Конспект урока по русскому языку в 3-м классе по теме "Изменение имен существительных по падежам"

Разделы: Начальная школа


Тема: «Изменение имен существительных по падежам».

Цели:

  • познакомить учащихся с названием падежей и склонением имен существительных;
  • повторить написание слов с непроверяемой безударной гласной;
  • продолжить работу по отработке умений учащихся делать синтаксический разбор и устанавливать связь слов в предложении;
  • продолжить работу по развитию мыслительных способностей и речи учащихся.

Оборудование урока: таблицы, схемы, опорные схемы для учащихся.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

– Проверим, все ли в порядке: книги, тетради? Спасибо всем, кто к уроку готов.
– Ребята! Шла я сегодня в школу, и зима мне увиделась такой как у А.С. Пушкина.

Пришла, рассыпалась; клоками
Повисла  на суках дубов;
Легла волнистыми коврами
Среди полей, вокруг холмов;
Брега с недвижною рекою
Сравняла пухлой пеленою;
Блеснул мороз. И рады мы
Проказам матушки зимы.

– А какой вы увидели сегодня зиму? (Высказывания детей).
– Какие вы знаете пословицы о зиме?

2. Повторение пройденного

– Прочитайте самостоятельно пословицы, которые приготовила для вас я и найдите словарные слова. Запишите эти слова в тетради.

  1. Декабрь год кончает, а зиму начинает.
  2. Мороз не велик, а на дороге стоять не велит.
  3. Январь году начало, а зиме середина.
  4. Готовь сани летом, а телегу – зимой.
  5. Береги нос в большой мороз.
  6. Вьюги да метели под февраль налетели.
  7. Зимой снег глубокий, летом хлеб высокий. (объяснить смысл пословицы).
  8. Любишь кататься, люби и саночки возить. (объяснить смысл пословицы).

– Какой частью речи является слово «кататься» (глагол). Докажите.
– Образуйте от глагола «кататься» имя существительное. (каток, катание).
– Выясним лексическое значение слова «каток».

1.  Ледяная площадка для катания на коньках.
2. Машина, которая уплотняет (прикатывает) асфальт или дорожное покрытие.
3. Приспособление для глажения тканей посредством катания.
4. Каток, который прицепляют для разбивки комьев на полях.

Вывод: Каток – многозначное слово.

– Почитайте записанные слова. На какие группы можно их разделить, по каким признакам?

  1. Название зимних месяцев.
  2. Сочетание -оро-.
  3. Слова с ь знаком на конце.
  4. Имена существительные и глаголы.

– Придумайте еще по одному слову в каждую группу. Почему нет дополнительных слов в первой группе. (т.к. зимних месяцев 3).

3. Подготовка к восприятию нового материала

Прочитайте запись на доске.

Девочка любовалась.

– Что записано? (Предложение)
– Докажите.
– Что мы можем сказать об этом предложении. (Нераспространенное, состоит из основы – главных членов предложения).
– Что надо сделать, чтобы предложение стало распространенным. (Добавить второстепенные члены предложения, распространить предложение).

Дети составляют предложение.

– Запишите предложение с комментированием.

Маленькая девочка любовалась хрупкой снежинкой. 

(Выполнить синтаксический разбор предложения).  Таблицы подсказки.

  • Как мы устанавливаем связь слов в предложении?
  • Назовите имена существительные в этом предложении.
  • Что можете о них сказать? (Одушевленные или неодушевленные)
  • Докажите (Используем вопросы кто? или что?)
  • Чем отличаются?  (Снежинкой – изменилась форма слова).
  • Что такое словоизменение?
  • Для чего нужно словоизменение? (Для связи слов в предложении)

Физминутка

4. Новый материал

– Установим связь между словами помощниками и именами существительными «девочка» и «снежинка». На доске таблица.

  Девочка Снежинка
Слово-помощник    
Есть    
Нет    
Обрадоваться    
Вижу    
Доволен    
Думаю    

Постепенное заполнение таблицы.

– К какому из этих слов подходит существительное? (Есть)
– Что просится между этими словами? (Вопрос)
– Будем устанавливать связь этих слов при помощи вопросов.
– Можно ли так сказать нет девочка? Почему?
– А как поступить?
– Нет кого? Девочки.
– Почему так (По смысловой связи).
– Что вы заметили при заполнении таблицы? (Имена существительные изменялись по вопросам.)
– Они разные. Менялось и окончание слова.

Правило. Изменение имен существительных по вопросам – есть изменение по падежам.

– Сколько раз имя существительное изменило форму. (6 раз)
– В русском языке 6 падежей.
(Открыть таблицу название падежей)
– Прочитайте их и запишите в тетради в сокращенном варианте.

И.п.
Р.п. (и т.д. столбиком).

– Чтобы лучше запомнить названия падежей, послушайте сказку.

Он еще не родился, а уже думали, какое дать ему имя и решили назвать – именительным. Родился – стал родительным. Он рос, но был еще малышом, ему все давали, и он стал дательным. Но он был большим озорником, за всяческие проделки его винили, и он стал винительным. Потом подрос, стал творить добрые дела и называться творительным. Он всем стал предлагать свою помощь, о нем все заговорили и называли теперь предложным. Прямо так и говорили, когда вспоминали его.

– Откройте учебник, там где у вас закладка.
– Какой  вопрос нам задают?
– А вы знаете, что такое изменение по падежам?

Не то беда, что мы
Чего-нибудь не знаем.
А то беда, что иногда
Незнание скрываем.

– Отыщите в учебнике ответ на вопрос. (Правило)
– Что такое изменение по падежам? (Склонение)

Изменяя по падежам имена существительные, мы их склоняем.

5. Закрепление нового материала

– Вы записали названия падежей. Будем вместе склонять имена существительные – отгадки на мои загадки.

Он слетает белой стаей
И сверкает на лету.
Он звездой прохладной тает
На ладони и во рту.  (Снег).

Чернокрылый, красногрудый
И зимой найдет приют.
Не боится он простуды
С первым снегом тут, как тут. (Снегирь)

– Записываем в тетради вопросы и имена существительные.

По цепочке у доски. Выделить окончания.

– Какой вывод сделаем. В каждом падеже свое окончание имен существительных.
– Хорошо справились с этим заданием.

Ученику – успех, учителю – радость.

– С какой целью мы сегодня выполняли эту работу? (Запомнить названия падежей. Уметь изменять существительные по  вопросам (склонять).)
– Для чего надо уметь склонять имена существительные, изменять форму слова. (Для связи слов в предложении).
– Учились склонять, чтобы в дальнейшем правильно писать окончания имен существительных. Ребята, эта тема большая и трудная, но необходимая. И я вам докажу.

(На доске стихотворение).

Вьюга, снежная пурга
Напряди нам пряж….
Взбей  пушистые снега
Словно пух лебяжий. (С. Маршак)

– Какую букву надо написать в слове пряжи.
– Как будем рассуждать?
– Найдем слово, от которого зависит имя существительное пряжи.
– Поставим вопрос.
– Найдем в таблице падеж по вопросу и окончание.  (Р.п. окончание и).
– Значит напишем пряжи.
– Убедились?

6. Итоги

– Чему мы сегодня учились?
– Изучали название падежей.
– Познакомились с падежными вопросами.
– Учились изменять имена существительные по падежам, то есть склонять имена существительные.