Пояснительная записка
Французский психолог Франсуа Сюлже, автор книги «Правда о жестах», выяснил: 7 % значимости собеседники придают словам, 38 %– интонации, а мимике и жестам – 55%.
Мимика и жесты являются частью имиджа педагога. Кроме того, они делают нашу речь более выразительной. Это – коды, сигналы, которые учитель передает обучающему, так называемый невербальный язык. По используемым собеседником жестам можно смело судить об уровне его культуры, ведь известно, что человек контролирует свои жесты и позы значительно меньше, чем свои слова. Поэтому они могут поведать о человеке больше, чем прямые высказывания.
Цель программы: повысить эффективность учебно-воспитательного процесса путем применения невербальных способов педагогического взаимодействия.
Основные задачи:
- Овладение учителями теорией и методикой невербальных способов педагогического взаимодействия, творческого применения этой системы в педагогической практике.
- Создание экспериментальной площадки для проведения исследований по теме программы.
- Разработка методических пособий, рекомендаций по использованию невербального педагогического общения как элемента педагогической системы школы.
- Применение на уроках невербальные способы с целью эффективности учебного процесса и повышения интереса обучающихся к предмету.
Актуальность, значение.
К месту и не к месту повторяя известную библейскую фразу «вначале было слово», мы полагаемся на слова и совсем не замечаем язык тела. А ведь он не менее выразителен, чем язык слов, и это давно известно людям, лишенным слуха и способности говорить.
Эта программа рассчитана на обучение учителей языку тела, жестов не только глубоко понимать поведение обучающихся, но и правильно «преподносить себя» публике, улучшить звучание своего голоса, усилить значение слов открытостью жестов, отказаться от неудачных поз и мимики, обрести уверенность в себе. Это обучение позволит учителям доверять своей интуиции, быть более осведомленными в области психологии, и защищенными от ошибок в оценке людей, показывать открытость и заинтересованность в достижении цели. В результате педагогическая деятельность станет более успешной.
Каждый учитель обладает способностью распознавать обучающихся, правильно воспринимать события и явления окружающего мира. Некоторые пользуются этой способностью, другие предпочитают не заострять на этом свое внимание и не понимают важности умения разбираться в людях. А ведь нашим ученикам каждый день приходиться определять, хорошо или плохо относится к нему учитель, допускать ли его в свою жизнь? От этого зависит его благополучие, спокойствие, а значит и качество его образования.
Порой и педагога жесты выдают – когда сигнализируют о его неуверенности, нервном напряжении, сильнейшем волнении и т. п. Но так бывает, только если учитель не постиг секреты жестов и не знает, с помощью каких из них можно заявить о себе как о сильной и уверенной личности.
Усовершенствовать невербальный язык поможет эта программа. Она подскажет, от каких движений лучше избавиться, как правильно использовать или «прочитать» тот или иной жест, как соотносить его с определённой тональностью общения, т. е. пользоваться именно теми средствами, которые допустимы в конкретной ситуации. Таким образом, жесты тоже могут быть результатом обучения. «Заучив» полезные, педагог, в конце концов, сделает их естественными и непринуждёнными, а значит, выразительными. Именно так учатся «правильно говорить» известные политики, государственные деятели, телеведущие, а теперь и педагоги.
Этапы внедрения в образовательный процесс невербальных способов педагогического взаимодействия.
