Задачи урока:
- Образовательные: учить сознательному, обдуманному, выразительному чтению, развивать технику чтения, учить составлять план.
- Воспитательные: научить на примере произведения быть вежливыми, учить доброте, умению сопереживать, обосновать то, что пожилые люди с позиции возраста могут давать действенные советы.
- Развивающие: развивать речь, умение работать с учебником, с текстом, находить ответы с помощью текста, развивать умения проводить аналогии, раскрывать причинно-следственные связи.
1. Организационный момент.
2. Сообщение темы урока.
Сегодня мы начинаем знакомство с творчеством детской писательницы В.А. Осеевой. Начинаем мы с рассказ “Волшебное слово”.
3. Вводная беседа.
Прослушайте небольшую информацию о этой писательнице.
-Вот что говорили о ней её коллеги – соотечественники: “Вдумчивый воспитатель, человек большой души, талантливая детская писательница”. Сюжеты её произведений разнообразны и многогранны, как сама жизнь. Они, точно меткие стрелы, нацелены на эгоизм, трусость, ложь и хвастовство. Они помогают распознать истинную дружбу. Уважать старших, заботиться о младших, охранять окружающую природу. Её книги нравятся детям, а её герои становятся верными друзьями юным читателям.
-Изучаемый раздел называется “Я и мои друзья”. Это действительно так. Надеюсь после знакомства с её творчеством, у вас появится желание прочитать и другие её произведения.
А теперь ответьте мне на вопрос. –Что называется волшебством? Кого можно назвать волшебником? (ответы детей)
Маг, чародей, волшебник, колдун – являются ли эти слова близкими по значению? (ответы детей)
-О каком же волшебстве будет говориться в нашем рассказе? Почему он так назван? (ответы детей)
-Посмотрим, на сколько основательно ваше предположение.
4. Первичное чтение.
-Подумайте, на сколько частей вы бы разделили этот рассказ? (ответы детей)
5. Беседа после первичного чтения.
-Понравилось вам произведение? Что именно? (ответы детей)
-Обосновались ли ваши предположения ? (ответы детей)
-Какие эпизоды показались вам наиболее интересными? (ответы детей)
- В тексте встречались слова: сердито буркнул, сжал кулаки, крикнул, стукнул кулаком по скамейке.
-Кому эти действия принадлежат? Как они характеризуют поведение и настроение мальчика ? (ответы детей)
- На сколько частей вы бы разделили весь рассказ? Почему? (ответы детей)
-Сегодня мы будем работать с первой частью, в которой говорится о поведении мальчика до того, как он узнал про волшебное слово.
6. Чтение по цепочке
-Определим границы первой части.
7. Беседа по прочитанному.
- С кем встретился Павлик? (ответы детей)
- Какое настроение у него было? (ответы детей)
- Как реагировал старичок на рассказ мальчика? Почему? (ответы детей)
- Найдите подтверждение в тексте. Чтение по ролям. (ответы детей)
- А теперь найдите в тексте отрывок о том, как поссорился Павлик с Леной. Прочитайте.
- Как он рассказал об этом старичку? (ответы детей)
- Чем была недовольна бабушка? (ответы детей)
- Почему старший брат не захотел покатать Павлика на лодке? (ответы детей)
- Сколько сюжетов мы рассмотрели ? На сколько подчастей можно разделить эту часть? (ответы детей)
- Какое представление о Павлике у вас сложилось? (ответы детей)
- Почему старичок решил помочь ему? (ответы детей)
- Может ли слово быть волшебным? (ответы детей)
- Когда и как его нужно произносить? Докажите строками из текста.
- Вы уже сегодня прослушали текст целиком. Можете ли вы сказать, воздействует ли на Павлика волшебное слово ? Изменит ли оно его поведение? (ответы детей)
- Вспомните случаи из своей жизни, когда бы вам помогло волшебное слово. (ответы детей)
- Вспомните, какая из поговорок могла бы
подойти к этому рассказу.
КАК АУКНЕТСЯ, ТАК И ОТКЛИКНЕТСЯ
ВЕЖЛИВОСТЬ ГОРОДА БЕРЁТ
ДОБРЫЙ ЧЕЛОВЕК ДОБРУ И УЧИТ - Как вы считаете, почему автор в своё произведение включила именно старичка? (ответы детей)
- Считаете ли вы, что надо прислушиваться к совету пожилых людей? Почему? (ответы детей)
- Почему мальчик доверился старичку? (ответы детей)
8. Итог урока.
-Какой раздел мы сегодня начали изучать? Какой рассказ открыл этот раздел?(ответы детей)
-Какое важное слово мы сегодня учились употреблять?(ответы детей)
-Не забывайте, пожалуйста, употреблять это слово в общении со взрослыми и со сверстниками.
Учитель даёт положительную оценку работе класса на уроке, и называет наиболее активных учеников.
9. Домашнее задание.
Дома прочитать и пересказать первую часть текста.
Выполнить задание в дневнике читателя. По желанию нарисовать рисунок по прочитанному отрывку.