Интегрированный урок литературного чтения и изобразительного искусства "Образ Солнца в славянской мифологии"

Разделы: Начальная школа, МХК и ИЗО


Цель: с формировать представление о боге Яриле, познакомить с обрядами чествования его народом посредством выразительных средств литературы и изобразительного искусства.

Задачи:

обучающие:

формировать:

  • речевые умения, навыки чтения, слушания;
  • навыки учебного, творческого сотрудничества детей в процессе художественно-практической созидательной деятельности;
  • навыки работы в технике бумагопластика, графика;

развивающие:

развивать:

  • способность полноценно воспринимать художественное произведение, эмоционально откликаться на прочитанное;
  • память, образное мышление, творческое воображение;
  • активный интерес к истокам славянской культуры;

воспитывающие:

воспитывать:

  • любовь к родине, интерес к её многотысячелетней истории;
  • культуру нравственно-эстетического восприятия и потребность в сохранении
  • художественного наследия славянского народа;

здоровьесберегающая:

  • способствовать сохранению здоровья детей с разным типом психического восприятияинформации путем смены видов деятельности.

Материалы и оборудование:

  • мультимедийная установка;
  • слайды;
  • музыкальный центр;
  • запись звуков живой природы на CD “Концерт рано утром” из сборника “Симфония природы”;
  • иллюстрации с изображением Ярилы в трех ипостасях;
  • карточки для обучающихся с сообщениями о днях, посвященных Яриле;
  • цветная бумага, клей, ножницы, фломастеры, “части мира” - небо, земля, силуэтные изображения людей;
  • образ неожившей земли серого цвета (круг, вырезанный из плотной бумаги диаметром 70 см);
  • конверты с вырезанными лучами солнца для рефлексии.

Ход урока.

1.Организационный момент.

Учитель по литературному чтению:

- Ребята, сегодня мы с вами окунемся в мир прошлого нашей Родины. В то время, когда люди жили в гармонии с природой, любили и обожествляли ее. Данные слова могут послужить эпиграфом к нашему уроку (Приложение)

Народ, не знающий своей истории, своих древних корней, обречён на гибель. Счастье, что наши древние сказания о славянских богах хотя бы частично сохранились, переданные нам неизвестными сказителями, нашими далёкими предками. И, прочитав их, вы с гордостью можете сказать, что вы - наследники древних славян. Вы, так же как и они, будете знать и любить свою историю, уважать предания своего народа и гордиться его многотысячелетней историей.

2. Повторение изученного материала.

- Предания, сказания, как можно по-другому назвать? (мифы)

- А что же такое миф? Какие признаки мифа вы знаете? (повествование о богах, героях, мифы отражают фантастические представления людей)

Учитель, подводя итог сказанному, даёт определение мифа.

Миф – это рассказ (повествование) о богах, героях, духах, отражавший фантастические представления людей о мире, природе и человеческом бытии.

- С мифами каких народов мы познакомились на предыдущих уроках? ( греческого, хакасского) Назовите их.( “Арион”,”Дедал и Икар”, “Луна и Чилбиген” и др.)

- Возвращаясь к нашим словам на слайде, скажите, с мифом какого народа мы будем знакомиться сегодня? (славянского)

- Если миф - это повествование о богах, и мы будем знакомиться со славянским мифом, нельзя не вспомнить о славянских богах. Давайте вспомним, с какими славянскими богами мы познакомились на уроках окружающего мира (Приложение)

На слайдах картинки с изображениями некоторых славянских богов, их именами и краткой характеристикой. Учащиеся зачитывают эти сведения.

Бог Сварог – Верховный Небесный Бог, управляющий течением Жизни нашей и всем Мироустройством Вселенной.

Бог Перун – Бог – Покровитель всех воинов, защитник Земель от Тёмных сил.

Богородица Макошь – Небесная Богородица, Справедливая Богиня счастливого жребия и Судьбы, вместе со своими дочерьми Долей и Недолей определяет Судьбы Небесных Богов, а также судьбы всех людей.

Даждьбог – Бог-Хранитель древней Великой Мудрости, податель всяческих благ, счастья и благополучия.

