Классный час, посвященный Дню защитника Отечества "И это не обсуждается"

Разделы: История и обществознание


Актуальность предлагаемого сценария классного часа заключается в том, что он реализует цель, поставленную Концепцией модернизации российского образования - сохранение исторической преемственности поколений.

Предлагаемый сценарий имеет свою новизну. Сегодня система российского образования ведет целенаправленную работу по разъяснению сущности и значения государственных символов Российской Федерации – флага, герба и гимна. Но совсем остается не освещенным вопрос о возникновении и развитии наградной системы.

Через краеведческую деятельность учащихся осознается понимание о символах государства, их роли и значении в жизни каждого человека.

Объектом исследования являются жители нашего села, которые причастны к теме классного часа.

Предмет исследования – выяснить, как судьбы конкретных людей связаны с тем или иным периодом историей нашей страны.

Цель: воспитание чувства любви к историческому прошлому, гордости за героическое прошлое; развитие уважительного отношения к ветеранам Великой Отечественной и локальных войн и труда.

Задачи:

  • расширить знания учащихся о Государственных наградах,
  • способствовать патриотическому воспитанию учащихся, готовности к защите Родины,
  • вызвать чувство гордости за людей, живших и живущих среди нас, их доблесть и мужество.

При подготовке и проведении классного часа использовались

методы:

  • метод накопления материала: ознакомление с разделом “История российских наград” на CD – ROM “Государственная символика России: история и современность”, сбор краеведческого материала, подборка стихотворений местных авторов по теме классного часа, изучение литературы по истории Великой Отечественной войны и локальных войн, консультация с учителем по вопросу оформления творческих заданий.
  • метод осмысления: анализ собранного краеведческого материала, подготовка наглядного материала, разработка сценария, распределение стихотворений для заучивания и тем для творческих заданий, подготовить выставку литературы (рисунков, сочинений и т.д.)
  • метод проверки и уточнения фактов: уточнить список приглашенных, проверить качество заучивания стихотворений и записи музыкального оформления, просмотреть творческие работы учащихся
  • метод интервьирования.

Слово учителя: Сегодня праздник – день защитника Отечества.

Это день памяти тем, кто отстоял Родину от кочевников, немцев, шведов, тем, кто защитил страну в годы Великой Отечественной войны, кто шел на смерть в Афганистане и Чечне, кто не щадил своего здоровья, работая на благо процветания своей Родины.

(на фоне звучания песни “С чего начинается Родина”

(муз. М. Матусовского, сл. В. Баснера) ученик читает стихотворение)

— Что значит “Родина моя”?
— Ты спросишь, я отвечу:
— Сначала тропочкой земля
Бежит тебе навстречу.
Потом тебя поманит сад
Душистой веткой каждой.
Потом увидишь стройный ряд
Домов многоэтажных.
Потом пшеничные поля
От края и до края,
Все это — Родина твоя,
Земля твоя родная.
Чем старше станешь и сильней,
Тем больше пред тобою
Она заманчивых путей
Доверчиво раскроет.
Н. Полякова. Родина моя

Учитель: Родина, Отечество… Как мы понимаем эти слова?

(учащимся предлагается высказать свое понимание слова “Родина”)

С вашими высказываниями трудно не согласиться, равно как и с тем, что каждое государство должно иметь свои государственные символы. Есть они и у России. (Флаг, герб и гимн.)

Без них никак нельзя. Без государственной символики не обходится ни одно событие государственной важности – будь то международный форум, спортивные состязания, военный парад, и даже торжественные линейки, посвященные различным важным праздникам в нашей школе.

(ученик читает стихотворение)

Распростерлись в дымке синей
Величавые края, -
Это ты, моя Россия,
Свет мой, Родина моя!
Если ж вороги посмеют
К нам прийти из – за морей,
Только брови потемнеют
У твоих богатырей.
Равной нет тебе по силе,
У тебя везде друзья, -
Это ты, моя Россия,
Свет мой, Родина моя.
А. Прокофьев. Цвети, наша Родина.

Учитель: Исторически сложилось так, что нашему народу веками приходилось вести борьбу с чужеземными захватчиками. Древняя легенда устами одного из завоевателей предупреждает: “И я детям и внукам наказываю – не ходите войной на Великую Русь, она век стоит не шатается и века простоит не шелохнется”.

Грозно звучали для ворогов имена князей Святослава и Владимира, Александра Невского, Дмитрия Донского, Петра Великого, Александра Суворова, Георгия Жукова. Их имена не счесть.

