Хотя природой и заложено в человеке стремление к физической активности, это ценнейшее биологическое свойство с годами может ослабевать, если его не подкреплять. Некоторые родители полагают, что, может быть, и не обязательно заниматься с детьми физическими упражнениями, если они и так растут здоровыми. Но сколько же можно жить на природных резервах здоровья! Здоровый, физически развитый человек гораздо чаще ощущает то, что можно назвать полнотой жизни. Физическая культура оказывает глубокое и разностороннее влияние на организм ребенка. Ежедневные, правильно выполняемые физические упражнения благоприятствуют его развитию. Играя со своими сверстниками, состязаясь с ними на беговой дорожке и спортивной площадке, ваш ребенок учится отстаивать общие интересы, беречь и ценить своих друзей; он тренирует волю, становится более смелым и решительным. Он приобретает способность быстрее и точнее приспосабливаться к новой обстановке, к новым видам деятельности.
В содержательной стороне традиций физического воспитания в семье были выделены следующие элементы:
- формы организации условий жизни (режим дня, рацион питания, комплекс культурно-гигиенических навыков);
- физические упражнения (подвижные и спортивные игры, спортивные упражнения, туризм);
- физкультурно-оздоровительные мероприятия (закаливающие процедуры, утренняя гимнастика);
- способы и приемы формирования у подрастающего поколения мотивации здорового образа жизни (беседы, чтение различных литературных произведений, личный пример родителей и других членов семьи).
Подсчитано, что физическая работа сопровождается у младших школьников большими энергетическими затратами; наряду с этим за один дыхательный цикл потребляется меньше кислорода. Недостаточная выносливость детей к физической работе связана еще и с несовершенством самих нервных механизмов регуляции движений. Движениям недостает экономичности, легкости, – а это ведь также ведет к повышенному расходу энергии, к более быстрому утомлению. Всегда следует внимательно следить, чтобы во время занятий физическими упражнениями и в играх у детей не наступало переутомление. Надо иметь в виду, что разучивание новых упражнений или незнакомая игра утомляют быстрее, чем привычные действия. Движения с резкой сменой скорости и направления бега больше действуют на организм, чем ритмичные, хотя и более продолжительные. Упражнения для мышц ног оказывают большое физиологическое воздействие на организм, чем упражнения для рук и туловища. Бег, прыжки, метания, ходьба на лыжах, катание на коньках, плавание, гребля улучшают легочную вентиляцию, а значит, увеличивают работоспособность организма.
Надо стремиться занятия физкультурой проводить на свежем воздухе. Очень важно правильное дыхание: ритм дыхания должен соответствовать ритму движения. Ребенок должен узнать от вас важное правило: выполнив упражнение, сразу останавливаться нельзя. До тех пор пока не установится дыхание, и ритм его не станет близким к нормальному, нельзя садиться, ложиться, принимать водные процедур.… Для того чтобы дыхание успокоилось, лучше всего сделать несколько полных вдохов, а потом медленно походить, глубоко и равномерно дыша через нос. Таким образом, регулярные занятия физической культурой – при правильном подходе – помогают ребенку овладеть навыками правильного и глубокого дыхания.
Физические упражнения оказывают большое влияние на развитие костно-мышечной системы ребенка: объем и сила мышц увеличиваются. Все тело делается красивее. Особо надо сказать о работе над осанкой. Конечно, важны и предупредительные гигиенические меры, но следует помнить о том, что формированию правильной осанки весьма способствуют сильные мышцы груди и спины. А сильными они могут стать благодаря физическим упражнениям. И лучше, если это произойдет в младшем школьном возрасте.
По какому принципу строятся занятия физическими упражнениями? Особого внимания заслуживает предварительное разогревание организма – “разминка”. После каждого силового упражнения давать упражнения на растягивание или на расслабление. Скажем, сначала приседание, потом – махи ногами. Сначала – сгибание и разгибание рук в упоре лежа на скамье, потом – скрещивание и разведение (рывки) руками в стороны или потряхивание расслабленными руками. Начинать и заканчивать занятия рекомендуется простыми по координации и легкими по нагрузке упражнениями (потягивание вначале, ходьба в конце). В каждое занятие необходимо включать упражнения для мышц-разгибателей (поскольку они у детей всегда слабее) и для мышц брюшной стенки и спины (ведь именно они образуют естественный мышечный корсет и формируют у ребенка правильную осанку). Упражнения, требующие большой физической нагрузки, чередуются с менее интенсивными. Если упражнение требует особой подвижности в суставах, его надо предварить специальной “разминкой на гибкость”. Для предупреждения наступающего утомления надо своевременно выполнять упражнения на расслабление.
С приходом детей в школу наступает резкое уменьшение их двигательной активности. Понятно, что учебные занятия в школе и дома требуют усидчивости, но это не означает, что весь образ жизни ребенка должен стать “сидячим”. Нарушение осанки, слабость опорно-двигательного аппарата, ожирение – вот наиболее частые и явные признаки нехватки движения; самым нежелательным образом отражается такая нехватка на сердечнососудистой системе ребенка. Решающим образом от семьи зависит, насколько день ребенка будет наполнен столь необходимым ему движением. Домашняя часть дня должна быть буквально пронизана физкультурой; возможности у семьи весьма широки: утренняя гимнастика, физкультминутки во время выполнения домашних заданий, подвижные игры в часы работы, занятия спортом, общие семейные увлечения, связанные с различными физическими нагрузками: прогулки на велосипедах, лыжные прогулки, походы и плавание летом.
