Урок по окружающему миру (1-й класс) по теме "Насекомые"

Разделы: Начальная школа

Класс: 1


Цели:

  1. Познакомить учащихся с признаками насекомых
  2. Помочь учащимся понять, какие условия жизни необходимы насекомых

Задачи:

Образовательные: познакомить учащихся с признаками насекомых, их существенные отличительные признаки, особенности строения; познакомить детей с некоторыми насекомыми; посредством разнообразных мыслительных операций в ходе работы логично и аргументировано отвечать на проблемные вопросы; развивать умение работать с текстом; расширение кругозора детей.

Развивающие: развитие познавательной активности и творческих способностей учащихся, развитие умения работать сообща и дружно с одноклассниками, таким образом, развивая коммуникативные способности детей; развивать умение следовать заданному алгоритму действий, соблюдая инструкции учителя.

Воспитательные: воспитание чувства ответственности и бережного отношения к миру природы, воспитание аккуратности, усидчивости, прилежания, любознательности.

Оборудование:

  • компьютер,
  • презентация;
  • учебник Плешакова "Окружающий мир", 1 класс;
  • тетрадь

Литература для учителя: учебник для 1 класса А.А. Плешакова “Мир вокруг нас”. Часть 1.

Литература для учащихся:

  • учебник для 1 класса А.А. Плешакова “Мир вокруг нас”
  • тетрадь

Этап урока

Дидактическое оснащение

Содержание

1.Организационный момент

 

Здравствуйте, ребята!
Сели! Хорошо закроем двери,
Шум оставим за дверями,
И начнем урок мы с вами.

2.Сообщение темы и цели урока

 

Ребята, жизнь самое удивительное и замечательное явление природы. Она превратила когда-то пустынную и мрачную планету Земля в многоцветный и многозвучный мир. Всюду кипит жизнь: и в знойной пустыне и в вечных снегах, на суше, в воде и в воздухе. Одни из самых многочисленных и интересных являются жители луга. А вот кто они мы с вами узнаем тогда когда разгадаем кроссворд.

- Так кто же они эти жители луга? (НАСЕКОМЫЕ.)

Сегодня мы с вами совершим удивительное путешествие на луг, с определённым заданием, для наблюдения за насекомыми и изучения их строения. Во время путешествия – узнаем отличительные признаки насекомых, дадим советы, как нужно вести себя на лугу.

 

Слайд 2

Итак, мы путешественники и отправляемся в путь. Наш девиз: “Любить и охранять родную природу!”

3.Постановка проблемного вопроса.

 

Ребята, посмотрите, как здесь красиво. Как много насекомых! В эту пору на лугу очень весело. Какое множество пчел носится возле цветущих трав. Пахнет медом. Над цветами летают стрекозы, бабочки, гудят шмели, а в траве стрекочут кузнечики.

Стрекозы заслуживают бережного отношения. И ребята могут для них многое сделать. Остановить, например, того, кто собирается в речке помыть машину, мотоцикл: это ведь очень загрязняет воду. Не ловить стрекоз, а наблюдать за ними!

Глаза стрекозы занимают почти всю голову, и каждый глаз состоит из величайшего множества глазков, и каждый может давать самостоятельное изображение. Во все стороны смотрит стрекоза и, не поворачивая головы, хватает свою добычу своими длинными ногами. Стрекозы красивые, а человек не может прожить без красоты. К тому же нельзя забывать, что, погубив одну-единственную стрекозу, человек, можно сказать, выпускает на волю сотни, тысячи комаров и мошек. А ведь у стрекоз комары и мошки любимая еда. Комара стрекоза съедает на лету. А муху — садясь на веточку, неторопливо. Поэтому стрекоз надо беречь. Сейчас во многих странах стрекоз становится все меньше и меньше. Особенно уязвимы стрекозы, личинки которых могут жить только в чистых водоемах.

- А это кто ребята? Вам знаком этот житель луга?

(божья коровка). Насекомое это или нет?

