Урок окружающего мира с использованием ИКТ по теме: "Берегись автомобиля"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  1. формирование навыков выполнения основных правил поведения учащихся при передвижении по улицам и дорогам;
  2. повторение знаков дорожного движения, изученных ранее;
  3. закрепление изученных правил о переходе улиц и дорог.

Оборудование: компьютер с программой PowerPoint, мультимедийный проектор, экран, учебники, сигнальные карточки, карточки с дорожными знаками, магнитная доска, учебник «Мир вокруг нас» 2 класс, автор А.А. Плешаков.

Авторский медиапродукт: презентация к уроку.

Ход урока:

1. Орг. момент.

2. Сообщение темы и цели урока.

Прочитайте внимательно то, что написано на экране. Как вы думаете, о чем мы сегодня на уроке будем разговаривать?

– Безопасность на улицах и дорогах – это, прежде всего строгое соблюдение правил дорожного движения.

  • По дорогам России движутся легковые и грузовые машины, едут автомобили и троллейбусы, и каждый день под их колеса попадает более 70 детей и подростков, шестеро из которых получают смертельные травмы.
  • В нашем городе за 2009 год произошло 84 дорожно-транспортных происшествий, в которых погибли 8 детей и были ранены 75 участников дорожного движения.

– Как вы думаете, почему столько детей гибнет на дорогах?

– А что помогает нам правильно ориентироваться на переходах, перекрестках? (знаки)

3. Повторение пройденного материала:

а) повторение знаков

– Я думаю, вы знаете некоторые знаки. И сейчас давайте вспомним их. (На магнитной доске расположены знаки, учащиеся отвечают на вопрос, выходят и показывают знак)

  1. Если ты собрался с другом в зоопарк или в кино,
    Подружиться с этим знаком Вам придется все равно.
    Он домчит вас быстро, ловко
    АВТОБУСНАЯ ОСТАНОВКА.

  2. На дороге знак стоит
    Строгим тоном говорит:
    Запрещаю в этом месте –
    Ехать НА ВЕЛОСИПЕДЕ!

  3. Эй, водитель, осторожно!
    Ехать быстро невозможно,
    знают люди все на свете:
    могут выбежать здесь ДЕТИ.

  4. Всем знакомые полоски
    Знают дети, знает взрослый,
    На ту сторону ведет –
    ПЕШЕХОДНЫЙ ПЕРЕХОД.

  5. С тротуара вниз ведет
    Под дорогу длинный вход.
    Нет ни двери, ни ворот –
    То…ПОДЗЕМНЫЙ ПЕРЕХОД.

  6. Круглый знак с обводом красным –
    Это значит здесь опасно.
    Тут, поймите, запрещенье…
    ПЕШЕХОДНОГО ДВИЖЕНЬЯ.

  7. На машинах здесь, друзья,
    Ехать никому нельзя,
    Можно ехать, знайте, дети,
    Только на…ВЕЛОСИПЕДЕ

  8. Что нам делать и как быть,
    Если нужно позвонить?
    Должен знать и ты, и он,
    В этом месте… ТЕЛЕФОН.

  9. Ната с куколкой в тревоге
    Нужен доктор им в дороге
    Не смотрите грустным взглядом.
    Помощь близко, Доктор рядом.

– Мы поговорим о знаках, а теперь я хочу немного рассказать об истории дорожных знаков. Вообще знаки появились давным-давно. О дорогах заботились еще наши предки, когда ездили на лошадях или ходили пешком. В степи укладывались камни и ставились столбы, а в лесу делались отметки на деревьях и вешки из сучьев. На перекрестках устанавливали каменные и деревянные кресты, строили часовни. Позже на их месте появились столбы, на которых стали делать надписи о том, куда ведет «путь-дорога»

б) отгадывание кроссворда (параллельно беседа с детьми)

– А сейчас немного поиграем и разгадаем кроссворд, который поможет нам стать более осторожными пешеходами.

  1. То, что нередко случается на дорогах, если не знать правила дорожного движения.

  2. Дорожка вдоль дороги, на которую автомобилям въезд запрещен (тротуар).

  3. Самое опасное место для пешехода (перекресток).
    – Что такое перекресток? (это пересечение двух или нескольких улиц. На нем всегда много людей и автомобилей, и переходить его, не зная правил дорожного движения очень трудно и опасно)

  4. Как в народе называют пешеходный переход? (зебра)
    – Ребята, давайте откроем учебник на стр. 22. (учащиеся читают статью учебника)
    – Найдите и прочитайте, что пишет о «зебре» автор учебника.

  5. Трехглазый фонарь (светофор).