Стрибог – Бог, который управляет молниями, вихрями, ураганами, ветрами и штормами морскими.

Ярила - ….?( картинка и характеристика отсутствует на слайде)

- Что же представляет собою Бог Ярила? Давайте прочитаем миф, и, возможно, там найдём ответ на этот вопрос.

3. Изучение нового материала.

А) Первичное чтение текста.

Миф “ Ярило - Солнце” читают четыре хорошо читающих ученика, соответственно логическим частям, на которые разбит весь текст.

- О чём рассказывается в мифе? (о зарождении жизни на Земле, о происхождении человека, о Боге Яриле)

- Какие чувства вызвало это произведение? (восхищение, гордость за человека, радость)

Учитель: Наша главная цель сегодня на уроке – из отдельных сведений в тексте составить образ бога Ярилы, нарисовать его словесный портрет.

- Сначала попытаемся понять, почему он так назван? Давайте подберём однокоренные слова к слову Ярило ( ярый, яркий, яростный). Найдём значение слова “ярый” в толковом словаре С. Ожегова и прочитаем.

- Далее я вам предлагаю поработать в группах, чтобы больше узнать о боге Яриле

Б) Анализ литературного образа Ярилы

1 группа: Прочитать 1 абзац по цепочке по одному предложению и ответить на вопросы:

- Какая была Мать Сыра Земля до появления Ярилы? ( мертва была, ни тепла, ни звуков)

- Есть ли в тексте описание Ярилы?(вечно юный, вечно радостный светлый Ярило)

- Что сделал Ярило, чтобы разбудить Землю?( пронизал, прорезал слои мрака, полились жаркие волны лучезарного света)

2 группа: прочитать 2 и 3 абзацы “про себя” и ответить на вопросы:

- Как Земля изменилась с появлением Ярилы? ( проснулась, в красе раскинулась, разукрасилась злаками, цветами и т.д.)

- Как понять выражение “жадно пила она золотые лучи живоносного света”? Какое средство художественной выразительности здесь используется? (олицетворение)

- Кто появился на Земле под воздействием Ярилина света? ( рыбы, звери, птицы)

3 группа: ответить на вопросы к 4 и 5 абзацам выборочным чтением.

- Как произошло рождение человека и как у него зародился ум?

- Как Ярила приветствовал рождение человека?

- Что оставил Ярила вместо себя, когда его сила ослабела? (огонь)

Учитель литературного чтения подводит итог:

- Таким образом, мы можем сказать, что Ярила – бог Солнца, вносящий в жизнь природы молодую свежесть, расцвет и плодородие, пробуждающий жизнь.

Физкультминутка

А теперь тихонько встали,
Руки к небу мы подняли,
Потянулись, улыбнулись
“Здравствуй, солнышко!”, - сказали,
“Поклонились вправо, влево,”- говорит учитель изобразительного искусства и продолжает физкультминутку
Вправо, влево
Дружно сели – вновь за дело!

В) Знакомство с художественными образами Ярилы.

Вступает учитель изобразительного искусства:

- Интересно было бы знать, а как Бога Ярилу изображал народ? Чтобы ответить на этот вопрос, давайте соберём его образ. ( Учащиеся собирают иллюстрацию с изображением Ярилы, разрезанную на несколько частей)

Учитель:

- Так выглядел, Ярила – вешний, молодой юноша в белой рубахе, босой, с венком из полевых цветов на голове, разъезжающий на белом коне. (Приложение)

23 апреля – День Ярилы Вешнего. Что же происходило в это день?

Из первой группы три ученика рассказывают информацию, которая лежит у них на столе:

1-ый ученик: В этот день Ярила “отмыкает” Мать Сыру-Землю и выпускает росу, отчего начинается бурный рост трав.

2-ой ученик: В народе говорили: “Ярила Землю отмыкает, весну из-под спуда выпускает, зелёную траву выгоняет”.

3-ий ученик: В этот день совершался торжественный выгон скота на пастбище. По обычаю скот и ребятишек слегка ударяли вербовыми ветвями и приговаривали: “Принесла верба здоровья! Как вербочка растёт, так и ты расти!”