Утренняя гимнастика зарядит ребенка хорошим настроением на весь день, поможет быстро побороть вялость и сонливость. Повторяемые изо дня в день разнообразные физические упражнения, всесторонне воздействуя на организм, укрепляет его. Гимнастика улучшает координацию движений, развивает и укрепляет мышцы, связки, весь опорно-двигательный аппарат.
Если ребенок, вернувшись из школы домой и, пообедав, сразу садится смотреть телепередачу, читать интересную книгу или отправляется в кинотеатр, не надо думать, что он по-настоящему отдыхает. Полноценный отдых – это смена деятельности. После нескольких часов работы за школьной партой ребенку обязательно необходим активный отдых, подвижные игры. Полезней всего для ребят те игры, которые равномерно развивают у них все группы мышц. Хорошо, когда дети играют весело, увлеченно. Полезно в выходные дни отправляться всей семьей на лыжную и пешую прогулку, в лес, на речку, пруд, озеро. В этих совместных походах родители могут научить сына или дочь многим полезным навыкам: правильно ходить, верно подбирать одежду и обувь, смазывать лыжи…
Спортивный уголок дома.
Интерес ребенка к физическим упражнениям формируется совместными усилиями учителей и родителей. Спортивный уголок дома помогает разумно организовать досуг детей, способствует закреплению двигательных навыков, полученных в дошкольном учреждении, развитию ловкости, самостоятельности. Оборудовать такой уголок несложно: одни пособия можно приобрести в спортивном магазине, другие сделать самим. По мере формирования движений и расширения интересов ребенка уголок следует пополнять более сложным инвентарем различного назначения. Развивать у детей движения начинают рано. Малыш еще в кроватке. Он проводит время бодрствования, лежа, но уже пытается изменить позу, приподняться. Эти попытки ему нужно облегчить, расположив поперек кроватки круглую палочку-опору (диаметром 2- 2,5 см). Взявшись за нее, ребенок увереннее поднимается и, главное, делает это самостоятельно, тогда, когда хочется, не ожидая помощи близких. Следующим умением – вставать – ребенок овладевает легче, если укрепить над первой опорой еще 2-3 палочки, одну над другой. Начинающему ходить необходимо иметь устойчивые предметы, за которые можно ухватиться, сделав еще неуверенные 2-3 шага (стул, табуретка, столик). Это придаст малышу уверенность, желание самостоятельно двигаться. Большой куб (со сторонами 40х40 см, высота 20- 30 см) затем используется ребенком для влезания, спрыгивания. В спортивном уголке дома должны быть мелкие физкультурные пособия: мячи разных размеров, обручи, палки диаметром 2,5 см разной длины, скакалки.
Интересен для упражнений цветной шнур – косичка (длиной 60- 70 см). Он сплетается из трех шнуров разного цвета, концы обшиваются; на одном из них пришивается пуговица, на другом – петля. С таким шнуром выполняют упражнения как с гимнастической палкой, а сделав из него круг, можно использовать для прыжков, пролезания. В игре такой шнур служит “домиком”.
Лесенка – стремянка состоит из двух пролетов, соединенных друг с другом зубатой планкой, допускающий установку стремянки наклонно под разным углом. Ширина каждого пролета 45 см, высота 100- 150 см, расстояние между перекладинами 12- 15 см, диаметр их 2,5- 3 см. Высота вертикальной лесенки 150- 200 см. На нее можно прикрепить скат с бортиками, оснастив его зацепами, по которому катит мяч, корзину для забрасывания мяча, мишень для метания. Если перекладины лесенки съемные, то это дает возможность подвешивать на нее одноместные качели, веревочную лестницу, канат, невысокую перекладину – турник. В настоящее время существуют конструкции, позволяющие убирать лесенку вплотную к стене или выдвигать, когда ребенок собирается заниматься.
Интересные упражнения в перешагивании предлагаются для детей на лесенке, сделанной из двух толстых шнуров и “перекладин” из тесьмы, устанавливаемых чаще или реже, в зависимости от умений ребенка, длины его шагов.
Располагать уголок следует по возможности ближе к свету, чтобы был приток свежего воздуха, у наружной стены с широким окном и балконной дверью.
Упражнения на снарядах, вводимых постепенно, вначале выполняются детьми под руководством или наблюдением взрослых, а после успешного освоения дети могут заниматься самостоятельно.
У ребенка не должно быть с самого начала отрицательных эмоций от чрезмерно высоких или слишком малых нагрузок, неправильной методики занятий, отсутствия их периодичности, поэтому родители должны хорошо подготовиться к тому, чтобы начать заниматься с ним. Было доказано, что совместные занятия родителей с детьми приносят следующие положительные результаты:
- пробуждают у родителей интерес к уровню “двигательной зрелости” детей и способствует развитию у детей двигательных навыков в соответствии с их возрастом и способностями;
- углубляют взаимосвязь родителей и детей;
- предоставляют возможность позаниматься физкультурой за короткий отрезок времени не только ребенку, но и взрослому: родитель показывает ребенку те или иные упражнения и выполняет большинство из них вместе с ним;
- позволяют с пользой проводить то свободное время, которое мать или отец посвящают ребенку, служат взаимообогащению, способствует всестороннему развитию ребенка.
Родителям впервые представилась возможность сравнить уровень физического развития своего ребенка и других детей того же возраста. Не одна мать была разочарована, убедившись, что ее ребенок отстает от сверстников в двигательных действиях: ходьбе, беге, прыжках, лазанье и ритмических движениях – на год-два. После нескольких совместных занятий ребенок, как правило, достигает требуемого уровня двигательного развития, а зачастую и перегоняет других детей, делая незаурядные успехи.