В мире есть главные ценности: здоровье
и успех.
(пословица)
В настоящее время в России принята Национальная образовательная инициатива “Наша новая школа”. Школьное образование, по мнению Дмитрия Медведева, “представляет собой один из определяющих и самых длительных этапов жизни каждого человека, является решающим как для индивидуального успеха, так и для долгосрочного развития всей страны”. [6, с. 1].
Система дополнительного образования детей признает важность приобщения ребенка к полноценному творчеству. Одна из задач учреждений дополнительного образования детей – воспитание ребенка, при котором предмет и дисциплина не самоцель, а средство формирования и совершенствования всех граней личности: интеллекта, трудолюбия, физического развития, характера и воли к самореализации.
Учреждения дополнительного образования детей в силу своей специфики способны создавать многоаспектные условия для духовно-нравственного становления ребёнка. Свободный выбор, добровольное участие, избрание детьми своего индивидуального образовательного маршрута способствуют созданию среды психологического комфорта.
Одним из учреждений дополнительного образования детей в г. Чите, где особо уделяется внимание здоровьесберегающему аспекту развития успешности ребёнка на занятиях, является Дом детского творчества №2.
Миссия ДДТ №2: развитие на качественно новом уровне социальной психолого-педагогической поддержки личности ребёнка, обладающего чувством собственного достоинства на основе осознания себя как успешного человека.
Педагогический коллектив по данному направлению решает следующие задачи: формирует мотивацию на здоровый образ жизни; формирует критическое отношение к вредным привычкам; развивает способности к саморегуляции (самостоятельность, сила воли, самоконтроль, эмоциональная устойчивость); осуществляет психолого-педагогическую поддержку для детей; повышает профессиональную компетентность по вопросам здоровьесбережения.
Особенностями дополнительного образования в Доме детского творчества №2 г. Читы стали следующие характеристики выпускника:
- ориентация на здоровый образ жизни,
- способность к продолжению образования,
- способность к самореализации, саморазвитию,
- культура общения, адекватная самооценка,
- уважение к традициям учреждения.
Сегодня ребенку трудно преодолеть все неблагоприятные влияния окружающей среды на организм и сохранить хорошее здоровье. По мнению ученого Ю.Ф. Змановского: “Здоровье - это состояние устойчивости, невосприимчивости к экстремальным, т.е. неожиданно возникающим и не обычным, патологическим, болезненным воздействиям”. [11]
В Доме детского творчества №2 г. Читы стали исследовать и апробировать здоровьесберегающие и здоровьеформирующие технологии, формировать валеологическое сознание детей.
“Здоровьеформирующие образовательные технологии”, по определению Н.К. Смирнова, - это все те психолого-педагогические технологии, программы, методы, которые направлены на воспитание у детей культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, формирование представления о здоровье как ценности, мотивацию на ведение здорового образа жизни.
Здоровьесберегающие технологии являются составной частью и отличительной особенностью всей образовательной системы. Поэтому все, что относится к образовательному учреждению: характер воспитания и обучения, уровень педагогической культуры педагогов, содержание образовательных программ, условия проведения учебно-воспитательного процесса и т.д., – имеет непосредственное отношение к проблеме здоровья детей.
Реализация здоровьесберегающей деятельности в образовательном процессе ДДТ №2 г. Читы рассматривается в два этапа. На первом этапе воплощается принцип “Не навреди!”. Его реализация включает выявление и каталогизацию факторов, оказывающих или потенциально способных оказать вредное (патогенное) воздействие на организм ребёнка – его физическое, психическое (психологическое), репродуктивное, духовно-нравственное здоровье, и, в дальнейшем, устранение этих факторов или смягчение их воздействия на детей и педагогов.
Таким образом, первый этап с использованием здоровьесберегающих образовательных технологий заключается в обеспечении таких условий обучения, воспитания, развития, которые не оказывают негативного воздействия на здоровье всех субъектов образовательного процесса.
Второй этап включает программу формирования у субъектов образовательного процесса физического, психического, духовно-нравственного здоровья, воспитание у них культуры здоровья, действенной мотивации на ведение здорового образа жизни. Поэтому проектирование здоровьесберегающей образовательной среды мы рассматриваем в качестве важнейшего элемента работы по сохранению и укреплению здоровья детей.