4.Актуализация опорных знаний.

 

Для того чтобы ответить на этот вопрос, нам нужно узнать строение и отличительные признаки насекомых.

- Сколько крыльев у божьей коровки? (Четыре.)

- Сколько ног у божьей коровки? (Шесть.)

Очень нравится всем божья коровка. Посадит человек ее на руку и приговаривает Божья коровка — легкая букашка, Божья коровка — ласковые крылья, Скажи, не таи секрет: Холодно будет или тепло? Если жучок взлетит при слове “холодно” человек холода и ждал, если взлетит при слове “тепло” — ждал тепла. А в некоторых странах верили: раздавить случайно этого жука — жди беды. Иногда думают, сколько точек у коровки на крыльях столько, сколько ей лет. Но это неправда. Точки не о возрасте говорят, а о том, к какому виду какая из коровок принадлежит.

Коровками их называли потому, что умеют выделять “молоко”, правда, не белое, а оранжевое. Это ядовитое молочко спугивает врагов божьей коровка. Вот послушайте:

Вот темно-красная божья коровка,
Спинку свою, разделив пополам,
Вскинула крылья прозрачные ловко
И полетела по важным делам.
Бродят в траве золотые букашки.
Вся голубая как бирюза,
Села, качаясь, на венчик ромашки,
Словно цветной самолет, стрекоза.
Вот в одинаковых платьях, как сестры,
Бабочки сели в траву отдыхать.
То закрываются книжечкой пестрой,
То, раскрываясь, несутся опять.

- Если говорить о божьих коровках, то только внешне они такие мирные. А они — хищники. Очень прожорливые. Ученые подсчитали, что за свою жизнь божья коровка может съесть 4000 тлей. Божью коровку боятся колорадские жуки. Люди давно поняли, что божьи коровки — отличные помощники в борьбе за урожай. Давайте к ним относиться бережно. Тем более что божьи коровки, как утверждают старинные поверья, приносят счастье.

- Так как же узнать, какое животное насекомое, а какое нет?

5.Физкультминутка.

 

Утром стрекоза проснулась,
Потянулась, улыбнулась.
Раз - росой она умылась,
Два - изящно покружилась,
Три - нагнулась и присела,
На четыре - полетела.
У реки остановилась,
Над водою закружилась.

6.Работа в парах.

Тетрадь, цветные карандаши.

Наше путешествие продолжается.

Перед вами тетради, рассмотрите рисунок.

- Каких насекомых вы узнали?

Ваша задача раскрасить этих насекомых.

- В какой цвет нужно выбрать для кузнечика?

Кузнечику помогает зелёная окраска спрятаться от врагов. Ему трудно себя защищать, поэтому он прячется.

- А шмеля, в какой цвет нужно раскрасить?

Шмель имеет жало, он не боится врагов. Своей пёстрой окраской, он старается предупредить о том, чтобы к нему не прикасались, иначе он может пустить в ход жало.

Теперь я предлагаю вам послушать сказку.

В тёплой стране на большом лугу жила божья коровка. Она все путешествовали, и путешествовала, и в одном из своих путешествий пролетая, над лугом, она стала размышлять, а хорошо ли живется обитателям луга. В этот момент к ней стали подлетать разные насекомые.

И заговорили насекомые. Стали они рассказывать божьей коровке, как стало плохо жить на лугу.

- Ребята, а как вы думаете, почему?

Опечалилась божья коровка, грустно стало ей, ведь помочь она ничем не может.

- Ребята, как вы думаете, кто виноват в бедах жителей луга?

- Какие советы мы можем дать людям, чтобы насекомым жилось уютно в своих домах?

  1. Не рвать цветы.
  2. Не ловить бабочек, кузнечиков.
  3. Не нарушать тишину: ведь луг — это дом для насекомых.

7.Итог урока

Итак, ребята наше путешествие подошло к завершению.

- Как отличить насекомое от других животных?

- О каких насекомых вы узнали?

- Как мы будем беречь, охранять их?