Урок литературного чтения в 3-м классе. Д.Н. Мамин-Сибиряк "Сказка про храброго зайца – длинные уши, косые глаза, короткий хвост"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • познакомить с произведением писателя, закреплять навыки выразительного чтения, чтения по ролям;
  • развивать умение анализировать текст, понимать поступки героев, их эмоциональное состояние, развивать память, речь;
  • воспитывать чувство сочувствия и любовь к животным , прививать интерес к чтению.

Оборудование:

  • портрет писателя,
  • выставка книг,
  • карточки,
  • словарики настроения,
  • иллюстрации,
  • пословицы,
  • тесты.

Ход урока

1. Организационный момент.

Учитель:

А сейчас проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Всё на месте, всё в порядке:
Книжка, ручка и тетрадка? - Садитесь.
Все ли правильно сидят ?
Все ль внимательно глядят?

2. Проверка домашнего задания.

а) Индивидуальная работа ( по карточкам, 3 ученика)

Определи по признакам жанр произведения.

  • Небольшой объём, о животных говорится, как о людях, высмеивание недостатков, часто стихотворная форма, обычно выделяется мораль ( басня ).
  • Изображение чувств, переживаний, стихотворная форма, небольшой объём (стихотворение ).
  • Наличие законченного сюжета, необычность, занимательность, наличие вымысла, постоянные герои, добро всегда побеждает зло ( сказка ).

б) Фронтальная работа.

- Что такое сказка?

-Какие бывают сказки по содержанию? ( волшебные, бытовые, о животных ) по написанию? (народные, литературные или авторские )

- А что есть в каждой сказке? ( присказка. зачин, концовка)

- Что такое присказка? ( короткий рассказ, прибаутка перед началом сказки )

- Прочитайте присказку к нескольким сказкам. ( “Алёнушкины сказки”)

- Почему писатель назвал сборник “Алёнушкины сказки” ?

в) Проверка индивидуальной работы.

3. Речевая разминка.

- Прочитайте. Как читать? Медленно – быстро или ритмично – напевно.

Зайчишка – трусишка по полю бежал,
В огород забежал, морковку нашёл,
Сидит, грызёт. Иди прочь – хозяин идёт!

- Прочитайте орфографически, орфоэпически.

4. Беседа о зайце.

а) Словарное слово ( заяц ).

б) К какой группе животных относится? ( звери- млекопитающее, растительноядное )

в) Это интересно!

Мы ночуем, а зайцы днюют. Запутывают следы. Делают прыжки в сторону – смётки.

г) Чьи следы? ( заячьи, беличьи )

5. Словарная работа.

* Задал стрекоча. – Подбери синоним.

* Язык примёрз.

* Душа в пятки ушла.

6. Чтение сказки комбинированно ( подготовленные учащиеся, учитель) .

7. Физминутка.

Вы, наверное, устали?
Ну, тогда все дружно встали.
Походили, помолчали
И, как, зайки поскакали.
Поскакали, поскакали
И за кустиком пропали.

8. Анализ прочитанного по вопросам.

- Понравилась сказка?

- Почему заяц вдруг заявил, что никого не боится?

- Как к этому отнеслись другие зайцы?

- Почему волк решил съесть именно этого зайца?

- Что случилось с зайцем, когда он увидел волка?

- Что показалось волку? Что он подумал о зайце?

- Где нашли трусишку другие зайцы?

- Какие чувства он испытывал?

- Что ему сказали зайцы? Как его стали называть?

- Во что стал верить заяц, после этого проишествия?

- Было ли вам жалко зайца? В какой момент? Почему?

9. Выборочное чтение ( к иллюстрациям учебника )

10. Чтение по ролям отрывков ( стр. 183 2, 3, 5 абзацы )

11. Работа со словарём настроений.

- Какое настроение прослеживалось в тексте?

12. Пословицы.

* У страха глаза велики.

- В каких случаях приводят когда людям:

а) Хочется от удивления шире открыть глаза.

б) От страха чудится то, что нет в действительности.

в) Мерещится приведение с большими глазами.

* Хвались, да не поперхнись. ( Не делай обещаний, которые не сможешь выполнить.)

- Подходят пословицы к произведению?

13. Повторное чтение ( цепочкой ).

-Задание перед чтением:

- Как писатель называет зайца? ( Смешной, глупый, несчастный, бесстрашный, храбрый.)

- А ещё как можно назвать? ( хвастливым)

14. Итог урока.

- Зачем такую сказку придумал писатель для дочки и записал в сборник “Алёнушкины сказки”?

- Чему учит сказка?

- А как вы думаете у нас в классе есть такие хвастунишки?

- Продолжите: Сказка ложь, да в ней намёк…

15. Домашнее задание.

- Прочитать сказку, пересказать от имени зайца.