Актуальность проблемы
Проблема здоровья учащихся становится приоритетным направлением развития образовательной системы современной школы, стратегическая цель которой - воспитание и развитие свободной жизнелюбивой личности, обогащенной научными знаниями о природе и человеке, готовой к созидательной творческой деятельности и нравственному поведению. Ведущими задачами школы в настоящее время являются: развитие интеллекта, формирование нравственных чувств, забота о здоровье детей. Все это согласуется с основными направлениями проекта реформы общеобразовательной школы, в котором на одном из первых мест стоит здоровье школьников.
Новый методологический подход к определению сущности понятия здоровья и принципов ЗОЖ впервые был рассмотрен в монографии А.Г. Щедриной [19] и получил дальнейшее развитие в работах Л.Г. Апанасенко, Р.И. Айзмана, Э.М. Казина, В.П. Казначеева и др. Мы заинтересовались этой проблемой и решили провести собственное социологическое исследование.
В одном из социологических опросов, проводимых на общешкольном родительском собрании, на вопрос:
“Что, по Вашему мнению, важнее всего для счастливой жизни ребенка?” 89,4% родителей отметили крепкое здоровье.
Более половины опрошенных родителей считают, что для счастливой жизни необходимы, в первую очередь, здоровье, семья, хорошее образование, материальное благополучие и интересная работа. Причем “здоровье” здесь выступает абсолютным лидером.
Аналогичное исследование в подростковой среде позволило выявить, что современным школьникам присуще наличие разных, порой взаимоисключающих жизненных целей. В то же время для большинства опрошенных безусловно важными жизненными ценностями являются: семья, дружба, образование, здоровье.
Какова же реальная картина здоровья детей в нашей школе?
Состояние здоровья учащихся оценивалось по результатам изучения внутришкольной медицинской документацией по различным направлениям.
Соотношение количества практически здоровых детей и детей с различными отклонениями в здоровье
Рисунок 1- соотношение количества практически здоровых детей и детей с различными отклонениями в здоровье
Анализ данных, приведенных на рис. 1, показывает, что количество детей, имеющих отклонения в здоровье уменьшилось. Но число больных детей среди учащихся 9-11 классов увеличилось (из-за перегрузки, физических, экологических изменений). Было обследовано логопедической службой школы 204 учащихся начальной школы. Выявлено с нарушением устной и письменной речи 30 учащихся, что составило 15% на начало этого года. Из них в 1-х классах 9 человек , 2-4 классах 21 человек. Среди первоклассников 5 детей с диагнозом (не резко выраженное общее недоразвитие речи), 6 человек с нарушением произношения. Нарушение чтения и письма выявлено у 19 человек. С учетом структуры речевого дефекта были сформированы 6 логопедических групп. Каждая группа занималась по особому перспективному плану и по расписанию. По итогам учебного года выпущено с улучшением устной и письменной речи 10 человек (33 %), оставлено для продолжения работы 20 человек (67 %).
За прошедшие два года простудные заболевания и обращаемость детей в медицинский кабинет плавно снижается. Это достигнуто в результате совместных усилий педагогического коллектива школы, медицинских работников, родителей и детей по сохранению и укреплению здоровья.
Хотя профилактическая работа в школе и ведется в системе, но к концу обучения все же наблюдается увеличение количества детей с пониженным зрением, нарушением осанки, сколиозом, плоскостопием, хроническими заболеваниями ЖКТ.
Таким образом, проблема сохранения и укрепления здоровья детей, формирования осознанного стремления к здоровому образу жизни для нашей школы действительно остается актуальной и может быть решена, на наш взгляд, путем реализации проекта
“Школа за здоровый образ жизни”
Цель проекта: воспитание и формирование ответственного отношения к сохранению здоровья как наиважнейшей ценности человека, общества, государства, основы эффективного получения достойного образования, залога комфортной, духовно наполненной жизни, продуктивной деятельности.
