2007 год в России был назван Годом ребенка. Интеграция в мир современных знаний, информационных технологий, воспитания у детей мотиваций к инновациям и умению пользоваться новейшими знаниями – все это является, по мнению первого заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы Швецовой Л.И., неотъемлемой частью современной жизни. Информатизация – это не только качество образования, но и условие конкурентноспособности современного человека. Но готовы ли наши педагоги к этой части жизни?
Мировой опыт подтверждает мысль о том, что решение многих проблем образования начинается с профессионализма педагогов, их желания, готовности, способности принять новое. Без качественного роста педагогического профессионализма мы обречены оставаться в прошлом. На сегодняшний день для современного учителя просто необходимо его приобщение к информационно-коммуникативным возможностям современных технологий, овладение подлинной информационной культурой.
В нашей школе была разработана Программа информатизации школы, где одним из пунктов программы является работа Школы информатизации учителей. Целью создания этой школы является сопровождение процесса использования информационно-коммуникативных технологий в работе учителя. Не оставлять учителя один на один с применением компьютерных и информационных технологий, оказать ему помощь в освоении нового, в квалифицированном выборе и применении технологий, которые в полной мере соответствуют содержанию и целям изучения конкретного урока, разработка уроков с использованием информационно-коммуникативных и компьютерных технологий, снять напряжение в овладении новыми технологиями, широко использовать личностно-ориентированный подход в обучении учащихся. Все это будет возможно, если будут учтено и использовано следующее:
- повышение уровня профессионального уровня учителей благодаря возможности выполнения проектов;
- реализация непрерывного открытого образования;
- использование традиционных и электронных ресурсов для подготовки и проведения уроков.
С чего же начать работу Школы? А с чего начинается работа любого классного руководителя? С изучения личных дел! Значит, надо изучить свой коллектив на момент готовности учителей к новым информационным технологиям. Посещение и анализ уроков, анкетирование учителей в конце концов дали следующую картину:
Уровень ИКТ-компетенции педагогов школы:
Проанализировав полученное, план решения поставленной цели пришел сам собой:
“Видел, но не для меня!” - необходимо начать работу надо с психологического “разжатия”, снятия напряжения у таких педагогов. После этого выстраивается система работы:
- овладением основами компьютерной грамотности;
- консультативная помощь в Школе информатизации учителей;
- посещение открытых уроков, с использованием ИК и компьютерных технологий;
- обсуждение с учителем его представления об использовании ИКТ в своем курсе. на его уроках;
- индивидуальный план обучения учителя использованию ИК и коммуникативных технологий;
- прохождение курсов повышения квалификации по информационно-коммуникативным и компьютерным технологиям;
- разработка программы курса или системы уроков, с использованием ИКТ;
- аттестация профессиональной ИКТ-компетенции учителя.
“Знаю, но не могу!” - работа с такими учителями заключается в привитии им компьютерной культуры и навыка работы за компьютером. Поэтому система работы будет включать следующие этапы:
- обсуждение с учителем его представления об использовании ИКТ в своем курсе. на его уроках;
- индивидуальный план обучения учителя использованию ИК и коммуникативных технологий;
- прохождение курсов повышения квалификации по информационно-коммуникативным и компьютерным технологиям;
- разработка программы курса или системы уроков, с использованием ИКТ;
- аттестация профессиональной ИКТ-компетенции учителя.
“Знаю, могу!” - необходимо расширить границы возможностей и знаний таких учителей в области ИКтехнологий. Для этого:
- индивидуальный план прохождения курсов повышения квалификации по информационно-коммуникативным и компьютерным технологиям;
- разработка программы курса или системы уроков, с использованием ИКТ;
- аттестация профессиональной ИКТ-компетенции учителя;
- участие в работе сетевых сообществ, публикации материалов уроков на сайте и педагогических периодических изданиях;
- участие в окружных конференциях и семинарах, посвященных использованию в работе ИК технологий.
