Урок-путешествие по истории и культуре родного народа на тему "Города Удмуртии". 3-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 3


Цель:

  1. Познакомить учащихся с историей образования городов Удмуртии, их современным обликом.
  2. Развивать устную речь, память, умение работать с картой.
  3. Воспитывать чувство патриотизма.

Оборудование: карта России, карта Удмуртии, иллюстрации городов Удмуртии, фотографии знаменитых людей Удмуртии, “Вальс” П.И.Чайковского, жетоны, кубик, волшебная линеечка.

Ход урока.

I. Организационный момент.

II. Проверка выполнения домашнего задания.

-Какую тему мы изучали на прошлом уроке?

-На прошлом уроке мы изучали тему “ Удмуртские мифы, легенды”.

-Дома вы рисовали сказочных героев. Давайте посмотрим, кто вам особенно запомнился (Дети показывают рисунки и рассказывают)

-Палэсмурт - это половинный человек. Он охраняет лес. У него хоть и один глаз, но он всё замечает, что люди делают в лесу. Там он пугает людей своим криком. Спрятаться от него можно за рябину. За ней он человека не видит. А если убить его кто-то захочет, то стрелять надо щепкой. Пули его не берут. 

-Нюлэсмурт – ужасной вышины человек с таинственным голосом. Живёт в лесу, имеет своё хозяйство. Он не любит упрямых людей. Если кто-то в лесу расположится отдыхать на его дороге, то Нюлэсмурт скажет им человеческим голосом: “Уходите отсюда поскорее, пока живы!” 

-Великаны – очень-очень большие люди. Дремучий лес для них как крапива. Где ступит нога великана, там появляется лог, где он вытряхивает песок из лаптя – образовывается холм. Живут они беззаботно, делать ничего не умеют. 

-Вумурт – водяной человек. У него есть необыкновенно красивая жена, сыновья, дочь. Кого он полюбит – награждает богатством. Если же невзлюбит – топит в болоте скотину.

-Лудмурт – полевик. Это маленький человек, ростом не выше пятилетнего ребёнка. При выгоне скота в поле, обращаясь к нему, читалась молитва с просьбой сохранить животных.

-Коркамурт – дух вроде домового. Иногда за хозяйку дома он исполняет работу: щиплет лучину, колет дрова, прядёт, вяжет.

-Гидмурт – домовой, заведующий домашней скотиной. Ближе всего стоит к лошадям. Заплетает им гривы и хвосты.

- Молодцы, хорошо подготовились!

III. Подготовка к основному этапу урока.

1.Актуализация.

Живёт на земле человек. И у каждого человека есть Родина.

- Что такое Родина?

-Страна, где мы живём, то место, где родились и выросли.

-Как называется наша Родина?

-Наша Родина-Россия.

-А малая родина?

-Малая родина-Татарстан.

-Наша Родина - необъятная Россия. Она расположена в восточной части Европы и северной части Азии (Показ на карте) Население около 150 млн. человек. Всего проживает свыше 100 народов. В России 1066 городов. Малая родина-Татарстан.

(показ на карте).

2. Целеполагание.

А мы сегодня познакомимся с яркой и красивой, трудовой и музыкальной, многонациональной и самобытной соседней республикой – Удмуртией.

(Стих. читает ученик)

Удмуртия. Край родниковым зовётся
Об этом и в песнях народных поётся.
То Воткинск, Ижевск, иль деревня родная-
На свете милее нет этого края.

-Что узнали из этого стихотворения?

-Удмуртия - родниковый край. Там есть города: Воткинск, Ижевск.

-Сегодня мы совершим путешествие по городам Удмуртии. Узнаем об истории их образования.

3. Мотивация.

Внимательно слушайте всё, что я вам расскажу. Это пригодится вам для игры, которая пройдёт в конце урока.

IV. Изучение нового материала.

-Кто был в Удмуртии?

-Назовите столицу Удмуртии.

-Ижевск.

-Как добраться до Ижевска?

-На машине или на поезде.

Сейчас мы отправимся туда. Угадайте на чём?

Я зашёл в зелёный дом,
Больше суток пробыл в нём.
Оказался этот дом
В дальнем городе другом.