К этому уроку я подготовила стихотворения о нашем друге – светофоре, который помогает нам быть культурными людьми на улицах и дорогах. Сейчас я попрошу ребят прочитать их выразительно.

На посту в любое время,
Внимание, глядит в упор
На вас трехглазый светофор
– Зеленый, желтый, красный глаз.
Он каждому дает приказ!

У любого перекрестка
Нас встречает светофор
И заводит очень просто
С пешеходом разговор:
Свет зеленый – проходи!
Желтый – лучше подожди!
Если свет зажегся красный –
Значит,
Двигаться опасно!

Чтоб тебе помочь
Путь пройти опасный,
Горит и день и ночь –
Зеленый, желтый, красный.

Наш домик – светофор,
Мы три родные брата,
Мы светим с давних пор
В дороге всем ребятам.
Мы три чудесных цвета,
Ты часто видишь нас,
Но нашего совета
Не слушаешь подчас.

– А сейчас мы отправимся в путешествие и узнаем, откуда пришел к нам светофор. (Из истории светофора. Рассказ учителя.)

Первый светофор появился в Лондоне, но тогда он назывался семафор и был установлен вначале на железной дороге. В 1929 году, почти 80 лет назад в Москве был установлен первый светофор.
Он представлял собой круг, разделенный на 3 части: красный, желтый, зеленый.
По кругу, как по циферблату часов, двигалась стрелка. Зайдет стрелка на красный свет – движение запрещено, зайдет на желтый – надо подождать, пока не перейдет на зеленый.
Управлял таким светофором специально приставленный к нему регулировщик. И только через несколько лет такой светофор заменили на электрический, который действует и сегодня.

4. Физминутка.

а) выполнение упражнений

Дружно вышли мы из школы
И увидели дорогу.
На дороге – светофор:
Красный свет – прохода нет!
Желтый – подожди
А зеленый цвет – иди!

б) Игра « Это я, это я, это все мои друзья».

Я буду задавать вопросы, а вы там где нужно должны будете отвечать: « Это я, это я, это все мои друзья» или просто молчать.

– Кто из вас в маршрутке тесной
Уступил старушке место?
– Кто, пусть честно говорит
Под машину не бежит?
– Кто летит вперед так скоро
Что не видит светофора?
– Кто из вас идет вперед
Только там, где переход?
– Кто из вас, идя домой,
Держит путь по мостовой?
– Знает кто, что красный свет –
Это значит – хода нет?

5. Работа над новым материалом.

Сели все ровненько и смотрим на экран. Сейчас мы разберем несколько ситуаций, которые помогут нам в будущем правильно вести себя на дороге.

а) Слайд, затем сразу стихотворение

Обсуждается готовый вариант

– Почему бульдожка оказался в больнице?

– На его месте мог бы быть ребенок? (да, выбежал за мечом на проезжую часть)

б) Слайд (обсуждение картинки)

– Давайте посмотрим, кто здесь нарушил правило? (ответы детей)

Какой-то мальчик выбежал из-за домов и, не останавливаясь, бросился бежать через дорогу. Собачка, не раздумывая, бросилась к мальчику, зубами вцепилась в шарф и остановила его. Машина на большой скорости промчалась мимо.

– Как должен был повести себя мальчик?

в) Слайд (обсуждение картинки)

– Обратите внимание на девочку. Какая опасность может ее подстерегать?

– А что еще может помешать обзору? Что ей нужно сделать, чтобы благополучно перейти на другую сторону улицы?

г) До появления картинки.

Хочу обратить ваше внимание, как нужно переходить дорогу, если на остановке стоят автобус или троллейбус.

(Слайд, затем сразу стихотворение)

6. Викторина.

А сейчас мы проведем викторину, но не совсем обычную. Это викторина-тест. Достаньте свои светофорики. Сейчас на экране появится вопрос, а к этому вопросу будут даны 3 варианта ответа. А у каждого ответа свой цвет (показать). Вы внимательно читаете ответы и подымаете тот цвет светофора, который соответствует правильному ответу на экране.

7. Дополнительное задание. 

А сейчас я хочу посмотреть, все ли ребята грамотные пешеходы?

Решение задач со слайдов

8. Заключительная беседа.

Ученика – который пишет грамотно – называют грамотным.

– А какого пешехода можно назвать грамотным?

– Вот вы подошли к дороге. Как поведет себя грамотный пешеход?

– Как поступит грамотный пешеход, если на остановке стоит автобус, а ему нужно перейти?

9. Подведение итогов урока. Домашнее задание.

с. 22-25, отвечать на вопросы.