Урок технологии по теме: "История русской вышивки в XVII–XIX вв. Значение вышивки в современном мире"

Разделы: Технология


Если мы выйдем на улицы города, пройдёмся по магазинам, то увидим большое разнообразие одежды, обуви, предметов декора. Обилие товаров поражает яркостью, оригинальностью. Очень часто это достигается путём применения различных отделок: стразы, клепки, пряжки, кружево, ленты, вышивка

Откуда пришла к нам вышивка?

Русская вышивка – это явление чрезвычайно сложное и многогранное.

Вышивка – это один из самых древнейших видов русского декоративного искусства, наиболее распространенный приём украшения тканей.

Со времён Киевской Руси шитьё широко использовалось для отделки культовых церковных предметов. Так по сведениям из “Ипатьевской летописи” в 1183 году, в одном из соборов города Владимира сгорело множество шитья золотом и жемчугом.[1]

С одеждами и предметами быта боярства и царского двора, с творчеством народных масс знакомят нас образцы шитья и письменные источники.

Источники XVII века- кроильные книги, книги расхода денежной казны, описи пожитков и “сговоренные грамоты”, в которых перечислялось приданное невест – содержат сведения о вышитых предметах, принадлежавших царской семье и русской знати.

Излюбленным приёмом шитья в XVII - была вышивка золотой и серебряной нитью, с так называемым “золотым шитьём” и шитьём жемчугом. Вышивка отличалась большим разнообразием орнаментов [2].

В XVIII столетии прикладное искусство приобретает большие изменения.

Вхождение России в Европу, начатое Петром. Первым изменило костюмы и дворянский обиход, оказало воздействие на развитие прикладного искусства. В области вышивки в этот период все отчетливее становятся различия между шитьем в народной среде и вышивками, использующимися в быту господствующего класса. Народное шитьё продолжает традиции русской национальной вышивки ранних времён, а дворянской появляются новые виды работ: теневая гладь шёлком, шитьё стеклярусом, бисером, полукрест.

В дворянском костюме господствуют блестящие узоры золотого шитья и вышивки шёлком. Это подтверждают сведения об одном из многочисленных парадных костюмов А.Д. Меньшикова, известного государственного деятеля и полководца петровского времени. “Пара платья, кафтан суконный, песочный, старомодный, шит весь серебром сплошь, пуговицы обливные, серебряные, большие. У кафтана обшлага, тафтяные, красные, круглые, шитые серебром”. Также богато украшены были вышивкой камзол и штаны. Использовали при отделке одежды и шитьё жемчугом. Известно, что жена Бирона, одного из наиболее влиятельных лиц при дворе Анны Иоанновны, заказала себе платье, унизанное жемчугом стоимостью 100000 рублей.

В этот период вышивкой всё чаще стали украшать мелкие предметы, дополняющие костюм. Туалетные принадлежности, сумочки, бумажники и многое другое подлежало оформлению иглой и ниткой. Мелкому размеру соответствовали определенные приёмы работы. Шитье мельчайшим полукрестом, цветным бисером, тамбуром, цветной гладью и даже волосом

Вышивка выполнялась орнаментом и тематическими рисунками, изображались сюжеты из античной мифологии, Греко- римские орнаменты, богатые цветочные мотивы, пейзажи, бытовые сцены, романтические сюжеты из произведений Н.М. Карамзина “Бедная Лиза”, А.С. Пушкина “Евгений Онегин”.[3]

В середине XIX века изменились художественные вкусы общества.

Отделкой женского костюма становится кружево, тесьма и бахрома. В этот период исчезают наиболее трудоёмкиё работы – шитьё полукрестом, мелким бисером, цветным тамбуром.

Более стойкой оказывается вышивка крестом, белой гладью, белым тамбуром, золотое шитьё. Вышивка крестом украшает скатерти, портьеры, ковры. Белая гладь покрывает воротнички, манжеты дамских платьев, постельное бельё, носовые платки. Орнаменты становятся более сложными и сухим.

Каждый из приёмов в работе имеет свои особенности в орнаменте. В вышивке крестом сохраняются цветочные узоры. В шитье белой гладью, тамбуром главенствуют растительные мотивы. Узоры очень сложные, насыщены завитками, арками.

Во второй половине XIX появляется швейная машина. Создаются специальные машины для выполнения глади, которые позволяют сделать плотные сложные рисунки, особенно модные в конце века. Постепенно ручной творческий труд вытесняется более быстрым и простым в исполнении машинным шитьём.

Где, как, кем создавались вышитые изделия?

В XVII веке вышивальщицы создавали свои работы в царских, боярских и монастырских мастерских. Большую известность получила в этот период, “Царицына мастерская” в Москве. По историческим сведениям в мастерской работали вышивальщицы золотом, белошвейки и ученицы. В 1691 году их было 87 человек. Это были “мужни жёны и вдовы и девицы, честных и средних чинов дворовые люди, которые делают и шьют золотом и серебром и шелками, с каменьями и жемчугом” Работали по 20- 40 лет, а Катерина Темирова, Татьяна Перепечена, Анна Маслова.

Вышивали по рисункам, которые наносили на холсты художники - “знаменщики”. Среди “знаменщиков” значился один из лучших художников XVII века Симон Ушаков.

В XVIII - XIX веках развивается любительское и профессиональное рукоделие. В городах и сёлах появляются вышивальные центры. Вышивка продолжает жить и в монастырях. Занимались вышивкой женщины всех слоёв общества. Увлечение этим видом рукоделия распространилось очень широко, не только в скромных мещанских домах, но и в светской гостиной можно было встретить пяльцы с начатой работой. Мещанки, купеческие дочки не мало времени проводили за этим рукоделием. В большинстве случаев они выполняли миниатюрные работы – кошельки, сумочки, бумажник.