-Мы отправимся в Ижевск на поезде. (Дети встают, имитируют движение поезда под песню “Голубой вагон”)

Мы прибыли в столицу Удмуртии - город Ижевск. Найдите его на карте.

Города, как и люди, имеют свою неповторимую судьбу, свой облик, свой характер.

Некоторые из них получили второе название: “белокаменный”, “вечный”, “город на семи холмах”…Ижевск …он не обзавёлся ещё такими титулами. Ему, как городу, более 90 лет.

В 1918 году Ижевск, один из крупнейших и старейших рабочих посёлков Урала, получил статус города, а через три года стал столицей Удмуртии.

Начало городу было положено 200 с лишним лет назад. В апреле 1760 года, по распоряжению императрицы Елизаветы, среди лесной глухомани на берегу реки Иж были построены посёлок мастеровых и корпуса железоделательного завода. Завод рос, развивался. Однако в 1774 году был разрушен. Дальнейшее развитие Ижевска связано со строительством оружейного завода в 1807 году, основателем которого был Андрей Фёдорович Дерябин. (Показ иллюстрации из книги [5]

С началом оружейного производства начинается слава мастеровых Ижевска. На заводе изготавливали сталь, холодное оружие, охотничьи ружья. Изделия стали известны во всём мире. На Парижской выставке 1867 года получили серебряную медаль. В Екатеринбурге 1887 года – Большую золотую медаль. Первый отечественный мотоцикл, первые отечественные станки и многое другое было создано здесь. В годы Великой Отечественной Войны коллектив сталеваров завода освоил 75 новых марок стали.[5] Многие ижевцы стали Героями Советского Союза. Среди них лётчик Евгений Максимович Кунгурцев (Показ фотографии) дважды Герой Советского Союза.

Михаил Тимофеевич Калашников - человек-легенда, создатель одной из самых

Совершенных систем стрелкового оружия в мире. Главный конструктор производственного объединения “Ижмаш”. Дважды Герой Социалистического Труда (Показ фотографии).

Сейчас Ижевск – мощный индустриальный центр. Здесь располагаются 49 крупных промышленных предприятий. Если представить себе конвейер, по которому движется промышленная продукция города Ижевска, то на нём можно будет увидеть сотни различных видов машин и оборудования: мотоциклы и автомобили, спортивные и охотничьи ружья, металлорежущие станки с программным управлением и бумагоделательные машины, радиоприёмники и радиолы, пианино и мебель, трикотажные изделия и обувь.

Город Ижевск - красив в любое время года. Говоря словами поэта: “…он поднялся корпусами, полон света, синевы. ” Весной он утопает в цветах вишен и яблонь, лёгким днём зовёт в тенистые скверы и парки. Осенью город звенит багряным золотом листвы, а зимой искрится под лучами морозного солнца. Город непрерывно хорошеет и обновляется. [12 ] В нём проживает более 700 тыс. человек 30 национальностей: около 70% русских, 17 % удмуртов, 10 % татар и других национальностей.

В Ижевске живут и работают наши земляки. Среди них народные артисты ансамбля “Айкай” Г. Кузнецов и П. Данилов. (Показ фотографий)

Жители Ижевска любят свой родной город. Вот что пишет о нём 5-ти летняя Вика Исаева.[9] (Сочинение читает ученица).

Мой город.

Я родилась в городе Ижевске, здесь живёт моя семья: папа, мама, брат Стасик.

Я уже была в новом цирке и кукольном театре, и в санатории “Уральские зори”- там я отдыхала и лечилась.

Сейчас осень, и я люблю гулять в берёзовой роще. Здесь мы гуляем с мамой, листья собираем, а из листьев можем сделать картины и принести в садик.

В нашем городе есть парки, леса, разные сады, интересные домики, большие магазины, где я не была, про них мне рассказывала мама.

-Что интересного узнали о городе Ижевске?

-В городе есть цирк, кукольный театр, санаторий, много больших магазинов.

Любят город Ижевск и его гости. Наш ученик Саша Павлов тоже был в этом городе в гостях и сейчас он нам расскажет, что ему понравилось.

