Цели урока:
-
образовательная: ввести понятие электрического заряда, электрического взаимодействия;
-
воспитательная: умение работать в группе, коммуникативность, толерантность;
-
развития: учить извлекать информацию из прочитанного материала, учить анализировать результаты наблюдений.
Оборудование:
-
полоски фотопленки или плотного полиэтилена длиной 20 см., шириной 3 см., прикрепленных к нити длиной 10 см., к стороне 3 см.(у каждого учащегося);
-
тексты с легендой и вопросами (на каждом ученическом столе).0 см. пленных к нити длиной нки или Электрофорная машина, “султаны” электрические, стеклянная и эбонитовая палочки, легкая гильза из металлической фольги На демонстрационном столе).
Создание мотивации изучения темы.
Всем учащимся до урока раздаю карточки с вопросами по теме “Электрический заряд” такие, например, как: “Что такое электрический заряд?”, “Какие заряды существуют в природе?”, “Как взаимодействуют заряды?” - и т.п.
Учитель: Кто может ответить на предложенные вопросы?
(Ответы на эти вопросы вызывают затруднение учащихся.Выясняю, хотят ли они найти ответы на поставленные вопросы. Большинство учащихся отвечают утвердительно. Говорю о значении знаний по изучаемой теме.)
Учитель: Где, кем и когда впервые были замечены явления, которые мы начинаем изучать?
Прочитайте легенду об электричестве и ответьте на вопросы на обратной стороне текста Текст легенды у вас на столах. (работа в парах).
Учитель: Только ли янтарю присуще такое свойство? А вы встречались в жизни с подобными явлениями?
(Учащиеся перечисляют явления, связанные с электризацией тел, с которыми им приходилось встречаться: волосы поднимаются за расческой; свитер снимаешь или кофточку и они “прилипают” к рукам, если воздушный шарик потереть, а потом поднести к потолку, то он к нему “прилипает”; и т.д.)
Учитель: Убедимся ещё раз, что это явление присуще многим телам.
У вас на столах лежат полоски фотоплёнки. Потрите их друг одруга, разведите на небольшое расстояние, удерживая их за нити в одной точке, и пронаблюдайте явление (плёнки притягиваются).
Затем демонстрирую падение мяча на землю и задаю вопрос:
Учитель: Почему мяч падает на землю? (Повторяем, что мяч притягивается к Земле)
Учитель: Может быть, притяжение тел к Земле и притяжение пленок имеет одну природу?
( Предлагаю продолжить опыт с полосками фотоплёнки).
Учитель: Ещё раз потрите полоски фотопленки друг о друга и поменяйтесь полосками. (Обращаю внимание учащихся на то, что полоски могут не только притягиваться, но и отталкиваться).
Учитель: Почему же это взаимодействие мы не можем отнести к гравитационному?
Выясняем две причины:
-
слишком маленькие массы фотопленок, следовательно, гравитационные силы ничтожно малы;
- наряду с притяжением есть отталкивание.
Пишу на доске вывод в виде схемы:
Учитель: Как же называется этот вид взаимодействия?
Впервые это явление было замечено на янтаре, а янтарь на древнегреческом звучало как “электрон” - солнечный камень. Поэтому такие явления были названы электрическими, следовательно, и взаимодействие будет называться электрическим (подписываю на схеме вместо знака вопроса слово “электрическое”). А тела, участвующие в таком взаимодействии, называются наэлектризованными. А как же можно наэлектризовать тело? Как мы наэлектризовывали полоски фотоплёнки? (Выясняем, что одним из способов электризации является трение.)
Учитель: Какое же из тел электризуется при трении?
(Провожу опыт: наэлектризовываю трением эбонитовую палочку о кусок сукна и подношу сукно и палочку к мелким легким кусочкам бумаги)
Делаем вывод: при трении электризуются оба тела.
Учитель: Как же можно сравнить степень электризации тел?
(Показываю опыт с “султанами”, наэлектризовывая их сначала меньше, а затем больше. Обращаю внимание на различие в силе их взаимодействия).
Подвожу учащихся к выводу: тела сильнее взаимодействуют, если они сильнее наэлектризованы.
Учитель: Что необходимо для того, чтобы сравнивать явления и свойства тел? (Если учащиеся затрудняются ответить, задаю наводящие вопросы):
Учитель: Что мы сравниваем, когда говорим, что одно тело движется быстрее, другое медленнее? (скорость – ответ учащихся); вода в одном стакане холоднее, чем в другом? (температуру).
Скорость, температура, масса, объём и т.д. Что это за понятия? (Добиваюсь ответа: это физические величины).
Учитель: Для чего вводят физические величины?
Ответ учащихся: Для сравнения физических явлений.
Подходим к выводу: для сравнения различной электризации, необходимо ввести физическую величину.
Учитель: Для сравнения электрических явлений вводят физическую величину –электрический заряд. Что же такое заряд?
Заряд – физическая величина, характеризующая особое свойство тел вступать в особого рода взаимодействия, которые в 1039раз больше гравитационного.
Учитель: Почему же наэлектризованные тела не только притягиваются, но и отталкиваются?
(Предлагаю прочитать исторические сведения о зарядах, демонстрирую опыты, и обсуждаем с учащимися свойства заряда):
1.Опыт по взаимодействию наэлектризованных эбонитовой и стеклянной палочек.
Вывод: Следовательно, два вида электрического взаимодействия проявляются благодаря существованию двух видов зарядов
2.Опыт с гильзой и наэлектризованными палочками.
Вывод: Заряд может передаваться от одного тела другому.
Учитель: положительный заряд обозначают знаком “+”, а отрицательный знаком “-”.
В каком же случае заряды притягиваются, а в каком отталкиваются?
(Повторяем опыт с “султанами”, присоединяя их сначала к разным кондукторам электрофорной машины, а затем - к одному).
Приходим к выводу:
Заряды противоположных знаков (разноимённые) притягиваются, а одинаковых знаков (одноимённые) отталкиваются.
На доске и в тетрадях схематически изображаем взаимодействие зарядов.
разноимённые заряды. (Знаки зарядов в кружках ученики проставляют самостоятельно) |
|
-одноимённые заряды |
Учитель: Что же главное мы узнали сегодня на уроке?
Как можно сформулировать тему нашего урока?
Формулируем тему урока:
“Электризация тел. Электрический заряд. Два рода зарядов”
Обобщаем полученные на уроке знания.
Предлагаю учащимся нарисовать схему в виде лучей, исходящих от заряда. Учащиеся работают в парах. Затем обсуждаем их работу и получаем схему:
Итог урока.
Прошу поднять руки тех учащихся, которые уже могут ответить на вопрос карточки, полученной в начале урока.
Предлагаю 4-5 учащимся ответить на поставленные в их карточках вопросы.
Сообщаю, что на многие другие вопросы мы ответим, изучая эту тему на следующих уроках.
Приложение