Задачей школы является формирование гармонически развитой личности. В современной педагогике исследуются вопросы общего развития детей в процессе обучения. Важнейший показатель всесторонне и гармонично развитой личности – наличие высокого уровня мыслительных способностей. А добиться высокого уровня мыслительных способностей можно при условии развивающего обучения.
Развивающим обучением, то есть ведущим к общему и специальному развитию, можно считать только такое обучение, при котором учитель, опираясь на знания закономерностей развития мышления ребенка, специальными педагогическими средствами ведет целенаправленную работу по формированию мыслительных способностей своих учеников в процессе изучения ими основ наук. Такое обучение и является проблемным. Проблемным следует считать урок, на котором учитель преднамеренно создает проблемные ситуации и организует поисковую деятельность учащихся по самостоятельной постановке учебных проблем и их решению (высший уровень проблемности) или сам ставит проблемы и решает их, показывая учащимся логику движения мысли в поисковой ситуации (низший уровень проблемности).
Как правило, учителя организуют условия проблемного обучения не только для того, чтобы учащиеся сумели применить свои знания на практике, но и столкнулись с фактом их недостаточности. Осознание этого факта учащимися возбуждает их познавательный интерес и стимулирует поиск новых знаний. Проследим создание проблемных ситуаций на примере заданий по математике. Перед изучением темы “Площадь треугольника” учитель дает домашнее задание – вырезать несколько видов треугольников и попробовать найти их площади, предварительно продумав, когда возникает необходимость вычисления таких площадей. Учащиеся догадываются, как можно найти площадь прямоугольного треугольника через площадь прямоугольника, а далее возникает проблемная ситуация, т.к. найти площади остроугольных и тупоугольных треугольников они не могут. Некоторые ученики вспоминают, как они находили площади таких треугольников раньше, используя клетчатую бумагу или палетку, но значения площадей при этом получались приближенными, опять возникает ситуация, когда имеющихся знаний недостаточно для точного выполнения задания. Здесь виден элемент перспективности обучения, т.к. домашнее задание рассчитано на подготовку к усвоению новых знаний в форме самостоятельной работы.
Проблемная ситуация легко возникает в том случае, если имеется противоречие между теоретически возможным путем решения задачи и практической неосуществимостью избранного способа. Так при изучении темы “Квадратный корень” учащимся сначала предлагается решить уравнение х2 = 9. Они умеют решать такие уравнения и обосновывать эти решения. А затем предлагается уравнение х2 = 7, возникает проблема, т.к. теоретически они знают как решить, а практически осуществить этого не могут. Это прекрасный повод плавно перейти от пройденного материала к изучению нового. В дальнейшем ученикам будет предложена аналогичная задача: “Сначала решите уравнение х3 = 27,а затем попробуйте найти решение уравнения х3 = 17”. Научившись анализировать и думать, учащимся в старшей школе будет уже легко воспринять и осмыслить материал, связанный с логарифмами, т.к. создается уже известная проблемная ситуация: решите сначала уравнение 2х = 8, а затем 2х = 5.
Проблемная ситуация возникает тогда, когда имеется противоречие между практически достигнутым результатом выполнения учебного задания и отсутствием у учащихся знаний для его теоретического обоснования. При изучении темы “ Длина ломаной” учитель дает задание начертить ломаную из 2 и 3 звеньев, затем путем измерений сравнить длину ломаной с расстоянием между ее концами. Результаты заносятся в таблицу и сравниваются, ученики формулируют предположение, что длина ломаной больше расстояния между ее концами. С таким свойством ломаной ученики еще не знакомы, они переходят к решению данной проблемы в общем виде.
Проблемное обучение обладает рядом достоинств, так его полезно применять для усвоения обобщенных знаний – понятий, правил, законов, причинно-следственных и других логических зависимостей. Оно нужно тогда, когда ставится задача специального обучения учащихся приемам и способам умственной деятельности, необходимым при добывании знаний и решении поисковых задач. Проблемными, как правило, являются первые уроки любой темы, ибо они содержат в себе новые по сравнению с ранее изученным теоретические и практические положения. Проблемное обучение при правильной его организации способствует развитию умственных сил учащихся (противоречия заставляют задумываться, искать выход из проблемной ситуации, затруднения); самостоятельности (самостоятельное видение проблемы, формулировка проблемного вопроса, самостоятельность выбора плана решения); развитию творческого мышления (самостоятельное применение знаний, поиск самостоятельного нестандартного решения). Проблемное обучение обеспечивает и более прочное усвоение знаний (то, что добыто самостоятельно лучше усваивается и надолго запоминается); развивает аналитическое мышление (проводится анализ условий, оценка возможных вариантов решений), логическое мышление (требует доказательств решения, аргументации).
Проблемное обучение вооружает школьников методами познания окружающей действительности, развивает умения и навыки целесообразного наблюдения, воспитывает способность к обобщениям и выводу основных закономерностей с обоснованием их, прививает вкус к доступной исследовательской работе. Учащиеся быстрее осмысливают сущность изучаемого явления и дают обоснованные ответы. У них развиваются познавательные потребности и интерес, воспитывается убежденность в знаниях, так как учащиеся сами выдвигают гипотезы и сами доказывают их.