“Знаю, могу, использую!” - такие педагоги нуждаются, наверное, лишь а мягком направлении их деятельности, подсказывании где можно найти дополнительную информацию по тому или иному интересующему их вопросу. Это уровень грамотных ИК-пользователей:
- разработка программы курса или системы уроков, с использованием ИКТ;
- аттестация профессиональной ИКТ-компетенции учителя;
- участие в работе сетевых сообществ, публикации материалов уроков на сайте и педагогических периодических изданиях;
- участие в окружных конференциях и семинарах, посвященных использованию в работе ИК технологий.
Наиболее “сложными” в работе как раз являются представители первой группы учителей. Но методика работы с теми, кто желает овладеть информационно-коммуникативными и компьютерными навыками, последними особенно, существенно отличается от методики обучения учащихся работе за компьютером. Это обуславливается несколькими факторами:
- мы работаем в консервативной системе; успешность работы учителя не всегда зависит от использования компьютера и информационных технологий на уроке и в учебно-воспитательном процессе;
- нагрузка педагога порой достаточна велика;
- недостаточная мотивация для начала овладения ИКТ-компенентностью;
- необходимо преодолеть психологический барьер перед техникой и технологиями, связанными с использованием этой техники.
Учитывая вышеперечисленные факторы, в основу овладения компьютерной грамотностью в Школе информатизации мы положили следующее:
- первое – преодоление психологического барьера, создание достаточной мотивации для овладения ИК технологиями;
- освоение ИК технологиям надо вести непосредственно по насущному требованию. Не должно быть обучения ради обучения! Все, что освоено учителем, сразу идет в качестве помощи в его работе;
- первые шаги выполняются вместе с учителем информатики, но без вмешательства с его стороны: он может только подсказывать, не показывая и уже тем более не делая за обучаемого ничего за компьютером. В дальнейшем практическое освоение компьютера проходит самостоятельно при выполнении каких-либо заданий;
- получив необходимые знания использования компьютерных технологий, дальнейшее обучение проходит в виде индивидуального консультирования;
- не все информационные технологии являются обязательными для всех учителей: одни могут быть освоены на уровне знаний, другие – как устойчивые умения и навыки.
То, что в Школе информатизации разработаны удобные для работы правила многие учителя смогли убедиться, ознакомившись с программой “Обучение с Intel” и обучившись по этой программе. Подготовка текстов и иллюстраций на бумаге, а также других носителях, подготовка презентаций, слайд-шоу, использование ресурсов Интернета, образовательная деятельность через Интернет – все это учителя могут освоить в Школе информатизации учителей по мере появления у них потребностей и условий и возможностей для использования этих потребностей. Самое главное, что на занятиях создается ситуация, сходная с постановкой проблемы (проблемное обучение): перед обучающимся учителем ставится задача, требующего самостоятельного решения, опираясь на минимум, который был рассказан учителем информатики. При этом необходимо выполнения условия: учитель информатики не может браться за “мышку”, чтобы помочь своим “студентам”: все комментарии он должен давать образно, четко. Возникающие трудности преодолеваются при помощи наводящих вопросов учителя информатики, который “подводит” к решению и разрешению проблемы. Кроме этого основу занятий составляют мини-проекты, выполняемые учителями.
Немаловажную роль для учителей играют занятия по использованию систем моментальных сообщений: Skype, Tamk (Google). Школа выстраивает систему дистанционного обучения, где подспорьем очного обучения могло быть обучение в режиме он-лайн общения с учителем. Особенно это актуально для учеников, находящихся на надомном обучении.
Исследования применения информационных технологий в образовании ведутся уже на протяжении 60 лет. Система образования всегда была более или менее отзывчивой на внедрение в учебный процесс новых технологий. Задача сегодняшнего дня, чтобы и учителя современной школы были такими же отзывчивыми к внедрению информационных технологий в повседневный учебный процесс.