Введение
Человек в современном мире должен уметь творчески решать научные, производственные и общественные задачи, самостоятельно мыслить, вырабатывать и отстаивать свою точку зрения, уважая при этом мнение других людей, систематически и непрерывно пополнять и обновлять свои знания путем самообразования.
В связи с этим, важным представляется требование к такому результату образования, как сформированность учебно-познавательной и внеклассной деятельности, которая формой сотрудничества взрослого и школьника обеспечивает протекание познавательных процессов, а также социализацию подрастающих поколений.
В соответствии с этим должна меняется роль учителя и ученика в учебно-воспитательном процессе. Ученик становится не объектом, а субъектом, активным соучастником процесса приобретения знаний. Учитель из информатора превращается в организатора учения. Правильно организованная учебно-познавательная и внеклассная деятельность способствует подготовке образованных людей, отвечающих потребностям общества, развитию духовных ценностей народа.
В развитии ребенка внеклассная деятельность имеет особую психолого-педагогическую ценность. В ней выражены все необходимые для полноценного саморазвития личности этапы: самоцелеполагание (свобода, воля), самопланирование (инициатива, творчество), самоорганизация (самостоятельность, решительность), самореализация намеченных целей (трудолюбие, способности), самоанализ и самооценка результатов (совесть, честность). Она приобщает ребенка к освоению богатств духовной культуры, являясь областью раскованного общения и участия в самых разнообразных видах практической деятельности.
Именно во внеклассной деятельности удовлетворяются потребности ребенка в самопознании, самовыражении, самоутверждении, самореализации.
Эти процессы идут стихийно, спонтанно, и если ими не управлять, не создавать специальных условий, они могут привести к негативному поведению ребенка, к асоциальной, антикультурной и криминальной деятельности. Поэтому во внеклассной деятельности ребенку особенно необходимы направление, педагогическая поддержка, одобрение и ободрение, победа, успех – а это, в свою очередь, здоровье, добрые положительные эмоции, шансы реализоваться.
Эти же направления имеют место и в Концепции модернизации Российского образования:
- усиление роли социально-гуманитарного цикла дисциплин с целью дать всем выпускникам средней школы знания и умения, обеспечивающие социализацию и активную гражданскую позицию личности, ее современные ценностные ориентации;
- обеспечение развития вариативности и индивидуализации обучения с учетом способностей и интересов обучающихся.
Одной из приемлемых форм внеклассной работы по предмету для любой общеобразовательной школы является предметная неделя. Ее популярность вызвана тем, что она включает разные виды деятельности.
Работа в предметной недели формирует составляющие познавательной, информационной, социальной, коммуникативной компетенции:
- умение понимать поставленную задачу, суть учебного задания, характер взаимодействия со сверстниками и преподавателем, требования к представлению выполненной работы;
- умение планировать конечный результат работы и представить ее в вербальной форме;
- умение вносить коррективы в ранее принятые решения;
- умение оценивать результаты;
- умение поиска и нахождения необходимой информации самостоятельно;
- умение конструктивно обсуждать результаты и проблемы каждого этапа деятельности.
Помимо этого позволяет пробудить у обучающих интерес к математике как учебному предмету; выявить одаренных школьников, воспитать у слабоуспевающих учеников веру в свои силы, возможности.
Цель работы: развитие потребностей ребенка в самопознании, самовыражении, самоутверждении, самореализации через внеклассную работу.
Задачи:
- рассмотреть предметную неделю как одну из форм внеклассной работы учителя и обучающихся;
- изучить методическую литературу по данной проблеме;
- разработать план и систему мероприятий предметной недели .
Глава 1. Предметная неделя как одна из форм внеклассной работы
1.1 Внеклассная работа на уроках математики
Внеклассная работа по математике является неотъемлемой частью всей учебно-воспитательной работы в школе и подчинена общим целям образования и воспитания обучающихся. Она обеспечивает переход познавательной деятельности в творческую с соответствующей сменой потребностей и мотивов, целей, действий, средств и результатов. Такое обучение дает целостность, системную организованность и личностный смысл усваиваемым знаниям. Учитель во внеурочной работе не столько учит и воспитывает, сколько актуализирует, стимулирует обучающихся к развитию, создает условия для их самовыдвижения.