Задачи:
- создание условий для сохранения и укрепления здоровья учащихся и формирования у детей, родителей, педагогов ответственного отношения к собственному здоровью;
- адаптация выпускников к жизни в обществе;
- воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье, формирование здорового образа жизни.
Нормативно правовая база проекта
В основу проекта легли реализуемые на территории Губкинского городского округа комплексные целевые программы “Дети Губкинской земли” (подпрограмма “Здоровое поколение”, “Одаренные дети”), “Охрана и укрепление здоровья здоровых”, “Развитие физической культуры и спорта”, “Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту”, социальный проект “Мой город без наркотиков”.
Рассматривая взаимосвязь различных компонентов здоровья (слайд 6) с учетом возрастных особенностей, биологического и социального развития, следует отметить, что на разных возрастных этапах развития человека степень взаимовлияния компонентов здоровья может меняться. Именно учет данных взаимовлияний, наследственных и средовых факторов, индивидуальных особенностей развития человека лежит в основе нашего проекта “Школа – территория здоровья”.
Процесс обучения и формирования здорового образа жизни в нашей школе осуществляется по трем взаимосвязанным направлениям [15]:
- формирование валеологической грамотности;
- внедрение здоровьесберегающих образовательных технологий и условий обучения;
- организация оздоровительной работы в учебное и внеучебное время.
Анализируя современное состояние проблемы формирования валеологических знаний, умений, навыков, следует отметить, что изучение основ здорового образа жизни в различных регионах нашей страны и за рубежом ведется по самым разным программам, разработанным с учетом региональных, возрастных, социально-экономических условий, а также на основе мировоззренческих позиций авторов [2, 4, 5, 7, 10, 11, 14].
Но, к сожалению, до сих пор эта проблема остается приоритетной для ученых и исследователей, мы же начинаем задумываться о здоровье тогда, когда оно практически потеряно. Для повышения уровня знаний о здоровье детей и родителей социальным педагогом и психологом, совместно с медицинскими работниками организована работа школы для детей и родителей “Я и мое Здоровье”, включающая два направления: "Основы здоровья и здоровый образ жизни", "Физическое здоровье".
"Основы здоровья и здоровый образ жизни"
Теория |
Практика |
I ступень образования |
|
Знать: определение здоровья, ЗОЖ ; факторы, благоприятно воздействующие на здоровье; о необходимости заботиться о своем здоровье; о значении здоровья для успешной учебной деятельности |
Уметь: составлять индивидуальный режим дня и соблюдать его, Овладеть: приемами самоконтроля, самооценки, взаимооценки, саморегуляции |
II ступень образования |
|
Знать: об ответственности человека за свое здоровье; о здоровье как необходимом условии высокой работоспособности в любом виде деятельности; возрастные особенности физического и психического развития и их влияние на здоровье человека; определение иммунитета, способы повышения иммунитета; о самонаблюдении, самоанализе как способах познания себя и других; о взаимосвязи самооценки и здоровья; методы самовоспитания |
Уметь: использовать отдельные компоненты ЗОЖ в соответствии с индивидуальными особенностями; использовать способы повышения иммунитета Осуществлять: саморегуляцию в различных видах деятельности |
III ступень образования |
|
Знать: комплекс факторов, отрицательно влияющих на здоровье; о значении здоровья для реализации себя как личности в обществе, в коллективе, для семейного благополучия; об ответственности человека за свое здоровье и здоровье окружающих; о рефлексии как способе познания себя |
Уметь: составлять индивидуальный план ЗОЖ и реализовывать его Пропагандировать ЗОЖ |
"Физическое здоровье"
Теория |
Практика |
Двигательная активность и
физическое состояние |
|
Знать: о значении физических упражнений, физических качеств (гибкость, выносливость, ловкость, быстрота) для здоровья человека; упражнения для развития физических качеств; простейшие способы самоконтроля физического состояния; простейшие средства профилактики умственного и физического утомления |
Уметь: выполнять физические упражнения для развития физических качеств; осуществлять простейшие приемы самоконтроля физического состояния; выполнять комплекс утренней гимнастики |
II ступень образования |
|
