Урок русского языка во 2-м специальном (коррекционном) классе IV вида по теме: "Предлог как слово и его роль в речи"

Разделы: Начальная школа


Тема: Предлог, как слово и его роль в речи.

Цель: Сформировать у обучающихся представление о предлоге как о слове и его роли в предложении.

Задачи:

1. Ознакомление с понятием о предлоге, как грамматической категории.
2. Развитие орфографической зоркости, фонематического  слуха.
3. Воспитание наблюдательности.

Коррекционные задачи урока:  Развитие зрительной памяти, внимания, пространственной ориентировки.

Оборудованиеинтерактивная доска,таблица с предлогами, карточки со слогами, картины о весне, индивидуальные карточки, учебники, зеркальце.

Ход урока

Этапы

Содержание

Примечание

1.

 Организационный этап.

1.Работа с таблицей.

- Внимательно посмотрите на таблицу, запомните её.

(Приложение. №1.Таблица).

- У вас на партах лежат конверты с полосками, на которых записаны буквы.

Задание. Найдите карточку с буквой, которая была в центре, и положите её на парту. Теперь положите карточку с буквой, которая была снизу, сверху, слева, справа.

Проверка. Сравните свою работу с таблицей.
- Где в русском языке мы можем встретить эти маленькие слова?

2. Сообщение темы и целей урока.

- Тема нашего урока: Предлог.
На уроке мы научимся находить предлоги, а так же узнаем, для чего они нужны в речи.

 

Специальный коррекционный приём на коррекцию зрительной памяти.

Демонстрация на интерактивной доске в течение 20 секунд. Таблица закрывается.

 Специальный коррекционный приём на развитие пространственной ориентировки.

 

 

 

 

 

Таблица открывается.

2.

Этап подготовки обучающихся к активному и сознательному усвоению знаний.

1.Минутка чистописания.

- Послушайте отрывок из стихотворения и определите, о каком времени года идёт речь.

Вот уж снег последний в поле тает,
Тёплый пар восходит от земли.
И подснежник белый расцветает,
И зовут друг друга журавли.

- Как вы догадались, что это весна?

- Назовите первый звук в слове весна. Дайте характеристику этому звуку.
- Какой буквой мы обозначим этот звук на письме?
- Где находится буква Вэ в таблице?

Сегодня на минутке чистописания мы пропишем буквы В в.

ФИЗМИНУТКА ДЛЯ ГЛАЗ.

1. Медленные вращения головой влево – вправо (4 – 5 раз).
2. Растирание подушечками пальцев круговыми движениями зрительных бугорочков на затылке. ( 10 секунд).
3. Руки на поясе. Повороты головы, глаза смотрят на логти.
4. Взять ручку в правую руку, медленно поднимать вверх, опускать вниз. Глаза  смотрят на колпачёк ручки.
5. Потереть ладони друг о друга, положить на глаза (глаза закрыты), сидеть 30 секунд.

2. Словарная работа.

ветер       ворона       воробей

- Прочитайте слова. Спишите, поставьте ударение, подчеркните безударную гласную.

Специальный приём на коррекцию слухового восприятия.

 

 

 

 

 

 

Звуковой анализ.

 

 

Выполняют сидя за партами.

 

 

 

 

 

Слова записаны на доске.

3.

Этап усвоения новых знаний.

1. Введение в тему.

- Какое слово «лишнее»? Почему?
- Прочитайте:

Тёплый ветер дует … окно. 

- Можно ли сказать, что это предложение?
- Какое слово нужно добавить, чтобы написанное стало предложением?
- Как в русском языке называется это маленькое слово?
- Для чего нужны предлоги в речи?
- Спишите. Вставьте предлог, подчеркните его.

2. Беседа по картинкам.

- Посмотрите внимательно на эти картинки. Запомните их.
(Приложение. Картинки  № 2, 3, 4)
- Где тает снег?
- На чём сидят грачи?
- Где бегут ручьи?

3. Работа по карточкам.

- Возьмите планшеты с карточками. Прочитайте про себя предложения. Выберите предлоги из таблицы, которые по смыслу подойдут в предложения.

…  полях тает снег.
… дереве сидят грачи.
… дорогам бегут ручьи.

Проверка.

- Прочитайте предложения. Назовите предлоги.
- Какую роль они играют? Как пишутся со словом?

4. Работа с книгой.

Откройте учебники на стр. 133, прочитайте правило.

- Какие предлоги бывают?
- Для чего нужны предлоги?

ФИЗМИНУТКА.

Руки подняли и покачали,
Это деревья в лесу.
Вниз опустили, кисти встряхнули
Листья роняют росу.
В стороны руки, плавно помашем-
Это к нам птицы летят.
Как они сядут, мы тоже покажем-
Руки сложили назад.

 

 

 Приложение. Карточка № 1.
Индивидуальный дифференцированный подход с учётом зрительных возможностей.

 

 

 

Используется интерактивная доска. Показ 3-х картинок по одной, на каждую 5 секунд.

 

 

 

Индивидуальные карточки, с учётом зрительных возможностей.

 

 

Приложение. Карточка № 2. Дети работают фломастером.

 

(Таблица из организационного этапа).

 

 

4.

Этап закрепления новых знаний.

1. Работа с книгой.

Упр. 279.

Прочитайте задание. Предложения.
Спишите, подчеркните предлоги.

Проверка.

- Прочитайте предложения. Назовите предлоги. А теперь прочитайте без предлогов.
- Как лучше?
- Какую роль играют предлоги в речи?

2. Выборочное письмо.

- Послушайте внимательно стихотворение С. Маршака.

 Рыхлый снег темнеет в марте,
Тают льдинки на окне.
Зайчик бегает по парте
И по карте  на стене.

Беседа.

- О каком времени года это стихотворение?
- Как вы понимаете слово рыхлый?
- О каком зайчике идёт речь?
- Сейчас я буду читать ещё раз по одной строчке, а ваша задача услышать предлоги со словами, к которым они относятся, и записать их в тетрадь, подчеркнуть предлоги.

Проверка.

- Посмотрите на доску. У кого так же?
- Назовите среди записанных слов те, в которых есть безударные гласные. Подберите проверочные слова.
- Как написали предлоги?

 

 

 

Преодоление вербализма.

 

 

 

 

 

 

Если в этот день солнечная погода, можно показать детям «солнечного зайчика» с использованием зеркальца.

 

 

 

С обратной стороны доски работает ученик.

 

5.

Этап информации учащихся о домашнем задании и инструкция по его выполнению.

Итог урока. Сообщение оценок.

1. Для чего нужны предлоги?

2. Д/з.

 Выучить правило на стр.133, упр.278.