Внедрение в образовательный процесс невербальных способов педагогического взаимодействия как иновационного обновления используемых в школе педагогических технологий

Разделы: Администрирование школы


Пояснительная записка

Французский психолог Франсуа Сюлже, автор книги «Правда о жестах», выяснил: 7 % значимости собеседники придают словам, 38 %– интонации, а мимике и жестам – 55%.
Мимика и жесты являются частью имиджа педагога. Кроме того, они делают нашу речь более выразительной. Это – коды, сигналы, которые учитель передает обучающему, так называемый невербальный язык. По используемым собеседником жестам можно смело судить об уровне его культуры, ведь известно, что человек контролирует свои жесты и позы значительно меньше, чем свои слова. Поэтому они могут поведать о человеке больше, чем прямые высказывания.

Цель программы: повысить эффективность учебно-воспитательного процесса путем применения невербальных способов педагогического взаимодействия.

Основные задачи:

  1. Овладение учителями теорией и методикой невербальных способов педагогического взаимодействия, творческого применения этой системы в педагогической практике.
  2. Создание экспериментальной площадки  для проведения исследований по теме программы.
  3. Разработка методических пособий, рекомендаций по использованию невербального педагогического общения как элемента педагогической системы школы.
  4. Применение  на уроках невербальные способы с целью эффективности учебного процесса и повышения интереса обучающихся к предмету.

Актуальность, значение.

К месту и не к месту повторяя известную библейскую фразу «вначале было слово», мы полагаемся на слова и совсем не замечаем язык тела. А ведь он не менее выразителен, чем язык слов, и это давно известно людям, лишенным слуха и способности говорить.
Эта программа рассчитана на обучение учителей языку тела, жестов не только глубоко понимать поведение обучающихся, но и правильно «преподносить себя»  публике, улучшить звучание своего голоса, усилить значение слов открытостью жестов, отказаться от неудачных поз и мимики, обрести уверенность в себе.  Это обучение позволит учителям доверять своей интуиции, быть более осведомленными в области психологии, и защищенными от ошибок в оценке людей, показывать открытость и заинтересованность в достижении цели. В результате педагогическая деятельность станет более успешной.
Каждый учитель обладает способностью распознавать обучающихся, правильно воспринимать события и явления окружающего мира. Некоторые пользуются этой способностью, другие предпочитают не заострять на этом свое внимание и не понимают важности умения разбираться в людях. А ведь нашим ученикам каждый день приходиться определять, хорошо или плохо относится к нему учитель, допускать ли его в свою жизнь? От этого зависит его благополучие, спокойствие, а значит и качество его образования.
Порой и педагога  жесты выдают – когда сигнализируют о его неуверенности, нервном напряжении, сильнейшем волнении и т. п. Но так бывает, только если учитель  не постиг секреты жестов и не знает, с помощью каких из них можно заявить о себе как о сильной и уверенной личности.
Усовершенствовать невербальный язык поможет эта программа. Она подскажет, от каких движений лучше избавиться, как правильно использовать или «прочитать» тот или иной жест, как соотносить его с определённой тональностью общения, т. е. пользоваться именно теми средствами, которые допустимы в конкретной ситуации. Таким образом, жесты тоже могут быть результатом обучения. «Заучив» полезные, педагог, в конце концов, сделает их естественными и непринуждёнными, а значит, выразительными. Именно так учатся «правильно говорить» известные политики, государственные деятели, телеведущие, а теперь и педагоги.

Этапы внедрения в образовательный процесс  невербальных способов педагогического взаимодействия.

Формы и методы организации

Содержание деятельности по этапам

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

1.Организация работы с кадрами

1.1.Методический совет.

ЦЕЛЬ: разработка стратегии и тактики внедрения инноваций

 

 

1.2.Педсовет

ЦЕЛЬ: принятие решения об организации эксперимента в целом, мотивация членов педагогического коллектива на создание условий для развития нововведений.

1.3. Производственное совещание

Информирование о программе эксперимента. Формирование группы информационного обеспечения и анализа хода реализации программы. Задача: ознакомление с программой и ее обсуждение.

 

 

 

 

 

 

 

Обсуждение модели эксперимента с участием по каждому разделу (звену) конкретных исполнителей.

ЗАДАЧА: ознакомление со структурно-функциональной моделью эксперимента
Распределение функциональных обязанностей между членами коллектива по реализации программы (модели) эксперимента

ЗАДАЧА: утверждение функциональных обязанностей участников эксперимента

Определение степени готовности положения, образовательного плана, программ, пособий и т.д.

ЗАДАЧА: выявить объем пакета документов для вхождения в эксперимент

1.4.Семинары

Основные виды невербального педагогического общения.

Язык жестов.