Мужество и отвага, стойкость и милосердие – вот качества истинных защитников Отчизны, и не случайно издавна храбрейшие из храбрых отмечались различными символами воинской доблести.

Уже в Киевской Руси существовал обычай награждать за ратные подвиги специальным знаком отличия – шейной гривной. Наградой за воинскую службу были также доспехи, конь, оружие.

Ученик: История создания российских наград неразрывно связана с историей Российского государства.

Первый орден в России появился на рубеже XVII—XVIII вв. Хотя точной даты учреждения ордена не существует, историки ведут отсчет от 1698 г., когда Петр I ввел орден в честь покровителя земли Российской — святого апостола Андрея Первозванного. Апостол Андрей, проведший жизнь в странствиях, считался защитником мореплавателей. Андреевский крест, на котором был распят апостол, с 1699 г. но указу Петре I стал изображаться на русском военно-морском (Андреевском) флаге. Девиз ордена: “За веру и верность”.

В проекте статута ордена, подготовленном с участием Петра I, сказано: “…апостолу Российской земли воздвигнем именитую память для нашего потомства в воздаяние и награждение одним за верность, храбрость и разные нашему отечеству оказанные услуги; а другим для ободрения ко всяким благородным и геройским добродетелям…”.

Согласно официальному документу, 10 марта (по старому стилю) 1699 г. Петр I возложил этот орден на генерал-адмирала Ф. А. Головина.

Учитель: Кроме ордена Святого апостола Андрея Первозванного, Петром I был утвержден орден Святого Александра Невского. Особым блеском засияло это имя в годы Великой Отечественной войны, когда великие подвиги русских полководцев вдохновляли советских солдат на защиту Отечества. С 1942 года этим орденом были награждены многие советские солдаты.

(можно использовать сообщения учащегося о наградах времен Великой Отечественной войны)

Учитель: Но самой яркой среди медалей является медаль “Золотая Звезда” - знак особого отличия Героя Советского Союза, а с 1992 г. – Героя России.

Несмотря на то, что Оренбуржье находилось в глубоком тылу, наши земляки приняли самок активное участие в Великой Отечественной войне. В ряды Красной армии были призваны с района 7900 человек, лишь 3890 из них вернулись. Имена погибших увековечены сегодня в областной Книге Памяти. Красногвардейский район прославили наши земляки, которые были удостоены высокой награды – Героя Советского Союза.

(сообщение учащихся о героях Советского союза, уроженцев Красногвардейского района)

(ученик читает стихотворение)

Из сердца память не избыть…
В душе не выболела рана,
В ушах грохочет шум войны.
Наверно, было б очень странно
Не видеть фронтовые сны.
Из репродукторов узнала
Страна в июне о войне.
Она на смертный бой вставала,
Об этом черном помня дне.
Ему, солдату-ветерану,
Свой путь военный не забыть.
Не залечить сквозную рану,
Из сердца память не избыть.
На Русь святую наползала
Паучья свастика знамен.
Сынов Отчизна призывала
На бой, и враг был побежден!
В.Лаушкин. с.Залесово.

Учитель: Никто не забыт, ничто не забыто… Но чтобы не забыть, надо помнить, а чтобы помнить, надо знать.

Сегодня мы пригласили дочь участника Великой Отечественной войны Гутник Никифора Андреевича – Наталью Никифоровну.

Никифор Андреевич в августа 1941 года был призван на фронт, четырежды ранен, награжден Орденом Красной Звезды, Орденом Отечественной войны

II степени, медалью Жукова и многими памятными медалями и знаками отличия.

(интервью)

Учитель: Победа ковалась не только на фронте, но и в тылу. Сегодня мы хотим вам рассказать о жительнице (к сожалению сегодня ее уже нет с нами) нашего села, которая одна из первых была награждена медалью “За доблестный труд в Великой Отечественной войне”. Это Никитенко Наталья Григорьевна. Мы пригласили на наш классный час дочь Натальи Григорьевны – Лидию Николаевну Непрокину.

Лидия Николаевна в своем семейном архиве сохранила вырезку статьи “Ради жизни на земле” из районной газеты “Красногвардеец”.