Ребенок, как и взрослый человек, стремится выразить свое “Я”. Часто мы считаем, что каждый ребенок рождается с творческими способностями и если ему не мешать, то рано или поздно они обязательно проявятся. “Но как показывает практика, - говорит психолог О.Дьяченко, - такого невмешательства мало: не все дети могут сами открыть дорогу к созиданию и, уж конечно, не все могут сохранить надолго творческие способности”. Именно в школьные годы наступает критический период детской креативности. Следовательно, именно в школьный период как никогда нужна помощь педагога, чтобы преодолеть этот кризис, обрести (а не потерять) возможность для самореализации, для выражения своего “Я”.
Главной движущей силой внеклассной деятельности выступает интерес. Если работа на уроке, регламентированная единой и обязательной для всех программой, направлена на формирование системы знаний, умений и навыков, то внеклассная работа импонирует ученику добровольностью участия, свободой индивидуального выбора способов творческого самовыражения – возможностью делать то, что можешь и хочешь: попробовать себя в роли актера, художника, экскурсовода. Наконец, во внеклассной работе более откровенно само общение, разноплановое, полифункциональное (межличностное, познавательное, художественное, творческое).
Цели и задачи внеклассных занятий существенно отличаются от целей и задач уроков и дополнительных занятий. Внеклассная работа по математике имеет свое собственное содержание, свою специфику в организации и проведении, свои формы и методы и преследует: пробудить интерес к математике как учебному предмету; выявить одаренных школьников, а также воспитать у слабоуспевающих учеников веру в свои силы, возможности; углубить и расширить знания, полученные на уроках.
Основными требованиями к организации внеклассной работы со школьниками являются:
- Вовлечение всех детей с учетом их интересов и способностей;
- Органическое единство учебной и внеклассной деятельности;
- Увлекательность всех внеклассных занятий;
- Повышение роли самих детей и органов детского самоуправления.
Исходными положениями в организации внеклассной работы с детьми являются общие принципы воспитания и обучения.
Естественность. Важно ставить перед детьми задачи так, чтобы работа, которую они должны выполнить, понималась ими не как принудительная, а как естественная необходимость, стремление к самовыражению.
Востребованность. Соблюдая этот принцип, следует организовывать работу с ребятами так, чтобы они были уверены в своей востребованности. Пусть не все пока у ребенка получается хорошо, но он должен понимать и видеть то, что его усилия и старания нужны.
Преемственность. Этот принцип давно известен и в народной, и в научной педагогике. Что касается внеклассной деятельности, то преемственность важна и в подборе заданий, и в характере работы с детьми.
Наглядность также является одним из ведущих дидактических принципов воспитания и обучения детей тому или иному делу. В организационно-творческом процессе этот принцип невозможно обойти стороной.
Воспитание ребенка в радости как принцип пришел к нам от народной педагогики. В народе он неукоснительно выполнялся порой в самых нелегких обстоятельствах. И не зря. Без радости, без удовольствия, без положительных эмоций процесс воспитания и тем более творческого развития будет чрезвычайно затруднен.
Комплексное развитие способностей. Процесс создания того или иного вида зрелищного досуга — это уникальные педагогические условия, находясь в которых каждый ребенок может развивать свои самые разные способности. Зрелищное мероприятие требует от участника и исполнителя синтетических качеств и разносторонних умений. Зачастую в процессе подготовки и проведения зрелищного мероприятия у ребят выявляются и такие способности, которых до этого у них не наблюдалось.
1.2. Формы организации внеклассной работы
- постоянно действующие мероприятия:
- кружки;
- групповые занятия;
- факультативы;
- поисковая работа
- эпизодические мероприятия:
- неделя математики;
- олимпиады;
- конкурсы;
- интеллектуальные марафоны;
- викторины;
- математические вечера.