На своих занятиях я использую методы позитивной психологической поддержки воспитанников, учитываю индивидуальные особенности ребёнка и дифференцированно подхожу к детям с разными возможностями, поддерживаю познавательный интерес к изучению валеологии, а также использую принцип двигательной активности. В результате введения видов деятельности, поддерживающих положительное отношение ребенка к себе, уверенность в себе, в своих силах и доброжелательное отношение к окружающим, меняется микроклимат на занятии. Атмосфера становится более благоприятной для обучения и для межличностного общения. С этой целью использую медитативно-релаксационные упражнения (например, “Комплименты”, “Вам сообщение”, “Подарок”, “Я вижу, я слышу, я чувствую” и т.д.).
Климатические условия той, местности, в которой мы живем, способствуют развитию легочных заболеваний у детей. Отсюда следует, что релаксационные упражнения на дыхание – один из серьезных и необходимых моментов занятия. Продолжительность комплексной релаксации – 3 – 5 минут. Цель релаксации – снять умственное напряжение, дать детям небольшой отдых, вызвать положительные эмоции, что ведет к улучшению усвоения материала.
Каждый педагог знает, как важно уйти от формальности, ввести в образовательный процесс игровые, развлекательные моменты, активизировать познавательные мотивы обучения. Чем ближе к жизни игровая ситуация, тем легче и быстрее ребята запоминают материал.
Со здоровьесберегающей деятельностью в образовательном процессе связаны понятия: “успех”, “успешность”.
Успех – это “удача в достижении чего-либо”, хорошие результаты в работе, учёбе (Г.Ю. Ксензова) [4, с. 7].
“Успешность – это свойство, заключающее в себе успех”. А “успеваемость” трактуется как “степень успешности обучения, усвоения знаний” (Г.Ю. Ксензова) [4, с. 7].
Успешность – это качественная оценка результатов деятельности, которая складывается из объективной результативности и субъективного отношения к этим результатам самого ребёнка. Субъективные составляющие успешности – это устойчивая высокая самооценка и удовлетворённость собой и своей деятельностью.
Несчастный, тревожный, замученный нормативными требованиями и ожиданиями окружающих отличник не может в некоторых случаях быть отнесён к успешным ученикам. Учёба не приносит ему радости, удовлетворения, ощущения подъёма, всего того, что входит в понятие “успех”. Показатели результативности могут быть количественными и качественными, они должны давать возможность оценить реальные достижения ребёнка – в сравнении с самим собой, учебной группой, некоторой региональной нормой, стандартом и т.п.
Сегодня система оценок, фиксирует только количественный результат и только в сравнении с образовательным стандартом. Таким образом получается, что ребёнок с серьёзными проблемами в развитии, сумевший достичь оценки “три”, благодаря силе воли, огромному желанию, серьёзным и продолжительным занятиям, и одарённый ученик, учащийся “спустя рукава”, и получающий свои четвёрочки – троечки шутя, без единого усилия и старания, - одинаково успешны?
С моей точки зрения, это разные профессиональные задачи – способствовать тому, чтобы дети стали успешными, и повышать их успеваемость.
Для создания необходимых условий успешности в обучении детей, выяснения причин их неуспеваемости необходимо изначально подвергнуть анализу случаи неуспешности каждого ребёнка в отдельности. На основе полученных результатов создается индивидуальная комплексная программа работы с данным ребёнком.
Психологи выделяют типы неуспевающих детей в зависимости от причин, порождающих неуспеваемость.
Первый тип. Причины неуспеваемости заключаются в низком уровне развития мыслительных процессов, отсутствии познавательных интересов, однако ребёнок осознает, что обучаться необходимо.
Второй тип. Эти дети характеризуются высоким уровнем развития мыслительной деятельности, отрицательным отношением к обучению. Самооценка обычно неустойчива, работы выполняются небрежно, необходимые навыки не формируются.
Причины неуспешности детей можно сгруппировать следующим образом (по Н.В. Тверской)
- Педагогические: низкая эффективность работы педагога по организации учебной деятельности ребёнка, отсутствие дифференцированного подхода при обучении детей, недостаточный учет психологических и физиологических особенностей ребенка при планировании образовательного процесса.
- Психологические: несформированность мотивов образовательной деятельности, нарушение в эмоционально-волевой сфере, низкий уровень познавательных способностей.
- Соматические и физические: общая ослабленность организма, хронические заболевания, пропуски по болезни.
