Тема урока: Решение уравнений.
Цели урока:
- образовательная – изучение нового способа решения уравнений;
- развивающая – создание благоприятных условий для развития творческой и мыслительной деятельности учащихся через исследовательский подход к изучению нового материала; способствовать развитию самостоятельности, способности видеть проблему, анализировать, обобщать, делать выводы, ясно и четко излагать свои мысли, развивать логику мышления.
- воспитательная – привитие интереса к предмету через использование регионального компонента, формирование умения аккуратно и грамотно выполнять математические записи.
Задачи урока:
- показать решение уравнений способом переноса слагаемых из одной части в другую, изменив при этом их знаки;
- ввести определение линейного уравнения;
- учить решать линейные уравнения.
- Развитие самостоятельных навыков работы.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, учебник Н.Я.Виленкина «Математика 6 класс», карточки для выполнения домашнего задания.
Ход урока
1. Оргмомент.
Учитель: Здравствуйте, ребята! Сегодня вы научитесь решать уравнения новым способом и познакомитесь с линейным уравнением. Тему нашего урока я связала с интересными фактами из жизни города Пятигорска.
См. Приложение 1: Слайд № 1.
Кавказские Минеральные Воды уникальный уголок России, где гармонически соединились красота и щедрость кавказской природы с плодами человеческого труда и вдохновения, создав всемирно известные курорты – Пятигорск, Кисловодск, Ессентуки, Железноводск.
Но есть одна особенность, выделяющая Пятигорск не только среди соседей курортов, но среди многих других, даже более крупных, городов России. И чтобы узнать, что это за особенность, давайте разгадаем ребус.
< Рисунок 1>См. Приложение 1: Слайд № 2.
Ответ: трамвай.
См. Приложение 1: Слайд № 3.
Учитель: Верно, это городской трамвай. И не просто трамвай, а один из старейших в России. Электроэнергию для трамвая должна была давать ГЭС «Белый Уголь» мощностью 700 кВт, которая была построена в 1902-1903 гг. на реке Подкумок близ Ессентуков и сдана в строй в августе 1903 г. Она вырабатывала переменный ток напряжением 8000 В, который преобразовывался в постоянный напряжением 550 В.
II. Устный счет.
Учитель: Я вам предлагаю выполнить устные задания, после решения которых вы узнаете, когда был пущен первый трамвай в Пятигорске. Ответы первого задания обозначают день, второго - месяц, а третьего – год.
См. Приложение 1: Слайд № 4.
1. Вычислите:
7-70 : 9 + 7 * 2 |
-19+100 |
Ответ: 01
См. Приложение 1: Слайд № 5.
2. Упростите выражение:
Ответ: 09
См. Приложение 1: Слайд № 6.
3. Найдите коэффициент произведения и назовите его модуль:
Ответ: 1903
Ответ задания: 01.09.1993
См. Приложение 1: Слайд № 7.
Учитель: И действительно, первый трамвай был пущен 1 сентября 1903 года. Открытие было приурочено к 100-летию курортов Кавминвод. А вот регулярная эксплуатация трамваев с пассажирами началась 5 мая 1904 года. В это время в городе было всего два маршрута: «Вокзал - Сабанеевские ванны» и «Цветник - провал».
III. Актуализация опорных знаний.
Учитель: Сейчас мы с вами повторим нахождение неизвестных компонентов уравнения. Решите уравнение и расскажите нужное правило:
См. Приложение 1: Слайд № 8.
а) ; б) в) г) д) е)
Ответы: а) 25; б) 42; в) 6; г) 10; д) 60; е) 4.
См. Приложение 1: Слайд № 9.
Учитель: А теперь, используя ответы уравнений, мы с вами узнаем об одной отличительной особенности пятигорского трамвая – о ширине его колеи.
В таблице ответам уравнений присвоены значения, расставьте их по порядку.
Буква примера |
а |
б |
в |
г |
д |
е |
Ответ уравнения |
25 |
42 |
6 |
10 |
60 |
4 |
Присвоенное значение |
м |
0 |
0 |
1 |
м |
0 |
Место п/п в записи |
6 |
2 |
4 |
1 |
5 |
3 |
Ответ: 1000 мм
Учитель: Выразите полученное число в метрах.
Ответ: 1000 мм = 100 см = 1 м.
Учитель: 1000 мм – это колея, т.е. расстояние между рельсами. Такого узкого расстояния между рельсами не знает ни один город России, кроме Калининграда, и на территории стран ближнего зарубежья подобная узкая колея есть лишь в Украине в Львове и Виннице, а также в столице Эстонии – Таллинне. Так что трамвай в Пятигорске поистине уникален. Он может служить своеобразной визитной карточкой города.
