Цели:
- познакомить с произведением писателя, закреплять навыки выразительного чтения, чтения по ролям;
- развивать умение анализировать текст, понимать поступки героев, их эмоциональное состояние, развивать память, речь;
- воспитывать чувство сочувствия и любовь к животным , прививать интерес к чтению.
Оборудование:
- портрет писателя,
- выставка книг,
- карточки,
- словарики настроения,
- иллюстрации,
- пословицы,
- тесты.
Ход урока
1. Организационный момент.
Учитель:
А сейчас проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Всё на месте, всё в порядке:
Книжка, ручка и тетрадка? - Садитесь.
Все ли правильно сидят ?
Все ль внимательно глядят?
2. Проверка домашнего задания.
а) Индивидуальная работа ( по карточкам, 3 ученика)
Определи по признакам жанр произведения.
- Небольшой объём, о животных говорится, как о людях, высмеивание недостатков, часто стихотворная форма, обычно выделяется мораль ( басня ).
- Изображение чувств, переживаний, стихотворная форма, небольшой объём (стихотворение ).
- Наличие законченного сюжета, необычность, занимательность, наличие вымысла, постоянные герои, добро всегда побеждает зло ( сказка ).
б) Фронтальная работа.
- Что такое сказка?
-Какие бывают сказки по содержанию? ( волшебные, бытовые, о животных ) по написанию? (народные, литературные или авторские )
- А что есть в каждой сказке? ( присказка. зачин, концовка)
- Что такое присказка? ( короткий рассказ, прибаутка перед началом сказки )
- Прочитайте присказку к нескольким сказкам. ( “Алёнушкины сказки”)
- Почему писатель назвал сборник “Алёнушкины сказки” ?
в) Проверка индивидуальной работы.
3. Речевая разминка.
- Прочитайте. Как читать? Медленно – быстро или ритмично – напевно.
Зайчишка – трусишка по полю бежал,
В огород забежал, морковку нашёл,
Сидит, грызёт. Иди прочь – хозяин идёт!
- Прочитайте орфографически, орфоэпически.
4. Беседа о зайце.
а) Словарное слово ( заяц ).
б) К какой группе животных относится? ( звери- млекопитающее, растительноядное )
в) Это интересно!
Мы ночуем, а зайцы днюют. Запутывают следы. Делают прыжки в сторону – смётки.
г) Чьи следы? ( заячьи, беличьи )
5. Словарная работа.
* Задал стрекоча. – Подбери синоним.
* Язык примёрз.
* Душа в пятки ушла.
6. Чтение сказки комбинированно ( подготовленные учащиеся, учитель) .
7. Физминутка.
Вы, наверное, устали?
Ну, тогда все дружно встали.
Походили, помолчали
И, как, зайки поскакали.
Поскакали, поскакали
И за кустиком пропали.
8. Анализ прочитанного по вопросам.
- Понравилась сказка?
- Почему заяц вдруг заявил, что никого не боится?
- Как к этому отнеслись другие зайцы?
- Почему волк решил съесть именно этого зайца?
- Что случилось с зайцем, когда он увидел волка?
- Что показалось волку? Что он подумал о зайце?
- Где нашли трусишку другие зайцы?
- Какие чувства он испытывал?
- Что ему сказали зайцы? Как его стали называть?
- Во что стал верить заяц, после этого проишествия?
- Было ли вам жалко зайца? В какой момент? Почему?
9. Выборочное чтение ( к иллюстрациям учебника )
10. Чтение по ролям отрывков ( стр. 183 2, 3, 5 абзацы )
11. Работа со словарём настроений.
- Какое настроение прослеживалось в тексте?
12. Пословицы.
* У страха глаза велики.
- В каких случаях приводят когда людям:
а) Хочется от удивления шире открыть глаза.
б) От страха чудится то, что нет в действительности.
в) Мерещится приведение с большими глазами.
* Хвались, да не поперхнись. ( Не делай обещаний, которые не сможешь выполнить.)
- Подходят пословицы к произведению?
13. Повторное чтение ( цепочкой ).
-Задание перед чтением:
- Как писатель называет зайца? ( Смешной, глупый, несчастный, бесстрашный, храбрый.)
- А ещё как можно назвать? ( хвастливым)
14. Итог урока.
- Зачем такую сказку придумал писатель для дочки и записал в сборник “Алёнушкины сказки”?
- Чему учит сказка?
- А как вы думаете у нас в классе есть такие хвастунишки?
- Продолжите: Сказка ложь, да в ней намёк…
15. Домашнее задание.
- Прочитать сказку, пересказать от имени зайца.