- Нейрофизиологические: слабый тип высшей нервной деятельности, нарушения зрения, слуха, артикуляции, микропоражения коры головного мозга.
Такое разделение причин помогает не только понять роль педагога в создании необходимой среды для успешности и здоровья ребёнка, но и определить основные направления взаимодействия врачей, психологов, педагогов и родителей.
Исходя из всего выше сказанного, задача образовательного учреждения – сохранить и укрепить здоровье своих воспитанников. В связи с этим, в ДДТ №2 г. Читы в кабинетах соблюдаются гигиенические требования согласно СанПиНам (2.4.4.1251-03); соблюдаются требования к физиологически обоснованной организации учебного процесса и т.д.
Для получения более обширных знаний о состоянии ребёнка и для включения родителей в процесс преодоления неуспешности обучения родителям предлагаются различные анкеты, например: “Анкета субъективных жалоб ребенка”, “Семейное воспитание”. Результаты таких опросов дают педагогу дополнительную информацию о самочувствии ребенка после занятий, его состоянии здоровья, о детских тревогах; возможность применить дифференцированный подход в обучении, новые педагогические технологии, выяснить причины неуспешности обучения, что позволяет повысить успешность обучения.
Результаты исследований показывают, что здоровьесберегающая педагогическая деятельность эффективна в том случае, если на практике реализован здоровьесберегающий подход, который позволяет выявлять и изучать влияние новых технологий, программ на здоровье детей; проводить анализ организации занятия, педагогической деятельности каждого педагога с позиций здоровьесбережения.
Выявлено, что условиями для осуществления эффективной здоровьесберегающей педагогической деятельности являются:
- формирование ценности “здоровья” у детей и их родителей;
- оптимальное сочетание педагогических методов, форм, средств, технологий в учебно-воспитательном процессе;
- оптимизация режима и организации учебно-воспитательного процесса, санитарно-гигиенических условий и режима двигательной активности воспитанников;
- создание системы мониторинга здоровья детей в образовательном учреждении;
- повышение компетентности педагогов в решении вопросов сохранения здоровья воспитанников.
Таким образом, можно сделать вывод, что здоровьсберегающий аспект развития успешности детей является актуальным на современном этапе. Педагоги ДДТ №2 г. Читы работают над решением проблемы сохранения и развития здоровья детей на занятиях. Организация процесса обучения позволяет соблюдать соответствие содержания и объёма учебного материала, методов и форм учебно-познавательной деятельности возрастным и индивидуальным возможностям и способностям воспитанников; сохраняет их умственную и физическую работоспособность; формирует культуру здоровья; способствует реализации целей обучения, развития и воспитания здоровой личности. В Доме детского творчества №2 г. Читы каждый ребёнок имеет шанс почувствовать себя успешным.
Библиографический список:
- Березина, В.А. Развитие дополнительного образования детей в системе российского образования: Учебно-метод.пособие. – М.:АНО “Диалог культур”, 2007.
- Березина, В.А. Воспитание в системе дополнительного образования детей. – М.:ЭСЛАН, 2005.
- Кузнецова, Л.М. Современные особенности здоровья детей и подростков и их взаимосвязь с проблемами образования// Перемены.-2000.-№2.-С.148-156.
- Ксензова, Г.Ю. Как обеспечить ситуацию успеха учителю и ученику: Учебное пособие.- М.: Педагогическое общество России.2005.
- Кучма, В.Р. Теория и практика гигиены детей и подростков на рубеже тысячелетий. М., 2001.
- Национальная образовательная инициатива “Наша новая школа”.
- Проект Государственной программы “Развитие воспитания детей в Российской Федерации до 2010 года”.
- Смирнов, Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе. М., 2005.
- Сластенин, В.А. Психология и педагогика: Учеб. Пособие для студ. высш. учеб. заведений / В.А. Сластенин, В.П. Каширин. – М.: 2004.
- Санитарно-эпидемиологические требования к учреждениям дополнительного образования детей (внешкольные учреждения). СанПиН 2.4.4.1251-03. 2003год.
- Тихомирова, Л.Ф. Деятельность учреждений образования по охране и укреплению здоровья детей. – Учебно-методическое пособие. – Ярославль: ИПКРО, 2000.-112с.
- Ямбург, Е.Л.. Школа на пути к свободе: культурно-историческая педагогика. М., 2000.