Знать: определение физического здоровья; что такое физическая подготовленность и физическое развитие, уровни и факторы, влияющие на них; о значении физических качеств (силы, выносливости ) для здоровья человека; упражнения для развития силы, выносливости; что такое "работоспо собность", "утомляемость"; средства повышения работоспособности; о значении физкультуры и спорта для здоровья человека |
Уметь: осуществлять самоконтроль физического развития и подготовленности; определять степень утомления по объективным и субъективным показателям; использовать средства повышения работоспособности в режиме дня; выполнять физические упражнения для развития физических качеств (силы, выносливости); подбирать вид спорта для самостоятельных занятий |
III ступень образования |
|
Знать: о значении резервных возможностей организма (сердечно-сосудистой и дыхательной систем) для развития здоровья человека |
Уметь: оценивать уровень резервных возможностей сердечно-сосудистой и дыхательной систем; подбирать средства для укрепления физического здоровья и комплексно применять их в зависимости от индивидуальных особенностей |
Закаливание |
|
Знать: о значении закаливания для здоровья человека; простейшие закаливающие процедуры и правила их выполнения |
Уметь: выполнять простейшие закаливающие процедуры |
II ступень образования |
|
Знать: виды и принципы закаливания; признаки переохлаждения и перегревания; методы оценки степени закаленности |
Уметь: регулировать холодовую нагрузку в процессе закаливания; выполнять различные виды закаливания и применять их в режиме дня; осуществлять самоконтроль и степень закаленности; составлять индивидуальный план закаливания |
III ступень образования |
|
Знать: о значении бани для здоровья человека; правила выполнения контрастных закаливающих процедур |
Уметь: разрабатывать и реализовывать индивидуальную программу закаливания в процессе организации ЗОЖ |
Питание |
|
Знать: всё о питательных веществах; о пользе основных пищевых продуктов, о "полезных" и "вредных" продуктах; значение режима питания; правила приема пищи |
Уметь: различать "полезные" и "вредные" продукты |
II-III ступени образования |
|
Знать: значение основных пищевых продуктов для здоровья человека; о влиянии технологии приготовления пищи на здоровье человека |
Уметь: соблюдать правила приготовления пищи, обеспечивающие сохранность полезных веществ; использовать способы приготовления блюд, обеспечивающие сохранность витаминов |
Физическое здоровье и
окружающая среда |
|
Знать: о влиянии окружающей среды, о влиянии объектов природы на здоровье человека; об ответственности человека за здоровье природы |
Уметь: в доступной форме пропагандировать знания о природе, об ответственности за здоровье природы |
II ступень образования |
|
Знать: об особенностях адаптации человека к различным климатическим условиям; об использовании естественных ландшафтов для оздоровления человека; об антропогенном воздействии на природу и его значении для здоровья человека; о способах сохранения здоровья и жизни в экстремальных условиях |
Уметь: определять благоприятные для здоровья природные зоны |
III ступень образования |
|
Знать: о биологической функции химических элементов, простых и сложных веществ, содержащих эти элементы, об их влиянии на организм человека; о биологическом действии некоторых физических явлений; о способах защиты от негативного воздействия некоторых физических явлений на здоровье человека |
Уметь: грамотно использовать различные вещества, применяемые в быту, не подвергая опасности свое здоровье и здоровье окружающих |
Профилактика заболеваний |
|
Знать: о причинах возникновения и способах профилактики простудных заболеваний, заболеваний опорно-двигательного аппарата (нарушение осанки, плоскостопие), о причинах нарушения зрения, о заболевании зубов; о наследственной предрасположенности к заболеваниям |
Уметь: использовать средства профилактики наиболее распространенных заболеваний; |
II ступень образования |
|
Знать: о пагубном влиянии вредных привычек на здоровье человека |
Уметь: убеждать окружающих в необходимости отказа от вредных привычек |
Ознакомление детей с необходимой информацией осуществляется через учебные предметы (физическую культуру, окружающий мир, природоведение, биологию, химию, географию, технологию, физику, литературу, музыку, ИЗО) и систему внеклассной воспитательной работы, что является отличительной особенностью данного проекта.