Летом я с папой был в гостях в столице Удмуртии – городе Ижевске. Это очень красивый, утопающий в зелени город. Там много больших домов, много разного транспорта. Но особенно мне понравилось в музее. Там я видел много старинных вещей, а ещё узнал, что там проходят разные выставки. Мы гуляли в парке, катались на каруселях и ездили на рыбалку. Ижевск- город большой, и я многого ещё не видел. Хотелось бы снова там побывать.

- Понравилось ли вам в Ижевске?

-Да, понравилось.

-А сейчас посмотрите на карту Удмуртии, в каком городе вы ещё хотите побывать?

-В Сарапуле.

-На чём мы туда отправимся, угадайте.

Что за чудо – синий дом,
Окна светлые кругом,
Носит обувь из резины,
А питается бензином.

-Мы поедем на автобусе.

-Отправляемся на автобусе в Сарапул.

Сарапул- второй по величине промышленный и культурный центр республики.

Находится на правом берегу реки Кама в 63 км к юго-востоку от Ижевска. Крупный портовый, железнодорожный и автомагистральный узел. Здесь более 110 тыс. жителей 53-х национальностей: русских более 81%, татар около 9%, удмуртов около 4% и другие национальности. Первые сведения о Сарапуле относятся к 1596 году.

Тогда в Каме в изобилии водилась “сарапуль”, что в переводе с булгарского означает “жёлтая рыба”, по-русски – стерлядь. Её вылавливали дворцовые крестьяне, затем по рекам доставляли в Москву.

24 сентября 1780 года Сарапуль становится городом. В 1781 году городу даётся герб.

С конца 18 века развита кожная промышленность. В 1815 году было 7 кожных предприятий, 5 мыловаренных заводов, 2 маслобойных завода, 6 кирпичных.

С Сарапулом связано имя кавалерист - девицы Надежды Дуровой. Подростком, переодевшись в казака, она убежала из дома в казачий полк. Назвавшись Александром, служила в русской армии Кутузова и участвовала в войне1812 года с Наполеоном. В одном бою рискуя собой спасла жизнь офицера. За этот подвиг Надежда Дурова награждена Георгиевским крестом. [12 ]

С 1936 года город и район передан в Кировскую область. 22 октября 1937 года - в Удмуртскую АССР.

Сейчас в Сарапуле 30 промышленных предприятий. Развито машиностроение: выпускают буровое оборудование для разведки и добычи нефти и газа, насосы для артезианских скважин, запасные части к тракторам. Сарапульский радиозавод выпускает радиотелефоны, банковскую технику. В Сарапуле работает авиационный техникум, колледж радиоэлектроники и приборостроения, медицинское и педагогическое училище. В городе 10 общеобразовательных школ, 46 детских садов.

Город раскинулся на 12 км вдоль побережья Камы. В Сарапуле есть живописные дома, богатые декоративной отделкой [1]

Сарапул - очень красивый город, а вам понравился?

-Да, нам понравился город Сарапул.

Но наше путешествие продолжается. Мы отправимся в другой город.

Садимся в автобус и с весёлой песней продолжаем наше путешествие (Дети поют песню)

-Посмотрите в окно, мы подъезжаем.

В давние времена, более200 лет назад, богатый заводчик Акинфий Демидов за 120 рублей “купил” огромную лесную дачу на берегу реки Камы. Понравилось это место Демидову для постройки завода. И лес рядом, и реки – водные дороги, по которым легко привозить железную руду и другие материалы, а увозить (сплавлять вниз по реке) готовый товар. Сын Демидова Павел построил не только завод, но и кирпичные фабрики, лесопилку и мукомольную мельницу. Много людей нанял он, чтобы те работали на его заводах и фабриках. Неудобно было рабочим ездить издалека. Не хотелось надолго оставлять свои семьи. Стали строить они дома вокруг. Так и возникло маленькое село. А имя ему дала река Камбарка. Знатные умельцы мастерили добротные, мягкие, изящно отделанные обозы. Они славились по всей России и в других странах. Вот так и росло село Камбарка, которое со временем превратилось в маленький городок [12]

-Как появилось село Камбарка?

-Чем умельцы прославили маленький городок?

Нам пора возвращаться в Ижевск. Садимся в автобус и отправляемся обратно.