(интервью)

(ученик читает стихотворение)

Вдовам России

Осталось много вдов в России,
Убитых горем матерей.
Откуда только бралась силы,
Чтоб быть душевней и добрей.
Сердца и руки излучали
Так детям нужное тепло,
Чтоб в страшном сумраке печали
Им становилося светло.
Жена все ждет вестей о муже —
Надежду горим не убить.
Не заморозит сердце стужа,
Так вот способное любить,
Все ждет и ждет уже полвека
Вдова родного человека.
Все ходит слушать соловья,
Хоть разлетелась вся семья.
На ее ласковые руки
Спешат теперь не дети — внуки,
Война состарила, года,
Хоть терпелива и горда.
А вдовий хлеб солен и горек
От слез, отчаянья и боли.
Чтоб не погибнуть в бабьем горе,
Набрались вдовы силы воли.
Свечу зажжет у обелиска,
Прошепчет что-то — не понять.
Его фамилия так близко,
Хоть мужа больше не обнять.
Тревожат боль, сомненья, грезы.
Потоки чувств так горячи.
Потеки воска, словно слезы,
Застыли на щеках свечи.
И эту боль, и эти слезы
Навряд ли сможем мы унять.
Ведь плачут русские березы.
Зачем — не всем дано понять.
В.ЛАУШКИН, с Залесово

Учитель: Великая Отечественная… Что бы сейчас ни говорили, ни писали, время никогда не изгладит из памяти народа великую Отечественную войну, самую тяжелую и жестокую из всех войн в истории нашей Родины.

Мы порой задаем себе вопрос: откуда у них, этих седых сегодня и мучимых ранами и болезнями людей с орденами Отечества на груди, брались богатырские силы, чтобы выстоять и победить? Разве может человек быть прочнее камня и металла? Но десятикратно возрастают силы, если на карту поставлена судьба родной земли, отчего дома.

Вернувшись к родным очагам, на просторы истерзанной врагом земли, свой воинский подвиг они увенчали трудовым, подняв из руин города и села, воскресив к жизни хлебные нивы.

(звучит аудиозапись песни “По полю с конем…” в исполнении группы “Любэ”)

Учитель: В истории нашей страны есть еще одна страница о войнах 80 – 90 – х гг. ХХ столетия. У этих войн еще нет истории. Она не написана. Мы знаем о них ровно столько, сколько нам не опасно знать. Но у этих войн есть свидетели. Тысячи свидетелей. Для участников этих войн день 15 февраля является равнозначным дню 9 мая.

(ученик читает стихотворение)

Мы дети войны.

Возрождалась страна из руин,
Мы в те годы по воле народной
Утверждали рожденьем своим
Торжество мирной жизни, свободной.
Подрожали героям-отцам,
Соревнуясь друг с другом в отваге.
Было лучшей игрой нам, юнцам,
Штурмом брать то бугры, то овраги…
В нас живут отголоски войны,
Солнцем мирного неба согреты,
Победителей славных сыны,
Значит, дети Великой Победы.
.. .Снова вражьи угрозы слышны.
Что ж, пусть помнят на всём белом свете:
Чьи мы дети,
И чьи мы сыны,
И разумно считаются с этим…
Валерий Сумин. г. Оренбург.

Учитель: Почти двадцать лет прошло, как закончилась война для ребят, выполнявших свой интернациональный долг в Афганистане, которые не понаслышке знают, что значит находиться между жизнью и смертью.

6000 юношей – оренбуржцев были призваны тогда, 368 из них погибли, 4 - пропали без вести.

Из Красногвардейского района были направлены для выполнения интернационального долга 90 человек, среди них был наш земляк Адов Александр Михайлович. Он является ветераном боевых действий, который был удостоен высокой награды – медали “За отвагу”

(интервью)

(ученик читает стихотворение)

Афганистан.
(живым и павшим там посвящается)

Вот будто заново я все переживаю.
И все прошедшее передо мной встает,
Друзей любимых лица вспоминаю,
Которых в жизни так не достает.
И снова те же горы будто рядом,
И вроде ржавчиной покрытые они,
И будто вновь окинул смерть я взглядом,
И будто вновь пережинаю эти дни.
Повис закат кроваво-красный,
Лежу в окопе, сжав рукою автомат.
И помню бой я первый, самый страшный.
Как из мальчишки вырос вдруг солдат.
Как будто что в душе перевернулось
И все хорошее осталось позади.
И вроде жизнь прошла и вновь вернулась,
А и не знаю, что там дальше, впереди.
Друзей своих всю жизнь я помнить буду,
Как жизнь теряли там в земле чужой.
И цинк гробов я никогда не позабуду,
Что отправляли мы на родину домой.
Афганистан – я не могу тебя забыть.
Афганистан – и пули свист, снарядов вой,
Афганистан – свободу ведь нельзя убить,
Афганистан – дороги пыль и жаркий зной.
И я тебя все чаще вспоминаю,
На теле раны не дают никак забыть,
Хоть мы давно уже ушли оттуда,
Не дай нам бог все снова повторить.
Владимир Ерхов, г. Оренбург

Учитель: Но Афганистан сменили Чечня, Таджикистан, Абхазия…

До сих пор переживают и плачут матери, провожая сыновей в армию.