Коррекция общеобразовательных программ по физической культуре, биологии, природоведению, физике, химии, географии, технологии не осуществлялась, так как в них уже изначально заложен валеологический компонент, что позволяет избежать "ущемления" основного программного материала и перегрузки школьников.
Цель таких учебных предметов, как литература, музыка, изобразительное искусство - формирование духовной культуры, что согласно четырехкомпонентной модели здоровья соответствует духовному здоровью и направлено на формирование позитивных целей и ценностей, помогает освоению нравственных норм и образцов поведения. В связи с этим по данным предметам не корректировалась программа, а имеющийся в них материал, касающийся преимущественно духовного здоровья, актуализировался и обогащался.
Внедрение здоровьесберегающих образовательных технологий и условий обучения
Одним из приоритетных направлений деятельности школы на протяжении последних лет было “Формирование здорового образа жизни и внедрение здоровьесберегающих технологий”.
Учителями и специалистами школы разработаны методические рекомендации: по работе с гиперактивными детям, методические рекомендации по профилактике аддиктивных форм поведения (курение, алгоголизм, наркомания), методические рекомендации по оздоровительным техникам, разработана программы программа профилактики употреболения ПАВ “Пусть будущее будет светлым”. Для всех участников образовательного процесса проводятся модульные курсы, тренинги, семинары, лекции, консультации специалистов, врачей направленные на обучение методикам по укреплению и сохранению здоровья, работает школа для детей и родителей “Я и мое Здоровье”.
В образовательные технологии включены оздоровительные методики, направленные на охрану и укрепление здоровья учащихся:
- оздоровительные техники по системе Базарного (смена динамических поз);
- программа “Чистая вода”;
- аэроионотерапития (профилактика острых респираторных заболеваний, аллергических болезней, снижения хронической патологии органов дыхания, повышения иммунитета);
- фитотерапия (для повышения устойчивости организма к внешним воздействиям, в том числе бактерицидным, снижения частоты острых и обострений хронических заболеваний);
- витаминизация (для повышения резистентности и общеукрепляющего воздействия);
- организация рационального питания (для формирования культуры питания, снижения частоты обострений заболеваний органов желудочно-кишечного тракта, коррекции функциональных нарушений органов пищеварения.
Организация оздоровительной работы в учебное и внеучебное время (слайд 11)
В школе учреждены паспорта Здоровья для каждого обучающегося. 100% учащихся посещают спортивные кружки, секции в детско-юношеских спортивных школах города, занятия по интересам в учреждениях дополнительного образования детей. Ежедневно занятия в школе начинаются с общешкольной зарядки, каждая 21 минута урока - физкультминутка. Ежемесячно проводятся Дни здоровья: дети совместно с родителями и учителями посещают плавательный бассейн “Дельфин”, Дворец спорта “Кристалл”, Спортивный комплекс “Горняк”. Наша школа активно включилась в областной эксперимент по введению в учебный план 4 часа физической культуры и спорта. Занятия проводятся в виде спаренных уроков на базе межведомственного центра детско-юношеской спортивной школы управления образования и науки.
Проект “Школа за здоровый образ жизни” реализуется на протяжении нескольких лет и уже дает положительную динамику здоровья детей (слайд 17).
В школе уменьшилось количество обучающихся, часто болеющих простудными заболеваниями, уменьшилось количество детей, стоящих на внутришкольном учете. Возросла активность участия родителей в спортивно-оздоровительных мероприятиях, проводимых школой.
Новизной проекта является использование традиционных и инновационных программ обучения и развития детей, привлечение всех ресурсов образовательного учреждения и социума для формирования у обучающихся и родителей устойчивого стремления к здоровому образу жизни.