Структура педагогического взаимодействия с использованием невербальных средств

1.5. Работа по самообразованию

Изучение научно-педагогической литературы по нововведению
Изучение передового педагогического опыта по проблеме эксперимента
Изучение опыта коллег по проблеме эксперимента

ЗАДАЧА: разработать методологическую основу эксперимента для создания учебных
комплексов, обеспечивающих эксперимент

2.  Организация работы с
учениками

ЦЕЛЬ: ознакомить учащихся с содержанием эксперимента; сформировать положительное отношение к участию в нем

 

 

Сообщение на классных часах о содержании и значимости эксперимента, участие в работе педсовета

ЗАДАЧА: сформировать представление об эксперименте

3.    Работа с родителями

ЦЕЛЬ: ознакомить с целями
и содержанием эксперимента, привлечь родительскую общественность к совместной работе по его организации и проведению

 

 

Сообщение на родительских собраниях о содержании и значимости эксперимента, участие в работе педсовета

ЗАДАЧА: сформировать представление о значимости эксперимента

4. Управляющий совет школы

ЦЕЛЬ: принять постановление о начале эксперимента. Утвердить положения о нормативных документах

 

 

Доклад директора о готовности к эксперименту и заключение комиссий совета о готовности

ЗАДАЧА: принять решение о начале эксперимента

6.   Контроль, анализ и регулирование

ЦЕЛЬ: сбор информации и первичный анализ хода реализации программы эксперимента

Корректировка плана эксперимента; доработка проектов документов

Корректировка функциональных обязанностей по реализации модели (проекта) содержания эксперимента

Организация индивидуальной работы со всеми участниками педагогического процесса

ЗАДАЧА: углубить представление о значимости эксперимента

7.Информационное обеспечение

ЦЕЛЬ: сбор информации для управления процесса внедрения нововведения

Обсуждение плана эксперимента, положения об эксперименте и т. д.

ЗАДАЧА: ознакомить коллектив школы с документами по теме эксперимента

Моделирование эксперимента

ЗАДАЧА: сформировать структурно-функциональную модель эксперимента

Информирование об объеме и степени готовности пакета документов

Система целесообразных форм и мер организации

Содержаний деятельности по этапам

 

Декабрь

Январь

Февраль

1. Организация работы с кадрами

 

 

 

1.1. Совещания при директоре

ЦЕЛЬ: разработка стратегии и тактики внедрения инноваций

Обсуждение пакета документов

ЗАДАЧА: подготовить проект доклада и решения о начале эксперимента

 

Предварительная расстановка кадров

ЗАДАЧА: провести предварительную расстановку кадров с учетом их функциональных обязанностей в проведении эксперимента, выявить кадровые проблемы

1.2. Педсовет

ЦЕЛЬ: принятие решения об организации эксперимента в целом, мотивация членов педколлектива на создание условий для развития нововведений

 

Обсуждение экспериментальной работы

ЦЕЛЬ: разработать тактику и стратегию внедрения нововведения

 

1.3. Семинары

Кинэстетика и ее возможности.

Техника невербального сопровождения учебной информации

Семинар - практикум «Разработка  и апробация экспериментальных циклов уроков»

1.4. Методсовет, заседания объединений, творческих групп.

ЦЕЛЬ: овладеть методологией, теорией и практикой введения инноваций

 

 

Обсуждение учебных программ, планов, пособий

ЗАДАЧА: сформировать целостное представление о взаимосвязи учебных планов, программ и пособий, определить пути их реализации в эксперименте. Оптимизировать сроки прохождения программ

Изучение научно-педагогической литературы, передового педагогического опыта коллег по проблеме эксперимента

ЗАДАЧА: обобщить полученные знания по проблеме эксперимента (обмен полученной информацией, выпуск информационного бюллетеня «Это интересно»), внедрить отдельные элементы в практику работы отдельных учителей

5. Работа по самообразованию
2.  Организация работы с учениками

ЦЕЛЬ: ознакомить учащихся с содержанием эксперимента; сформировать положительное отношение к участию в нем

 

Анкетирование об отношении к эксперименту

ЗАДАЧА: выявить отношение к проведению эксперимента

 

 

 

 

 

Сообщение на классных часах о начале экспериментальной работы

ЗАДАЧА: ознакомить учащихся с этапами вхождения в эксперимент

6. Контроль, анализ и регулирование

ЦЕЛЬ: сбор информации и первичный анализ хода реализации программы эксперимента

Коллективная и индивидуальная работа по организации эксперимента

ЗАДАЧА: анализ данных анкет.

Контроль за подготовкой экспериментальных учебно-тематических планов.

Коррекция представлений об эксперименте среди учащихся и родителей

7.Информационное обеспечение

ЦЕЛЬ: формирование необходимой и достаточной информации для управления процессом внедрения нововведений

 

Составление проектов пакета документов

Подведение итогов анализа учебно-методического материала.  