Формы и методы организации | Содержание деятельности по этапам |
||
Сентябрь |
Октябрь |
Ноябрь |
|
1.Организация работы с кадрами 1.1.Методический совет. ЦЕЛЬ: разработка стратегии и тактики внедрения инноваций
1.2.Педсовет ЦЕЛЬ: принятие решения об организации эксперимента в целом, мотивация членов педагогического коллектива на создание условий для развития нововведений. 1.3. Производственное совещание |
Информирование о программе эксперимента. Формирование группы информационного обеспечения и анализа хода реализации программы. Задача: ознакомление с программой и ее обсуждение. |
Обсуждение модели эксперимента с участием по каждому разделу (звену) конкретных исполнителей. ЗАДАЧА: ознакомление со структурно-функциональной моделью эксперимента ЗАДАЧА: утверждение функциональных обязанностей участников эксперимента |
Определение степени готовности положения, образовательного плана, программ, пособий и т.д. ЗАДАЧА: выявить объем пакета документов для вхождения в эксперимент |
1.4.Семинары |
Основные виды невербального педагогического общения. |
Язык жестов. |
Структура педагогического взаимодействия с использованием невербальных средств |
1.5. Работа по самообразованию |
Изучение научно-педагогической литературы по нововведению ЗАДАЧА: разработать методологическую основу эксперимента для создания учебных |
||
2. Организация работы с ЦЕЛЬ: ознакомить учащихся с содержанием эксперимента; сформировать положительное отношение к участию в нем |
|
|
Сообщение на классных часах о содержании и значимости эксперимента, участие в работе педсовета ЗАДАЧА: сформировать представление об эксперименте |
3. Работа с родителями ЦЕЛЬ: ознакомить с целями |
|
|
Сообщение на родительских собраниях о содержании и значимости эксперимента, участие в работе педсовета ЗАДАЧА: сформировать представление о значимости эксперимента |
4. Управляющий совет школы ЦЕЛЬ: принять постановление о начале эксперимента. Утвердить положения о нормативных документах |
|
|
Доклад директора о готовности к эксперименту и заключение комиссий совета о готовности ЗАДАЧА: принять решение о начале эксперимента |
6. Контроль, анализ и регулирование ЦЕЛЬ: сбор информации и первичный анализ хода реализации программы эксперимента |
Корректировка плана эксперимента; доработка проектов документов |
Корректировка функциональных обязанностей по реализации модели (проекта) содержания эксперимента |
Организация индивидуальной работы со всеми участниками педагогического процесса ЗАДАЧА: углубить представление о значимости эксперимента |
7.Информационное обеспечение ЦЕЛЬ: сбор информации для управления процесса внедрения нововведения |
Обсуждение плана эксперимента, положения об эксперименте и т. д. ЗАДАЧА: ознакомить коллектив школы с документами по теме эксперимента |
Моделирование эксперимента ЗАДАЧА: сформировать структурно-функциональную модель эксперимента |
Информирование об объеме и степени готовности пакета документов |
Система целесообразных форм и мер организации |
Содержаний деятельности по этапам |
||
|
Декабрь |
Январь |
Февраль |
1. Организация работы с кадрами |
|
|
|
1.1. Совещания при директоре ЦЕЛЬ: разработка стратегии и тактики внедрения инноваций |
Обсуждение пакета документов ЗАДАЧА: подготовить проект доклада и решения о начале эксперимента |
|
Предварительная расстановка кадров ЗАДАЧА: провести предварительную расстановку кадров с учетом их функциональных обязанностей в проведении эксперимента, выявить кадровые проблемы |
1.2. Педсовет ЦЕЛЬ: принятие решения об организации эксперимента в целом, мотивация членов педколлектива на создание условий для развития нововведений |
|
Обсуждение экспериментальной работы ЦЕЛЬ: разработать тактику и стратегию внедрения нововведения |
|
1.3. Семинары |
Кинэстетика и ее возможности. |
Техника невербального сопровождения учебной информации |
Семинар - практикум «Разработка и апробация экспериментальных циклов уроков» |
1.4. Методсовет, заседания объединений, творческих групп. ЦЕЛЬ: овладеть методологией, теорией и практикой введения инноваций
|
Обсуждение учебных программ, планов, пособий ЗАДАЧА: сформировать целостное представление о взаимосвязи учебных планов, программ и пособий, определить пути их реализации в эксперименте. Оптимизировать сроки прохождения программ |
Изучение научно-педагогической литературы, передового педагогического опыта коллег по проблеме эксперимента ЗАДАЧА: обобщить полученные знания по проблеме эксперимента (обмен полученной информацией, выпуск информационного бюллетеня «Это интересно»), внедрить отдельные элементы в практику работы отдельных учителей |
|
5. Работа по самообразованию ЦЕЛЬ: ознакомить учащихся с содержанием эксперимента; сформировать положительное отношение к участию в нем |
Анкетирование об отношении к эксперименту ЗАДАЧА: выявить отношение к проведению эксперимента |
|
Сообщение на классных часах о начале экспериментальной работы ЗАДАЧА: ознакомить учащихся с этапами вхождения в эксперимент |
6. Контроль, анализ и регулирование ЦЕЛЬ: сбор информации и первичный анализ хода реализации программы эксперимента |
Коллективная и индивидуальная работа по организации эксперимента ЗАДАЧА: анализ данных анкет. |
Контроль за подготовкой экспериментальных учебно-тематических планов. |
Коррекция представлений об эксперименте среди учащихся и родителей |
7.Информационное обеспечение ЦЕЛЬ: формирование необходимой и достаточной информации для управления процессом внедрения нововведений |
Составление проектов пакета документов |
Подведение итогов анализа учебно-методического материала. ЗАДАЧА: провести межпредметную интеграцию и координацию учебно-методического обеспечения |
Подготовка рекомендаций по внедрению невербальных способов обучения в образовательный процесс ЗАДАЧА: продолжить формирование позитивного отношения учащихся и родителей к эксперименту |
Система целесообразных форм и мер организации
|
Содержание деятельности по этапам |
||
Март |
Апрель |
Май |
|
1. Организация работы с кадрами ЦЕЛЬ: разработка стратегии и тактики внедрения инноваций
1.2. Педсовет ЦЕЛЬ: принятие решения об организации эксперимента в целом, мотивация членов педколлектива на создание условий для развития нововведений
1.3. Производственное совещание |
Обсуждение результативности семинаров-практикумов для учителей, участвующих в эксперименте.