Для многих ребят, идущих на службу сегодня, “война” ещё не закончилась.

(ученик читает стихотворение)

Судьба ветерана.

Какая чудная весна,
А ветерану не до сна.
Старик от сердца капли ищет:
Ну почему же внук не пишет?
Тогда, в далеком сорок пятом,
Он был молоденьким солдатом.
И вдохновенно верил он,
Не будет больше в мире войн.
Ему хотелось очень жить,
Работать и детей растить.
И чтобы сын военным стал,
Свою Отчизну защищал.
Еще не ведал он тогда,
Что будут страшные года:
Родного сына-капитана
Пришлют в гробу с Афганистана.
Вздохнул, и волю дав слезам,
Встал на колени к образам
И долго Господа молил,
Чтобы грехи ему простил.
Чтоб внук живым пришел домой,
Покончив с чеченской войной…
…А за окном уже светает,
Валокордин не помогает.
Еще бы годик продержаться,
Вот только внука бы дождаться…
В.Классен. с. Плешаново.

Учитель: Война – явление страшное, жестокое. Но пока существуют на Земле злоба, ненависть, будут существовать и войны, которые наносят раны людям, уносят жизни сыновей.

Российским людям свойственна особая любовь к родному краю, к месте, где они выросли, к своей Родине. Эта любовь испокон века проявляется в их готовности защищать, не жалея жизни, свое Отечество.

А Отечество будет благодарить своих защитников самой высокой ценой – государственной наградой.

За каждым орденом или медалью стоят судьбы людей.

В государственных наградах, как в зеркале, отражается история государства: его развитие, революции, войны и победы, созидательный мирный труд и памятные события. Российская награда – это наша история.

(ученик читает стихотворение)

Преклоняем пред вами колени

Почему мы теряем родных нам людей;
Это жизни высокая плата?
Почему режет душу сильнее ножей
Это горькое слово “утрата”?
Почему же нельзя все вокруг изменить,
Чтобы грудью дышалось свободно;
Почему же нельзя жизнь сначала прожить,
Чтобы не было нам слишком больно.
Сотни жизней и судеб разбиты войной:
Не увидят они больше света;
Их окутала тьма своей вечной стеной,
Не дождавшись немого ответа.
Миллионы защитников нашей земли
Пали смертью героев, чтобы всех нас спасти;
И о подвигах павших во имя страны
Вечно помнить и знать мы сегодня должны.
Но спокойствие наше пропитано болью,
Болью тех, кто сегодня не с нами.
Кто свободу народа омыл своей кровью…
Преклоняем колени пред вами!
М.Некрылова, С. Плешаново.

Учитель: Сегодня в нашей школе учатся дети, внуки и правнуки тех, кому мы посвятили наш классный час.

Наша встреча – это живая память, потому что живы те, кто участвовал в боях Великой Отечественной войны или работал в тылу, кто воевал в Афганистане, Чечне. Живая, потому что память о погибших свято хранят их товарищи по оружию, их семьи и близкие. И память эта будет жива, пока мы об этом помним, пока мы об этом говорим.

В русском народе живет убеждение, что истинный человек и сын Отечества есть одно и то же. Патриотизм, любовь к Родине, преданность ей, стремление защищать ее от врагов, обходимое, чувство долга. Неслучайно и наш разговор логически подошел к точке зрения, что участие российских солдат в войнах и вооруженных конфликтах – это воинский долг и ЭТО НЕ ОБСУЖДАЕТСЯ.

Используемая литература.

  1. Государственная символика России: история и современность., М., 2003
  2. Иллюстрированная история СССР., М., 1987
  3.  Школьная энциклопедия. История России XVIII - XIX века., М., 2003
  4. Школьная энциклопедия. История России XX век., М., 2003
  5.  Энциклопедия для школьников. Великая Отечественная война 1941 – 1945 гг., М., 2005
  6. Родной Красногвардейский. Юбилейное издание редакции “Красногвардеец”, Плешаново., 2006

Приложение 1.

Приложение 2.