IV. Изучение нового материала.
Объяснение нового материала проводит учитель с записями на доске и в тетрадях. Перед объяснением нового материала полезно напомнить ребятам понятия левой и правой частей уравнения.
1) Решим уравнение
По правилу отыскания неизвестного множителя имеем: т.е. Это же уравнение можно получить, разделив обе части уравнения на 4 или умножив обе части уравнения на Теперь легко найти значение Имеем , или
Число -2 является корнем уравнения и уравнения т.к. -2+5=3 и 4*(-2+5)=12.
Какой вывод можно сделать?
См. Приложение 1: Слайд № 10(1-й клик мыши).
Вывод: Корни уравнения не изменяются, если его обе части умножить или разделить на одно и тоже число, не равное нулю.
2) Решим уравнение
По правилу отыскания неизвестного слагаемого имеем т.е. Уравнения и имеют один и тот же корень 6, т.к. 2*6+5=17 и 2*6=17-5. Уравнение можно записать так: Видим, что корень уравнения не изменяется, если перенести слагаемое из левой части уравнения в правую, изменив его знак на противоположный.
3) Решим уравнение
Вычтем из обеих частей уравнения по Получим Но значит, Это уравнение можно поучить из данного, если слагаемое перенести из правой части уравнения в левую, изменив его знак на противоположный. Решая дальше уравнение получим и
Число 2 есть корень уравнения и уравнения т.к. 5*2-2*2=6 и 5*2=2*2+6.
Здесь можно сделать следующий вывод: Корни уравнения не изменяются, если какое-нибудь слагаемое перенести из одной части уравнения в другую, изменив при этом его знак.
См. Приложение 1: Слайд № 10(2-й клик мыши).
Во всех рассмотренных примерах мы приводили данные уравнения к виду где В первом уравнении Во втором уравнении В третьем уравнении
См. Приложение 1: Слайд № 10(3-й клик мыши).
Уравнение, которое можно привести к такому виду с помощью переноса слагаемых и приведения подобных слагаемых, называют линейным уравнением с одним неизвестным.
А теперь давайте полученные корни уравнений перемножим и разделим это произведение на -3.
(-2*6*2):(-3)=-24:(-3)=8.
Ответ: 8.
Учитель: Именно 8 трамвайных маршрутов действуют сейчас в нашем городе.
См. Приложение 1: Слайд № 11.
V. Закрепление изученного.
Выполнить №1314, №1315 с комментированием на месте.
№1314. Перенесите из левой части уравнения в правую то слагаемое, которое не содержит неизвестного.
а) б)
№1315. Соберите в левой части все слагаемые, содержащие неизвестное, а в правой – не содержащие неизвестное.
а) б)
Выполнить № 1316 (а-г) на доске и в тетрадях, проговаривая правила.
№1316. Решите уравнения:
а) |
б)
|
в)
|
г)
|
Ответ: 16. |
Ответ: -10. | Ответ: -8. |
Ответ: 0. |
Решите пример , используя найденные корни, и вы узнаете, сколько миллионов человек перевозят за год трамваи нашего города Пятигорска.
Решение: .
Ответ: 80.
Учитель: Да, яркие вагончики 5 моделей, в количестве 81 штуки ходят по 8 маршрутам общей протяженностью около 50 км и перевозят в год порядка 80 млн. человек.
См. Приложение 1: Слайд № 12.
Решите задачу: «В трамвае № 4, следующем в Горячеводск, в 3 раза больше пассажиров, чем в трамвае № 3, следующем в том же направлении. Если из первого трамвая переместить20 пассажиров во второй, то в обоих вагонах пассажиров будет поровну. Сколько пассажиров было в каждом вагоне?
Решение задачи можно оформить в виде таблицы, где - количество пассажиров во втором вагоне.
№ пп |
|
Было |
Стало |
I |
Вагон № 4 |
||
II |
Вагон № 3 |
А т.к. пассажиров в вагонах стало поровну, то составим и решим уравнение.
Итак, 20 пассажиров в вагоне № 3 и 3*20=60 пассажиров в вагоне № 4.
Учитель: Вместимость трамвая может максимально достигать 190 человек.
VI. Итог урока.
1) ответить на вопросы после п.42
2) Решить уравнения
Ответ: -11. Ответ: 2.
3) Найдите модуль суммы корней этих уравнений.
Ответ: 9.
Учитель: Именно столько рублей стоит сейчас проезд в городском трамвае.
VII. Домашнее задание.
Выучить правила п.42, №1342 (абв), №1346, 1334 и творческое задание: Составить задачу, используя технические или исторические сведения о пятигорском трамвае. Записать условие задачи в специальный бланк. <Рисунок 2 >