1.3. Особенности предметной недели
Предметные недели как традиционная часть внеклассной работы достаточно привычны для любой общеобразовательной школы. Как правило, это некий набор мероприятий, специализирующихся в определенной области учебной деятельности. Предметные недели являются многолетней традицией и для нашей школы. Проводятся такие недели как заблаговременно подготовленный праздник, оказывающий массовое воздействие на школьников. Их популярность вызвана прежде всего тем, что предметная неделя включает различные виды внеклассной работы: конкурсы, викторины, устные журналы, выпуск стенгазет, вечера, утренники, КВНы, научно-практические конференции и т.д. Содержание Недели, посвященной математике, и компоновка соответствующих мероприятий зависят от того, учеников какого возраста (класса) планируется привлечь к участию; от времени, определенного организаторами Недели на подготовку; от координации действий учителей школы. Большую роль играет создание праздничной творческой атмосферы в самой школе.
Неделя математики в нашей школе открывается и проводится каждый год по-разному. В течение уже нескольких лет темы не повторяются. Это дает возможность ученикам, переходящим из класса в класс, расширять свое мировоззрение и развивать больший интерес к предметам.
Главной особенностью предметной недели является то, что она объединяет разные возрастные группы обучающихся и создает условия для их совместной познавательной и творческой деятельности. Учителя школы включают в план Недели мероприятия, в которых принимают участие ребята с первого по одиннадцатый классы. Такая форма мероприятий дает возможность расширить свой кругозор, повысить уровень мотивации учебной деятельности, понять, насколько увлекательна, а может быть, и необходима математика, найти новых друзей.
1.4. Организация проведения предметной недели
План проведения предметной недели, написанный на большом листе бумаги, вывешивается в вестибюле школы минимум за три дня до начала недели. За 7 дней до начала недели на очередном заседании комитета по ее подготовке и проведению отчитываются ответственные за каждое мероприятие. Намечается порядок вручения призов и памятных сувениров победителям конкурсов, лучшим оформителям, организаторам и активистам. Руководители недели назначают председателей жюри.
В день открытия предметной недели вывешивается плакат «Идет неделя математики!». Рядом с кабинетом математики устанавливается специальный стенд «Неделя математики», на котором помещают план проведения недели, условия проведения отдельных конкурсов, темы рефератов, а также фотоматериалы недели, проведенной в предыдущем году. Школу оформляют стендами, стенными газетами и плакатами с высказываниями. Они могут быть посвящены какой-нибудь определенной теме или математическому событию, состоять из ряда небольших заметок или конкурсных задач. Материал для газет подбирается из различных журналов, книг по занимательной математике, астрономии, механике, физике. Все это благотворно сказывается на развитии кругозора учащихся, на их навыках чтения литературы по математике, на их речи, грамотности. Уже само название газеты должно привлечь внимание учащихся. Вот несколько названий «В мире математики», «Математика и жизнь», математика и космос», Этот удивительно симметричный мир», «Архимед», старинные русские меры», «Знаешь ли ты, что…», «Смекалка». Ученики знакомятся с интересными фактами из жизни математиков, некоторые могут поместить свои сочинения, посвященные тому или иному математику. В конце недели авторы лучших газет или сочинений награждаются призами.
В течение следующих дней в классах проводятся математические КВНы, конкурсы, викторины, вечера. В завершение недели проводится школьная математическая олимпиада.
Руководит проведением олимпиады школьный оргкомитет под председательством директора или завуча. На олимпиаду допускаются все желающие участвовать в ней дети. Первые задания – более лёгкие – выполняют почти все успевающие ученики. Нужно дать почувствовать каждому ребенку, даже слабому, что учителя верят в их силы и возможности.
Пусть даже незначительный успех на олимпиаде вселит в них уверенность в свои силы, а это может привести и к более усиленным занятиям, и к действительным успехам. Победители олимпиады награждаются призами и направляются на городские олимпиады.