Обсуждение содержания учебно-методических комплексов к началу экспериментальной работы ЗАДАЧА: обсудить учебно-методическое обеспечение эксперимента |
Составление проекта плана подготовки школы к новому учебному году в условиях эксперимента ЗАДАЧА: спрогнозировать основные направлении деятельности педагогического коллектива в период подготовки к новому учебному году |
Производственное собрание по поводу плана подготовки школы (экспериментальной работы) к новому учебному году ЗАДАЧА: ознакомить коллектив с планом, обсудить его, внести коррективы, чтобы приступить к выполнению |
1.4. Методсовет, заседания творческих групп ЦЕЛЬ: овладеть методологией, теорией и практикой введения инноваций
|
Подготовить памятки по эксперименту и разъяснить их содержание ЗАДАЧА: подготовить и разъяснить содержание памяток по эксперименту.
|
Семинар-практикум. |
Проведение недели открытого и нестандартного урока ЗАДАЧА: продемонстрировать невербальные способы педагогического взаимодействия ЗАДАЧА: определить уровень освоения инновации.
|
|
Июнь |
Август |
|
1. Организация работы с кадрами ЦЕЛЬ: разработка стратегии и тактики внедрения инноваций |
Расстановка кадров на новый учебный год ЗАДАЧА: определить нагрузку учителей и выявить кадровые проблемы на начало нового учебного го |
Методическое обеспечение эксперимента ЗАДАЧА: определить уровень готовности педагогического коллектива к продолжению эксперименту |
|
1.2. Педсовет ЦЕЛЬ: принятие решения об организации эксперимента в целом, мотивация членов педколлектива на создание условий для развития нововведений
ЦЕЛЬ: овладеть методологией, теорией и практикой введения инноваций |
|
Основные направления экспериментальной работы
Коррекция рабочих программ |
|
Тематическое планирование
№ |
Тема |
Количество часов. |
1 |
Искусство общения. Основные виды невербального педагогического общения. |
2 |
2 |
Язык жестов. |
2 |
3 |
Структура педагогического взаимодействия с использованием невербальных средств |
2 |
4 |
Кинэстетика и ее возможности. |
2 |
5 |
Техника невербального сопровождения учебной информации. |
2 |
6 |
Семинар - практикум «Разработка и апробация экспериментальных циклов уроков» |
2 |
7 |
Проведение диагностических исследований по эффективности учебных занятий с использованием невербальных средств педагогического общения. |
1 (заочно) |
8 |
Экспертиза полученных материалов |
2 |
Ожидаемые результаты
Будут знать:
- понятия: вербальное и невербальные средства общения, мимика, жесты, язык телодвижения, голосовой код, кинестетика.
Будут уметь:
- проектировать и применять различные невербальные способы педагогического общения на уроках, а также прогнозировать риски введения этих способов,
- устанавливать и осмысливать взаимосвязь между вербальным и невербальным общением,
- эффективней проводить уроки и повышать качество знаний учащихся.
Список литературы
- Миронова Т.В. Язык жестов. Как добиться успеха в жизни. – М.:ЗАО Центрполиграф, 2007. – 223с. – (Популярная психология).
- Я читаю ваши мысли / Авт. Л.Гласс. - Минск: Современный литератор, 2009.-96с.
- Язык телодвижений. Как читать мысли других по их жестам. Аллан Пиз. Издательство «Ай Кью», г.Нижний Новгород, перевод с английского Н.Е. Котляр, - 1992г.
- Искусство управлять людьми / Сост. П.Ю. Константинов.- М.: АСТ: ХРАНИТЕЛЬ; Спб.: Сова, 2008.- 160с.
- Степанченко А.В, Пузин М.Н. Лицо человека.- М.: Авиация и космонавтика1991. — 48 с: ил. Рецензор проф Ю.С.Мартынов
- Шамова Т.И., Третьяков П.И., Капустин Н.П. Управление образовательными системами: Учеб. Пособие для студ. Высших учебных заведений / Под ред. Т.И. Шамовой.- М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2001. – 320с.
- Гласс Л. Я читаю ваши мысли / Л. Гласс; Пер. с англ. Е.М. Пестеревой. — М.: ООО «Издательство ACT»: ЗАО НПП «Ермак», 2003. — 251, [5] с. — (Библиотека практической психологии).