В XVIII столетии открываются учебные заведения и воспитательные дома для девочек. Во всех воспитательных домах, институтах, пансионатах для девочек учили навыкам шитья и вышивки. Один из предметов так и назывался – рукоделие.

Девочки владели искусством вышивки настолько хорошо, что получали заказы от царского двора, а за работу жалование. Так 1816 году воспитанницы Екатерининского института выполнили работы, которые использовались для украшения дворца в Павловске, под Петербургом. Развитие вышивальных центров способствовало сохранению культурных традиций на огромной территории страны. [4]

Основная масса шитья, выходившая из рук крестьянок, отличалась простотой и доступностью. Большинство работ выполнялось на льняном, а позднее на хлопчатобумажном полотне, льняными или хлопчатобумажными нитками. Иногда узор дополнялся шёлковыми или шерстяными нитями. В XV - XVI веках уже существовали вышивки белой нитью, косым швом. В XVII веке вышивка становится основным видом украшения ткани на предметах крестьянского обихода. Полотенца, подзоры, скатерти, столешни с шитыми узорами составляли убранство крестьянской избы. Особую роль в жизни крестьян играло полотенце. Оно являлось подарком на свадьбу, крестины. На полотенца подносили хлеб – соль гостям, наиболее богато вышитыми полотенцами украшали Красный угол избы, вешали их на иконы и зеркала. Использовалась вышивка и для отделки народного костюма, прежде всего женского. Тщательно украшались праздничные одежды: рубахи, передники, платки, юбки понёвы, сарафаны, а также головные уборы. Расшивали пояса, ожерелья рукавицы.

На огромной территории русского государства существовало множество различных типов вышитых отделок, при чём в шитье наблюдался принцип назначения вещи. В зависимости от назначения одежды праздничная, подвенечная, будничная, рабочая вышивка имела свой особенности в узоре, его расположении и расцветке. На пример костюм для сенокоса. Первый день сенокоса считался праздником. Крестьяне выходили в нарядных одеждах. Белые, красные, клетчатые домотканые рубахи с вышивкой пестрели яркими красками на зелени лугов. При вышивке женского костюма учитывалось семейное положение женщины. Определённый декор шитья имела рубаха девицы, рубаха молодицы, пожилой женщины или вдовы. Наиболее пышным шитьем отличался свадебный костюм. Женский костюм с сарафаном богато украшенный вышивкой бытовал в большинстве губерен северной и средней полосы России. В южных губерниях использовался костюм с юбкой понёвой. Большое значение имел в народном костюме головной убор. Помимо платков, лент носившихся в обычные будние дни, каждая девушка и женщина имела парадный головной убор. Праздничные головные уборы шили из парчи, бархата, штофа отделывали золотым шитьём, перламутром, жемчугом.

Народной вышивке XVIII свойственна традиционность орнамента, стремление повторять выработанные столетия мотивы, но в различных губерниях народная вышивка приобретает свои особенности, основанные на местных традициях. В начале XX века постепенно и незаметно происходят изменения в вышивке [5].

Характерным для этого периода является быстрое распространение вышивки крестом. Вышивка крестом, как самостоятельный тип шитья появилась в России в XVIII веке. Она пришла к нам из Европы и быстро обрела популярность в дворянской среде. Вышивали обычно цветной шерстью с небольшими вкраплениями шелковой нити, когда необходимо было выделить блеском какую – либо деталь. В работе использовались растительные рисунки и сюжетные композиции. Крестом вышивали ковры, портьеры, подушки, картины и мелкие предметы быта, которые стали неотъемлемой частью оформления городского дома и помещичьей усадьбы. Вышивальное искусство не потеряло свою актуальность и по сей день. В современном обществе наиболее востребована вышивка крестом. [6]

Вышивка крестом привлекает несложной техникой выполнения и не большими временными и денежными затратами, а работы получаются эффектные, красочные, просто удивительные! Современные рисунки вышивок предлагают нам растительные мотивы, сюжетные композиции, изображения животных, героев сказок и мультфильмов. Приемам выполнения вышивок мы научимся на уроках трудового обучения. Этот вид рукоделия позволит нам:

  • развивать чувство красоты;
  • художественный вкус, умение подбирать правильные цветовые сочетания;
  • совершенствовать свои творческие возможности, навыки и умения;
  • формировать такие черты характера, как аккуратность, точность, терпение, выдержку, умение доводить начатое дело до конца.
  • c пользой проводить свободное время и дарить радость своими работами себе, близким и друзьям.

Таким образом, в современном высокотехничном и прагматичном XXI веке нашлось место для древнейшего вида рукоделия вышивки.

Список литературы

  1. История русского искусства. – М.: Академия наук СССР, 1961
  2. Русское декоративное искусство: Том 2. – М.: Академия художеств СССР, 1969
  3. Орнамент русской народной вышивки / Маслова Г.С. – М.: Издательство наука, 1978
  4. Русская вышивка XVII начало XIX века. – Ленинград: Художник РСФСР, 1978
  5. Основы художественного ремесла: Часть I. – М.: Просвещение, 1986
  6. Шитьё и рукоделие. Энциклопедия / Андреева И.А. – Тверь, 1988
  7. Большая Российская Энциклопедия. – М.: Научное издательство “Прометей”, 1994

Приложение