среднее
арифметическое) - Дано:
-
арифметическая прогрессия,
. Найти:
и d (3, d=5) - Формула суммы n-членов конечной арифметической прогрессии

- Найдите сумму членов конечной арифметической
прогрессии,
если:
, (-90)
4. Решение задач.
Работа ведется по сборнику ЕМЭ-9класс “Экспериментальная экзаменационная работа” Т.В.Колесников-2007 (слайд № 5).
а) Устный разбор задачи №14 (тест 5) из первой части стр.27.
Идет устный разбор решения задачи, один ученик оформляет на доске, остальные в тетрадях.
№14. В арифметической прогрессии
d=5. Выяснить,
содержится ли в этой прогрессии число 132 и если
да, то найдите его номер.
Решение: проверка (слайд № 6).

Ответ: да.
б) Разбор более сложной задачи №3 на доске (тест 7) из второй части стр.38. Задача разбирается устно. Один ученик работает у доски.
№ 3 Вася выписывает последовательно четные натуральные числа, начиная с 2. Олег, увидев очередное число, подсчитывает сумму всех выписанных к этому моменту чисел и получает ответ 306. Какое число увидел Олег?
Решение: проверка (слайд №7)
![]()
не принадлежит
множеству N
![]()
Ответ: 34.
5. Физминутка.
Физорг класса в течение 2 минут ведет физические упражнения.
6. Решение задач с электронного учебника.
Электронный учебник. (Алгебра 7-11).
№1
а) Упражнение на нахождение членов арифметической прогрессии: (слайд № 8).
Найти 28 член арифметической прогрессии (
), если
. ![]()
Прочитав условие задачи, учащиеся выясняют,
что задачу можно решить двумя способами. Два
ученика
решают у доски. Решением учащиеся сверяются с
электронного учебника.
Решение: проверка (слайд №9).
1-й способ

Решение: проверка (слайд №9).
2-й способ




Ответ:110
№2
a) Геометрическая задача (слайд № 8).
(Разбор задачи вместе с учащимися, один ученик оформляет на доске, с решением сверяемся по электронному учебнику через видеопроектор на экране)
Длина сторон прямоугольного треугольника три последовательных члена возрастающей арифметической прогрессии. Найдите разность этой прогрессии, если его периметр равен 120.
Решение: проверка (слайд №10).
Пусть разность прогрессии равна d, d больше нуля.



![]()
Ответ: d=10
7. Самостоятельная работа.
(Сборник тестов 7-9 А.Г. Мордкович) (слайд № 11).
Решив задание, учащиеся делают взаимопроверку с соседом по парте.
Ключ к тестам и критерий оценок на откидной доске.
1 вариант
1) Найдите четвертый член арифметической прогрессии: 13, 9, …
А. 0. Б. 6. В. -1. Г. 1.
2) Дана арифметическая прогрессия -3,5; -2; … найдите номер члена этой прогрессии, равного 59,5.
А. 44. Б. 43. В. 34. Г. Нет такого номера.
3) Найдите сумму первых 16 членов арифметической
прогрессии, заданной формулой ![]()
А. 864. Б.848. В. 792. Г. 716.
4) Сумма второго и третьего членов арифметической прогрессии равна 16, а разность прогрессии равна 4. найдите первый член прогрессии.
А. 2. Б. 4. В. 5. Г. 6.
2 вариант
1) Найдите первый член арифметической
прогрессии:
,
, 4, 8, …
А. 1. Б. 12. В. -4. Г. -1.
2) Дана арифметическая прогрессия 8,2; 6,6; … Найдите номер члена этой прогрессии, равного -15,8.
А. 16. Б. 14. В. 17. Г. Нет такого номера.
3) Найдите сумму первых 14 членов арифметической
прогрессии, заданной формулой ![]()
А. 511. Б. 497. В. 1022. Г. 1400.
4) Третий член арифметической прогрессии равен 6, а пятый равен 10. Найдите первый член арифметической прогрессии.
А. 1. Б. 2. В. -1. Г. 0.
Ключ к тестам:
1 вариант (ГББА)
2 вариант (ВААБ)
8. Задание на дом.
По сборнику Ш.И. Цыганова: 1) стр. 43 В-8, 2) стр. 46 В-7 (слайд №12).
9. Итог урока.
Оценивание учащихся.
10. Выводы.
Учащиеся отвечают на вопрос: Что нового получили на уроке?
11. Литература.
- Учебник "Алгебра-9". А.Г.Мордкович.
- Типовые тестовые задания ЕГЭ-9 кл. Т.В.Колесников 2007 г.
- Сборник тестов 7-9 кл. А.Г.Мордкович 2004 г.
- Электронный учебник-справочник Алгебра 7-11 кл.