Учитель:

- ( Приложение) - Но образ Ярилы не был однозначным, он менялся в течение лета, и этому было посвящено множество праздников.

А 4 июня Ярило представлялся народу иным. В одной руке он держал пучок ржи, а в другой палицу. Что это за день?

Выходят три учащихся из второй группы:

1-ый ученик: День чествования Ярилы Сильного или еще его называли Ярилой Мокрым.

2-ой ученик: В этот день хозяин обязательно ходил в поле – “смотреть жито”. Для чего во всходы кладётся специально испечённый пирог. Затем хозяин отходит на несколько шагов и смотрит – видно пирог во всходах или нет. Если пирог не видно, значит, урожай будет хорошим.

3-ий ученик: Начиная с этого дня, Вешняя сила Ярилы идёт на убыль вплоть до Купалы.

Учитель:

- 7 июля это не только день Купалы, но и день проводов Ярилы. Который мыслится уже не молодым, а седобородым старцем, отдавшим всю свою живительную силу Земле. ( Приложение)

1-ый ученик: В этот день было принято скатывать горящие колеса с ближайшей возвышенности.

2-ой ученик: Проводились шуточные “похороны” Ярилы. Для этого изготавливалось соломенное чучело состарившегося Ярилы, которое по Закону подобия хоронил такой же старик.

3-ий ученик: Другой вариант проводов Ярилы заключался в следующем: вокруг старика, изображающего Ярилу, водили хоровод.

Учитель изобразительного искусства:

-Мы много узнали о боге Яриле и можем сделать вывод, кто же он такой.

(Приложение).

- Ярило – образ Бога-Солнца. Бог пробуждающейся природы и плодородия, символ силы и любви. Покровитель растительного мира. В честь него стали люди давать имена своим детям, чтобы быть им сильными, ярыми - Ярополк, Яромир, Ярослав.

- Но мы не знаем, с какими словами обращались люди к Яриле. Их мы узнаем после того, как по подобию Ярилы преобразим нашу Землю ( на доске образ неожившей Земли). Для этого поработаем в группах.

4. Закрепление материала.

Творческая работа в группах. ( во время выполнения работы звучит музыка с пением птиц)

1 группа: создают образы людей в народных костюмах;

2 группа: создают образ цветущей Земли (цветы, деревья);

3 группа: создают образ неба (облака, птицы, солнце)

5. Создание коллективной работы.

После выполнения работы в группах, создаётся коллективная работа, изображающая целостный образ мира.

Учитель изобразительного искусства:

- Мы преобразили нашу Землю? Какой она стала?( красивой, нарядной, цветущей)

- Благодаря вашему творческому труду, на нашей работе появились слова, с которыми люди обращались к Яриле, чествуя его. (Приложение)

Ученик выразительно читает слова, записанные на слайде.

Здравствуй, Ярила Трисветлый!
Славен и Триславен будь!
Яришь ты плоды полей наших
И силу нашу молодецкую!
Да во славу Рода Небесного
И Земли- Матушки!
Так было, так есть
И так будет!

6. Итог урока.

Учитель литературного чтения:

- Давайте подведём итог урока. Что же нового вы узнали на уроке? Чему научились? Что вам показалось самым интересным?

7. Домашнее задание.

1 группа. Найти и выписать устаревшие слова, объяснить их значение.

2 группа. Найти и выписать из текста метафору, сравнение и олицетворение.

3 группа. Выразительное чтение отрывка “Пробуждение Земли”.

8. Рефлексия.

Учитель изобразительного искусства:

-Если урок вам понравился, вы узнали много нового и интересного, пусть каждый из вас дополнит наше солнышко (на доске на листе ватмана солнце без лучей) своим лучиком знаний.

- Вы сегодня хорошо поработали, молодцы! А мне хочется закончить урок словами заповеди, оставленной нам нашими предками-славянами (Приложение)

Каждое совершённое вами деяние оставляет свой неизгладимый след на извечном Пути жизни вашей, а посему сотворяйте, люди, только прекрасные и благие деяния, да во Славу Богов и Предков ваших, в назидание потомкам вашим!