Мы побывали на юго-востоке Удмуртии, а сейчас отправимся на север Удмуртии.

На чём мы туда отправимся, угадайте.

Мимо рощи, мимо яра
Мчит без дыма, мчит без пара
Паровоза сестричка
Кто такая?

-Электричка.

На реке Чепца, притоке Вятки в 180 км к северо-западу от Ижевска расположен город Глазов (от русского слова глаз). Население около 106 тыс. человек. Национальный состав: русские – 55 %; удмурты – 36 %; татары – 5 % и др.

Впервые о деревне Глазове упоминается в 1678 г. В 1748 году по указу Екатерины I село Глазово становится городом. 28 мая 1781 года утверждён герб, на нём изображён глаз. В дореволюционном городе вся промышленность состояла из лесопильного завода, типографии, нескольких ремесленных мастерских и мелких пищевых предприятий.

Сейчас Глазов - крупный промышленный центр. В нём работают Чепецкий механический завод, птицефабрика, комбикормовый завод и другие предприятия.

Во многие регионы страны отправляет свою продукцию завод стройкерамики. Радуют глаз расписные кружки, кофейные сервизы, наборы для молока и кваса.[1]

В Глазове 15 общеобразовательных школ, 50 дошкольных учреждений, спортивные, детские музыкальные школы, театр Парафраз, Ледовый дворец, детский Молодёжный клуб Родничок.

- Где бы вы хотели побывать?

(Дети отвечают, а учитель показывает фотографии или иллюстрации из книг).

Нам пора возвращаться в Ижевск. А оттуда мы совершим ещё одну поездку в не менее знаменитый город. На чём?

Для этого коня еда –
Бензин, масло и вода.
На лугу он не пасётся,
По дороге он несётся.

-Мы поедем на автомобиле.

(Едем, звучит музыка П.И.Чайковского “Вальс”, на её фоне рассказ учителя).

Есть города, чья судьба словно отмечена особым знаком сопричастности судьбой всемирно известного земляка. Несомненно, к таким городам относится Воткинск, родина великого сына России – Петра Ильича Чайковского.

( Музыка выключается, учитель показывает портрет П.И.Чайковского).

Всегда будут приезжать музыканты, почитатели таланта великого композитора в дом- музей, где сохранились вещи, на которых останавливался его взгляд, к чему он притрагивался. Это подлинные экспонаты: рояль, титульные листы нотных прижизненных изданий, икона Божьей Матери, подаренная отцу композитора архимандритом Соликамского Свято- Троицкого собора, есть подлинные вещи и в столовой, и в библиотеке.[1]Дань памяти гения русской музыки - ежегодные музыкальные фестивали на родине композитора. Каждый из них превращается в большой праздник. На такие фестивали съезжаются люди из разных стран.

Как национальная святыня почитается Музей- усадьба П.И.Чайковского [1] В этом небольшом городе всегда празднично и светло. Кажется, что в нём постоянно звучит музыка великого композитора. Когда-то он говорил: “Я желал бы всеми силами души, чтобы музыка моя распространялась, чтобы увеличивалось число людей, любящих её, находящих в ней утешение и подпору”.

- Как вы думаете, его мечта сбылась?

-Да, его мечта сбылась, так как его музыку слушают многие люди.

-Давайте и мы на обратном пути в Ижевск послушаем музыку П.И.Чайковского.

-Чем знаменит город Воткинск?

-В городе Воткинске родился великий композитор П.И.Чайковский.

Нам пора возвращаться на свою малую родину- Татарстан, а по пути мы заедем ещё в один город Удмуртии. На чём?

Земля дрожит, силач бежит,
Тянет он за собой
Хвост огромный стальной.

-Мы вернёмся на поезде. ( Дети имитируют движение поезда под песню “Голубой вагон”) учитель объявляет:

- Внимание, мы подъезжаем к Можге! Здесь поезд делает остановку на несколько минут. За это время мы познакомимся с городом.

Можга- это один из молодых городов Удмуртии. Расположен на реке Сюге в 96 км от города Ижевска. Слово Можга означает имя женщины, родоначальницы старинного удмуртского рода. Город образовался в 1929 году, тогда в нём работали лишь стекольный завод “ Свет” и лесозавод.

