Знакомство с системой профилактики правонарушений в ТППЛ № 20 начнем с характеристики контингента обучающихся. В лицее обучается около 80% юношей, которые получают сложные технические профессии: автомеханик, сварщик-водитель, машинист подъемно-транспортных и строительных машин, автослесарь. Каждый пятый обучающийся проживает в общежитии.
Анализ контингента обучающихся в лицее.
Год обучения |
Всего обуч-ся |
Кол-во гр.риска (н/летних) |
Кол-во совершивших преступление |
Совершили преступление до поступления |
Кол-во администр. правонар. |
Охват гр. риска услугами доп.образов. |
2005/2006 |
678 |
44 |
8 |
3 |
23 |
62% |
2006/2007 |
680 |
45 |
6 |
3 |
18 |
63% |
2007/2008 |
640 |
41 |
7 |
2 |
20 |
69% |
2008/2009 |
612 |
46 |
3 |
2 |
14 |
76% |
2009/2010 |
638 |
49 |
2 |
2 |
15 |
85% |
В лицее прикладывается много усилий для организации внеурочного времени ребят группы риска. Работают различные спортивные секции, тренажерный зал, театральная студия, студия эстрадного танца “Грация”, клуб КВН , вокальная студия , фото-видео студия, группа “Поиск”(на базе музея Боевой Славы 96-ой Гвардейской дивизии) , пресс-школа ученического самоуправления, кружки прикладного и технического творчества, работают Совет общежития и Ученический совет. Социальные педагоги стараются охватить общественными делами и нагрузками и трудновоспитуемых подростков.
Работа по формированию группы риска из вновь поступивших в лицей обучающихся начинается на этапе профориентационной работы. Социальный педагог, набирающий группу, проводит анкетирование и собеседование с абитуриентами и их родителями. При собеседовании с будущим обучающимся и его родителями социальный педагог определяет уровень мотивированности подростка на получение профессии, его увлечения и интересы; характер взаимоотношений родителей с подростком, психологический климат в семье.
Все, подавшие заявление на зачисление в лицей, проходят собеседование и тестирование у педагога-психолога. Как правило, при этом психолог использует следующие методики:
-
Гарбузов В.И. Доминирующие инстинкты и профили;
-
Тест “ Психогеометрическая типология”;
-
Тест “Табицы Шульте” (Исследование внимания в условиях активного выбора полезной информации);
-
Опросник Шмишека.Акцентуация характера;
-
Тест “Самооценка психических состояний “ по Айзенку);
-
Беседа (перечень вопросов, направленных на определение психологического состояния, семейной ситуации, особенностей поведения дошкольного и школьного периода, конфликтность, общую интеллектуальную осведомленность, рефлексию, мотивацию к обучению, вопросы на искренность);
-
Наблюдение.
На этом этапе возможно выявление подростков, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, требующих к себе повышенного внимания со стороны педагогов.
Для поступающих в лицей с целью устранения пробелов в знаниях проводятся курсы по математике, физике и русскому языку. Опытные преподаватели не только определяют степень подготовленности абитуриентов и помогают им восстановить и пополнить свои знания, но и имеют возможность поделиться своими педагогическими наблюдениями за обучающимися на курсах с социальными педагогами. В начале учебного года, закрепленные за группами 1 курса педагоги- психологи проводят с обучающимися адаптационный тренинг. Обстановка внутри каждой из учебных групп неповторима. Тренинг позволяет изучить атмосферу внутри группы, межличностные отношения в микрогруппах и складывающем коллективе, слабые и сильные стороны претендующих в лидеры ребят и ребят с отклоняющимся поведением.
С началом занятий социальный педагог, применяя методы наблюдения, беседы, метод изучения поведения своих воспитанников в определенных педагогических ситуациях, проводит социально-педагогическую диагностику и формирует базу данных для составления карты индивидуального психолого-педагогического и профилактического сопровождения обучающегося. Большое внимание социальные педагоги уделят работе с родителями или лицами их заменяющими, устанавливают тип семейного воспитания, его особенности и недостатки. С момента знакомства социальный педагог старается установить с родителями своих воспитанников доверительные отношения, побуждает их к сотрудничесту. Полученная из различных источников информация заносится в “Дневник социального педагога” и используется в дальнейшем для практической работы с обучающимися.
После зачисления во все районные Комиссии по делам несовершеннолетних мы направляем списки вновь поступивших обучающихся для проведения сверки и выявления состоящих у них на учете ребят.
В октябре в лицее проводится психолого-педагогический консилиум, куда приглашаются работающие на группа работающие на группах специалисты: преподаватели общеобразовательных и профессиональных дисциплин, мастера производственного обучения, социальные педагоги и педагоги-психологи. На консилиуме педагог-психолог характеризует группу, степень ее подготовленности к обучению, дает рекомендации работающим с группой преподавателям, мастерам производственного обучения и социальному педагогу. Психолог рекомендует постановку на внутрилицейский учет обучающихся, находящихся в социально-опасном положении, учащихся из числа сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В соответствии с Федеральным Законом № 120 –ФЗ от 24.06.1999 г. на внутрилицейский учет рекомендуются также обучающиеся, с признаками нарушений в поведении, склонные к пропускам занятий;
-
дезодаптивным поведением;
-
аддиктивным поведением (поведение зависимого от ПАВ, алкоголя и пр.);
-
делинквентным поведением (поведением правонарушителя);
-
состоящие на учете в КДН и ОДН.
Консилиум ходатайствует о постановке на учет семей, находящихся в социально-опасном положении, если таковые были выявлены в ходе педагогической диагностики.
Окончательное решение о постановке обучающихся и их семей на внутрилицейский учет и разрешении на проведение с ними индивидуальной профилактической работы, выносит своим приказом директор лицея.
В течении учебного года педагоги-психологи ведут индивидуальные консультации с обучающимися и их родителями с использованием различных психологических техник. Проводят учебные занятия, направленные на развитие познавательных способностей и уровня рефлексии. Осуществление психолого-педагогической поддержки ребят группы риска в решении их проблем, начинается с психологической готовности самого педагога и совместному поиску с обучающимся и его родителями путей их решения. Мы привлекаем к этой деятельности различных специалистов: психологов, медицинских работников, в т.ч. нарколога, психиатра, органы опеки, социальные службы и других.
Социальные педагоги и психологи уделяют большое внимание устранению психологических барьеров и причин, которые мешают успешности ребят группы риска. Практикуется совместное обсуждение с подростками их успехов и неудач, посещение их по месту проживания, помощь в трудоустройстве и проведении ими с пользой своего свободного времени. По каждому случаю противоправного поведения обучающихся выясняются их причины, проводится профилактическая работа с подростками и их родителями. При необходимости привлекаются инспектор ОДН РОВД, специалисты из районных Комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав. Результативной мы считаем работу при отсутствии рецидивов, при сокращении количества совершенных обучающимися преступлений и правонарушений или при их стабилизации.
Педагогический коллектив лицея активно работает на реализацию мер, направленных на правовое благополучие, профилактику и снижение роста правонарушений среди обучающихся. Вопросы профилактики правонарушений рассматриваются на различных уровнях:
-
на совещаниях директора и заместителей директоров;
-
на педагогических советах;
-
на заседаниях Комитета по правопорядку;
-
на школе социальных педагогов:
-
на методических комиссиях социальных педагогов.
-
на родительских собраниях:
-
на классных часах.
В результате системной профилактической работы, направленной на выявление и помощь каждому нуждающемуся подростку, в лицее уменьшилось количество преступлений и правонарушений, улучшился психологический климат в учебных группах и в учебном заведении в целом.