В период проведения недели желательно вести радиопередачи до начала уроков и во время большой перемены. В начале учебного дня всем ребятам сообщают о мероприятиях, запланированных на этот день, а также о месте и времени их проведения.
В конце недели на заключительном вечере подводятся итоги и сообщаются результаты работы, называются фамилии учеников и классы, наиболее отличившиеся за этот период.
Глава 2. Методические разработки предметной недели
2.1. План проведения предметной недели по математике для 5-6 классов
День | Класс | Мероприятие |
1 | Представители 5-6 классов | 1. Презентация предметной недели. Выпуск школьной газеты. Рубрика «Математики шутят». 2. Школьная математическая регата. |
2 | 5 – 6 классы | 1. Игра «Брейн-ринг». 2. Турнир смекалистых «Мы – гении». |
3 | 5 –6 классы | 1. Внеклассное мероприятие «Веселый поезд» (презентация) 2. «Кто хочет стать миллионером?» |
4 | 5-6 классы | 1. «О, счастливчики!» 2. Математический КВН. |
5 | 5-6 классы | 1. Поле математических чудес. 2. Математическая эстафета. (презентация) 3.Олимпиада. |
6 | 5 – 6 классы | Подведение итогов. Награждение победителей. |
2.2. Выпуск школьной газеты (Приложение 1)
2.3. Школьная математическая регата (Приложение 2)
2.4.Математическая игра «Брейн - ринг» (Приложение 3)
2.5. Турнир смекалистых (Приложение 4)
2.6. Внеклассное мероприятие «Веселый математический поезд» (Приложение 5, Презентация 5–1)
2.7. «Кто хочет стать миллионером?» (Приложение 6)
2.8. «О, счастливчики!». (Приложение 7)
2.9. Поле математических чудес (Приложение 8)
2.10. Математическая эстафета (Приложение 9, Презентация 9–1)
2.11. Олимпиада. (Приложение 10)
Заключение
Специфика предметной недели как одной из форм учебно-воспитательной работы в современной школе заключает в себе обеспечение перехода познавательной деятельности в творческую с соответствующей сменой потребностей и мотивов, целей, действий, средств и результатов.
В теоретической части представлено обоснование внеклассной работы по математике как неотъемлемой части всей учебно-воспитательной работы в школе. Изучая различные источники, я увидел, что многие ученые, педагоги считают внеклассную деятельность детей очень важной. Она отличается от учебной деятельности, прежде всего тем, что не является обязательной. Вместе с тем развитие ребят во внеклассной работе посредством использования различных методов и форм гораздо разнообразнее учебного процесса. Здесь используются самые увлекательные коллективные дела: игры, конкурсы, состязания эрудитов, математические вечера, КВНы.
Практическая значимость работы заключается в том, что ее методические разработки могут использоваться при организации и проведении предметной недели по математике. От умения учителя правильно организовать внеклассную работу и грамотно выбрать ее форму зависит во многом эффективность учебно-воспитательного процесса.
Главной особенностью предметной недели является то, что она объединяет разные возрастные группы обучающихся и создает условия для их совместной познавательной и творческой деятельности. Такая форма мероприятий дает возможность расширить свой кругозор, повысить уровень мотивации учебной деятельности, понять, насколько увлекательна и необходима математика, найти новых друзей. Также предметная неделя пробуждает интерес к математике, как учебному предмету; выявляет одаренных детей; воспитывает у слабоуспевающих ребят веру в свои силы, возможности.
Анализ проведенной предметной недели подтверждает необходимость применения различных видов мероприятий. Наблюдая за ходом развития Недели, я увидел, что формирование творческих навыков тесно связано с развитием интеллектуальных возможностей. Дети овладевают навыками коллективного творчества, а главное: они могут жить, прикасаясь к миру прекрасного, где уроки математики и предметная неделя выступают как уникальная коммуникативная система, позволяющая самовыражаться, самоутверждаться, самореализоваться, расти духовно и творчески.