В 1902 году на Сюгинском заводе побывал А.Н.Толстой (автор сказки “Золотой ключик или приключения Буратино”) (Показ портрета и книги) Тогда студент 2 го курса, он думал пройти здесь производственную практику. Толстой неоднократно посещал завод, наблюдал за постройкой новой печи, производил расчёты, изучал технологию производства стекла.

Сейчас Можга – это важный культурный центр юга Удмуртии. [12] В Можге проживает 59% русских, 24% удмуртов, 16% татар и др. национальности.

В Можге введён в эксплуатацию завод дубильных экстрактов,

деревообрабатывающий комбинат, стеклозавод “ Химик”. Открыты лесохимический и животноводческий техникумы. Можга известна своим педагогическим, медицинским училищем, ветеринарным колледжем. В городе 10 общеобразовательных школ.

V. Первичная проверка понимания

-Внимание! Поезд отправляется. Мы возвращаемся домой.

(Дети имитируют движение поезда под песню “Голубой вагон”).

-Понравилось вам путешествие?

-Да!

-Где вы побывали?

-Мы были в городах Удмуртии: Ижевске, Глазове, Сарапуле, Камбарке, Воткинске, Можге.

VI. Закрепление.

- Что интересного вы запомнили о городах Удмуртии, мы узнаем, поиграв в игру.

-Послушайте условия игры.

Перед вами карта Удмуртии с названиями городов и других населённых пунктов. У каждого из вас есть фишки разного цвета. С помощью кубика вы узнаёте, какое количество ходов вы можете сделать. Начинаете двигаться от города Можга. Если останавливаетесь в известном вам городе, нужно рассказать о нём что-то интересное, что запомнили. Если рассказали - делаете дополнительный ход, если нет - пропускаете ход. Ещё на карте есть стрелки, указывающие вперёд или назад нужно продвигаться. Выигрывает тот, кто первым дойдёт до населённого пункта Кез (Карта прилагается)

VII. Поведение итогов.

-Вы сегодня хорошо поработали и много узнали нового. Где вам в жизни пригодятся эти знания о городах Удмуртии?

- Когда мы окончим школу, мы поедем учиться. Мы теперь знаем где и какие есть учебные заведения в Удмуртии.

-Если будем путешествовать, знаем какие интересные и красивые места есть в Удмуртии.

-Мы можем рассказать дома, что узнали на уроке.

-Мы знаем, на каком транспорте надо ехать в тот или иной город.

VIII. Рефлексия.

Сейчас оцените свою работу на уроке. На доске вы видите волшебную линеечку.

Поставьте свой жетон на неё так, как вы оцениваете свою работу. Чем выше жетон, тем лучше ваша самооценка.

-А теперь сравните свою оценку с оценкой товарищей. Все ли согласны? Объясните своё мнение.

(Выставление оценок)

IX. Домашнее задание.

Составьте небольшой рассказ об одном из городов Удмуртии.

Дополнительное задание: найти книги или фотографии по теме.

Литература.

  1. Удмуртская республика. Энциклопедия. Издательство “Удмуртия” Ижевск 2000 год.
  2. Большой энциклопедический словарь. Москва , 1997 год.
  3. Удмуртия. Москва “Планета” 1990 г.
  4. Мелодия небесной росы. Ижевск “Удмуртия” 1988 г.
  5. Ижевск. Ижевск издательство “Удмуртия” 1981 г.
  6. По родному краю. Устинов “Удмуртия”1987 г.
  7. Е.П.Фефилова, Е. А. Поторочина “Поурочные разработки по курсу “Окружающий мир” 1 класс “Вако” Москва 2005 год.
  8. Семён Самсонов “Край мой родниковый” Москва “Детская литература” 1975 г.
  9. Журнал “Вордскем кыл” № 11-12, 2006 год,№ 4, 2007 год.
  10. Журнал “Кизили” №10, 2000 год.
  11. Удмуртское краеведение в 4-11 классах. Ижевск 1992 год.
  12. Т. С. Андреева, Н.Г. Бободжанова, Ю. Н. Гертий, Н. А. Зубкова “Удмуртия навеки с Россией”Ижевск “Удмуртия” 2008.