ЗАДАЧА: провести межпредметную интеграцию и координацию учебно-методического обеспечения

Подготовка рекомендаций по внедрению невербальных способов обучения в образовательный процесс

ЗАДАЧА: продолжить формирование позитивного отношения учащихся и родителей к эксперименту

Система целесообразных форм и мер организации

 

Содержание деятельности по этапам

Март

Апрель

Май

1. Организация работы с кадрами
1.1. Совещания при директоре

ЦЕЛЬ: разработка стратегии и тактики внедрения инноваций

 

 

 

1.2.   Педсовет

ЦЕЛЬ: принятие решения об организации эксперимента в целом, мотивация членов педколлектива на создание условий для развития нововведений

 

1.3. Производственное совещание

Обсуждение результативности семинаров-практикумов для учителей, участвующих в эксперименте.

 

 

 

Обсуждение содержания учебно-методических комплексов к началу экспериментальной работы

ЗАДАЧА: обсудить учебно-методическое обеспечение эксперимента
Семинар-практикум, выбор совокупности методов в процессе отбора экспериментального учебного содержания

Составление проекта плана подготовки школы к новому учебному году в условиях эксперимента 

ЗАДАЧА: спрогнозировать основные направлении деятельности педагогического коллектива в период подготовки к новому учебному году

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Производственное собрание по поводу плана подготовки школы (экспериментальной работы) к новому учебному году

ЗАДАЧА: ознакомить коллектив с планом, обсудить его, внести коррективы, чтобы приступить к выполнению

1.4. Методсовет, заседания творческих групп

ЦЕЛЬ: овладеть методологией, теорией и практикой введения инноваций

 

 

Подготовить памятки по эксперименту и разъяснить их содержание

ЗАДАЧА: подготовить и разъяснить содержание памяток по эксперименту.

 

 

 

Семинар-практикум.

Проведение недели открытого и нестандартного урока

ЗАДАЧА: продемонстрировать невербальные способы педагогического взаимодействия ЗАДАЧА: определить уровень освоения инновации.

 

 

 

 

 

 

 

 

Июнь

Август

 

1. Организация работы с кадрами
1.1. Совещания при директоре

ЦЕЛЬ: разработка стратегии и тактики внедрения инноваций

Расстановка кадров на новый учебный год

ЗАДАЧА: определить нагрузку учителей и выявить кадровые проблемы на начало нового учебного го

Методическое обеспечение эксперимента

ЗАДАЧА: определить уровень готовности педагогического коллектива к продолжению эксперименту

 

1.2. Педсовет

ЦЕЛЬ: принятие решения об организации эксперимента в целом, мотивация членов педколлектива на создание условий для развития нововведений

  1. Методсовет, заседания объединений, творческих групп

ЦЕЛЬ: овладеть методологией, теорией и практикой введения инноваций


 

Основные направления экспериментальной работы

 

 

 

 

Коррекция рабочих программ

 

 Тематическое планирование

Тема

Количество часов.

1

Искусство общения. Основные виды невербального педагогического общения.

2

2

Язык жестов.

2

3

Структура педагогического взаимодействия с использованием невербальных средств

2

4

Кинэстетика и ее возможности.

2

5

Техника невербального сопровождения учебной информации.

2

6

Семинар - практикум «Разработка  и апробация экспериментальных циклов уроков»

2

7

Проведение диагностических исследований по эффективности учебных занятий с использованием невербальных средств педагогического общения.

1 (заочно)

8

Экспертиза полученных материалов

2

Ожидаемые результаты

Будут знать:

- понятия: вербальное и невербальные средства общения, мимика, жесты, язык телодвижения, голосовой код, кинестетика.

Будут уметь:

- проектировать и применять различные невербальные способы педагогического общения на уроках, а также прогнозировать риски введения этих способов,
- устанавливать и осмысливать взаимосвязь между вербальным и невербальным общением,
- эффективней проводить уроки и повышать качество знаний учащихся.

Список литературы

  1. Миронова Т.В. Язык жестов. Как добиться успеха в жизни. – М.:ЗАО Центрполиграф, 2007. – 223с. – (Популярная психология).
  2. Я читаю ваши мысли / Авт. Л.Гласс. - Минск: Современный литератор, 2009.-96с.
  3. Язык телодвижений. Как читать мысли других по их жестам. Аллан Пиз. Издательство «Ай Кью», г.Нижний Новгород, перевод с английского Н.Е. Котляр, - 1992г.
  4. Искусство управлять людьми / Сост. П.Ю. Константинов.- М.: АСТ: ХРАНИТЕЛЬ; Спб.: Сова, 2008.- 160с.
  5. Степанченко А.В, Пузин М.Н. Лицо человека.-   М.:  Авиация и космонавтика1991. — 48 с: ил. Рецензор проф Ю.С.Мартынов
  6. Шамова Т.И., Третьяков П.И., Капустин Н.П. Управление образовательными системами: Учеб. Пособие для студ. Высших учебных заведений / Под ред. Т.И. Шамовой.- М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2001. – 320с.
  7. Гласс Л. Я читаю ваши мысли / Л. Гласс; Пер. с англ. Е.М. Пестеревой. — М.: ООО «Издательство ACT»: ЗАО НПП «Ермак», 2003. — 251, [5] с. — (Библиотека практической психологии).