Цели:
- бобщение знаний учащихся об изменениях, происходящих в природе с наступлением весны;
- создание условий для проявления способностей, стимулирование творческой деятельности учащихся;
- формирование потребности в общении, творческой деятельности, в самореализации.
Оборудование: презентация, музыкальный клип «Весна», задания для команд, костюмы для инсценирования литературных произведений.
Ход игры
1. Оргмомент.
- Приветствие (слайд1)
- Условия игры:
В нашей интеллектуальной игре принимают участие 5 команд (представление команд).
Состоит игра из 5 конкурсов-туров. За правильный ответ команда получает 1 балл. В случае если у команды нет правильного ответа, слово даётся следующей команде и уже за правильный ответ присваивается 2 балла. Но каждая команда может заработать (или потерять) баллы за полные грамотные ответы, дополнения к ответам, соблюдение правил игры (повторение правил любой игры – памятки).
Выигрывает команда, набравшая наибольшее количество очков.
Баллы присуждает жюри (представление жюри)
2. Целеполагание.
а) Послушайте стихотворение С.Дрожжина, подумайте, чему будет посвящена игра.
Зимние дни миновали,
Ночи короткие стали;
Солнышко с неба ясней
Луч золотой разливает.
Влажным теплом подувает
Ветер с раздольных полей.
Быстро одна за другою
Тучки несутся толпою,
Лёгкою дымкой скользят.
Галки, вороны стадами
Сядут на крыше рядами,
Каркнут и дальше летят.
Верба над тыном склонилась
Вся расцвела, распушилась,
Так и блестит жемчугом.
Кой-где обтаяли кочки
И раскраснелися почки
С дремлющим сладко листом…
б) Беседа о признаках весны.
– Чему посвящена игра?
– О какие признаки описал поэт С. Дрожжин в стихотворении «Зима сменяется весною»?
3. Игра.
1. Конкурс загадок («Ты мне – я тебе») (слайд 2)
а) Команды готовят заранее и загадывают загадки друг другу. Балл присуждается как за интересную загадку, так и за правильную отгадку.
***
Ну-ка, кто из вас ответит:
Не огонь, а больно жжёт,
Не фонарь, а ярко светит,
И не пекарь, а печёт? (солнце)
***
Без крыльев летят,
Без ног бегут,
Без парусов плывут. (облака)
***
Один льёт, другой пьёт,
третий растёт. (дождик, земля, трава)
***
Будто снежный шар бела,
По весне она цвела,
Нежный запах источала,
А когда пора настала,
Разом сделалась она
Вся от ягоды черна. (черёмуха)
***
Народ – лесные жители,
Мудрые строители.
Из иголок всей артелью
Строят дом себе под елью. (муравьи)
б) Подведение итогов 1 конкурса.
2. Конкурс грамматический.
а) Учитель читает текст (слайд 3,4)
б) Командам даны карточки с заданием: Поработайте корректором. Найдите и покажите границы предложений, расставляя знаки препинания. Исправьте ошибки, решая орфографические задачи.
В разлив.
Весной разлилась река. Она затопила луга и лес. Охотник направлял лодку к маленькому островку. Вдруг он заметил в воде головку зверька. Да это заяц! Как хорошо он плывёт! Но до берега ещё далеко. Доплывёт или нет? Охотник схватил зайца за уши и втащил в лодку.
Мы плыли далше и смотрели по старонам вдруг иван Кузьмич резко повернул лодку кто там он опустил руку в воду и поддел кого-то ладонью вот и новый пассажыр надне лотки сидел ёжик.
в) Подведение итогов. Проверка задания.
3. Конкурс «В мире животных». (слайд 5, 6 )
На каникулах вы проводили самостоятельное расследование, пробуя ответить на вопрос: «Какие изменения происходят весной в жизни животных?»
а) О ком идёт речь?
-
ЗАЯЦ Этот зверь меняет цвет своей шерстки в зависимости от времени года. В поле ещё снег не сошёл, а у этого животного уже родятся детёныши. Они рождаются зрячими, в тёплых шубках и сразу умеют бегать. Наевшись материнского молока, маленькие зверьки прячутся под кустами и кочками. Бегать им нельзя: ястреб заметит или лиса на след нападёт. Может пройти 2-3 дня, прежде чем мать покормить прибежит – да ещё не своя – чужая! Так уж повелось у них – всех детей своими считать. На 8-9 день детёныши начнут сами есть травку.
-
МЕДВЕДЬ В конце марта этот зверь просыпается от зимней спячки – голодный, худой, злой (может напасть на человека). Это животное всеядное – ест траву, корни растений, грибы, рыбу, насекомых, птиц. Но любит ягоды и мёд. В феврале, в самую лютую стужу, рождаются детёныши. В уходе за детёнышами папа - самец участия не принимает. Помимо матери, воспитанием малышей занимаются ещё и прошлогодние дети-няньки. В этой семье такую няньку называют пестуном.
-
БЕЛКА У этого зверя появляется потомство весной или летом. Хорошо плавает, задрав кверху хвост, отличные верхолазы, акробаты – целыми днями перепрыгивает с ветки на ветку. Шикарный хвост служит им парашютом, а если надо – и рулём. Питается орехами, грибами, ягодами, но иногда может напасть на птенцов и даже на взрослую птицу. Летом рыжая, а зимой серо-голубая.
-
ЁЖ Самка этого млекопитающегося приносит 3-6 детёнышей. Детёныши рождаются слепыми, почти голыми, со щетиной вокруг морды. Уши у новорождённых закрыты. Когда зверьки перестают сосать, мать приносит им в гнездо дождевых червей, слизней, опавшие плоды и вскоре по вечерам начинает брать их на охоту. К осени детёныши совсем подрастают и, подобно взрослым, самостоятельно готовятся к зимней спячке. (6-7 тысяч иголок)
-
ВОЛК У зверя-хищника прекрасное зрение, тонкий слух, удивительное чутьё. Летом они живут парами, выращивают появившихся весной детёнышей, которые рождаются слепыми, беспомощными. Родители трогательно ухаживают за детьми вместе. Детёныши очень долго остаются под опекой родителей в своём логове. Звери сопровождают своих детей всю зиму, только весной они начинают самостоятельную жизнь.
-
ЛИСА Эта хитрая хищница выбирает своё логовище с большой осторожностью. Она устраивает его под корнями или между корнями больших деревьев. Логовище состоит из глубокой норы с просторной камерой. Любит пользоваться она и чужими норами и логовищами. Добычей могут стать разнообразные животные, начиная от молодой косули и кончая майским жуком.
4. Конкурс литературный (слайд 7)
Узнать произведение, автора.
- Сцена 1 (Н. Сладков «Медведь и солнце») медведь, вода, снег, автор
- Сцена 2 (А.К. Толстой «Вот уж снег последний в поле тает…»)
- Сцена 3 (С. Михалков «Аисты и лягушки» стр. 42-43) аист, лягушка
- Сцена 4 (М. Исаковский «Ветер»)
- Сцена 5 (Г. Цыферов «Что такое звёзды?») кузнечик, лягушонок
5. Конкурс математический. (слайд 8 )
-
Карточка 1. В субботу распустилось 16 нарциссов, а в воскресенье на 3 меньше. Сколько нарциссов распустилось за эти дни?
Какой самый короткий месяц? -
Карточка 2. В первый ящик посадили 27 семян огурцов. Во второй на 5 семян больше. Сколько семян посадили в оба ящика?
Одна мышка и 2 лягушки весят столько же, сколько 2 мышки и одна лягушка. Кто тяжелее мышка или лягушка? -
Карточка 3. Вере нужно посадить 17 луковиц тюльпанов. Она посадила только 6. Сколько луковиц ей осталось посадить?
Улитка ползёт по перилам веранды в одну сторону полтора часа, а в другую 90 минут. Почему такая разница? -
Карточка 4. На дачу в автобусе ехали 30 человек. На остановке вышли 10, а 6 вошли. Сколько человек стало в автобусе?
Курочка снесла несколько яичек. Дед и бабка стали их делить. Дед говорит: «Если мы возьмём по 3 яичка, то 1 останется». А баба ответила: «Если мы возьмём по 4, то одного не хватит». Сколько яичек снесла курочка? -
Карточка 5. У дедушки в деревне 22 кролика: 8 белых, 7 чёрных, остальные серые. Сколько серых кроликов?
От города до деревни одна девочка ехала 2 часа. Сколько времени будут ехать от города до деревни 3 девочки?
4. Видеоклип.
(слайд 9)