Счастье не в том, чтобы делать всегда то, что ты хочешь, а в том, чтобы всегда хотеть то, что делаешь.
Современный афоризм.
В современной школе, важнейшее место должны
занимать общеучебные умения исследовательского,
аналитического характера, умение работать с
информационными ресурсами (научно-популярными
изданиями, мультимедийными и
Интернет-ресурсами). С этой точки зрения одна из
главных задач учителя – формирование и
использование эффективных методов работы в
материальной и информационной среде.
Не исследовав и не разобрав проблему на « части»,
невозможно понять её суть. Формирование
исследовательских умений школьников – одна
из главных задач педагога. В настоящее время
большое внимание уделяется программе создания
портфолио. Что деятельность без знания или без
инструментария, позволяющего добыть или создать
знания, невозможна или бессмысленна, поэтому
знания должны быть фундаментальными.
Главное – это проектно-исследовательская
деятельность учащихся. А она и оказывается самой
сложной. Учащиеся должны провести эксперимент:
выполнить необходимые наблюдения и
измерения, зафиксировать их, оценить точность
измерений; проанализировать полученные
результаты, сформулировать выводы. Осмыслив
итоги эксперимента с точки зрения достижения
цели исследования, наметить направление
последующего исследовательского поиска.
Эксперимент может революционизировать систему
научного знания, послужить толчком для создания
новых технологий обучения, как, например, метод
проблемного подхода к изучению нового материала.
Это даёт возможность сформировать у учащихся
активное восприятие темы и получить полное
представление о деятельности исследователя на
различных этапах его экспериментальной
работы. Формы организации учебных занятий,
направленных на развитие у ребят опыта
самостоятельного экспериментирования, весьма
разнообразны: творческий лабораторный
практикум, индивидуальное учебное исследование,
практикум по техническому моделированию,
компьютерный практикум по моделированию
физического эксперимента и другие.
В настоящее время в школах появились программы
L-микро. Это новое поколение школьных физических
лабораторий для проведения широкого спектра
исследований и демонстраций. Компьютеры
расширяют диапазон опытов, представляют
возможность обработать результаты
непосредственно с помощью этой программы.
Научно-исследовательские цели:
- сформировать устойчивый интерес в достижении результатов своей работы;
- заложить фундамент мировоззренческой базы человека для любого вида будущей деятельности (от экономиста до космонавта);
- дать возможность выступить на научно-исследовательской конференции со своими проектами, овладеть графической грамотностью и пониманием количественных связей между явлениями и процессами.
Задачи: научить пользоваться информацией, предоставляемой Интернетом.
Представление о цикле научного познания (факт – проблема – гипотеза – теоретический вывод – эксперимент) уже на первой ступени изучения курса физики позволяет вооружить учащихся необходимыми научными методами для активной познавательной и творческой деятельности. Поэтому в соответствии с Концепцией модернизации образования и Государственными стандартами школьники должны овладеть определёнными методами научного познания:
- уметь исследовать объекты и явления;
- интерпретировать модельные гипотезы, которые могут быть экспериментально проверенны;
- делать научные прогнозы на основе теоретических выводов;
- подбирать приборы, материалы, необходимое оборудование для исследований и использовать их с соблюдением техники безопасности;
- вести систематические записи результатов исследований соответственно целям исследований;
- фиксировать отклонения от ожидаемых результатов;
- делать соответствующие выводы и обосновывать их данными наблюдений и измерений;
- использовать знания для решения задач;
- сопоставлять найденные решения с практикой и оценивать их;
- учитывать погрешности наблюдений и измерений.
В качестве концептуальной основы построения
программы просматривается современный метод
научного познания, суть которого заключается в
модельном отражении действительности.
Дидактический аспект концепций программы
состоит в том, что познавательный процесс
организован по общей схеме научного познания: от
исходных эмпирических законов и фактов к
гипотезе, от гипотезы к теоретическим выводам и
далее – к экспериментальной проверке и
практическому творческому применению научных
выводов.
Психологический аспект концепции состоит в
признании опыта деятельности в сфере изучаемого
предмета, решающим фактором обучения и
интеллектуального развития.
Методы и формы.
При проведении занятий чаще всего используются интерактивные методы обучения, которые основаны на сотрудничестве учителя и учеников, активизации интеллектуального, эмоционального, творческого потенциала ребят. Самостоятельная деятельность, эмоциональные переживания детей способствуют более глубокому пониманию предмета, усвоению знанию, формированию умений и ценностей.
Планируемые результаты.
При освоении предпрофильного курса «Физические исследования» учащиеся должны
знать:
– смысл физических понятий: физическое
явление, закон, вещество;
– смысл физических величин: масса, сила,
архимедова сила, момент сил;
– смысл физических законов: всемирного
тяготения, сохранения энергии, закон Паскаля;
уметь:
– описывать и объяснять физические
явления: равномерное прямолинейное движение,
плавание тел, равновесие рычага;
– исследовать физические приборы и
измерительные инструменты для измерения
физических величин: расстояние, массы, силы,
давления;
– представить результаты измерений с помощью
таблиц, графиков и выявлять на этой основе
эмпирические зависимости: силы упругости от
удлинения пружины, силы трения от силы
нормального давления, момента сил от плеча и сил;
– выражать результаты измерений и расчетов в
единицах Международной системы;
– приводить примеры практического
использования физических знаний: о механических,
тепловых явлениях;
– решать задачи на применения изученных
физических законов;
– осуществлять самостоятельный поиск
информации естественнонаучного содержания с
использованием различных источников (учебных
текстов, справочных и научно-популярных изданий,
компьютерных баз данных, ресурсов Интернета), её
обработку и представление в разных формах
(словесно, с помощью графиков, математических
символов, рисунков, структурных схем);
– использовать приобретенные знания и умения в
практической деятельности;
– обеспечение безопасности жизнедеятельности в
процессе использования транспортных средств,
бытовых приборов;
– осуществление контроля за исправностью
водопровода, сантехники;
– рационального применения простых механизмов.
Содержание курса
№ | Тема |
Кол-во часов |
Примерные сроки |
1 | Введение. | 1 |
|
2 | Физический эксперимент, как важный метод научного познания природы. | 1 |
|
3 | Исследование № 1 «Связь между массой тела и силой, с которой это тело притягивается с Землей». | 1 |
|
4 | Исследование №2 «Изучение силы трения». | 1 |
|
5 | Исследование №3 «Самые простые механизмы». | 1 |
|
6 | Исследование №4 «Архимедова сила». | 1 |
|
7 | Исследование №5 «Сравнение количеств теплоты отдаваемых при остывании воды и растительного масла. | 1 |
|
8 | Исследование №6 «Определение КПД наклонной плоскости». | 1 |
|
9 | Занимательные опыты по физике. | 1 |
|
10 | Знакомство с экспериментами различных ученых. | 1 |
|
11 | Самостоятельные исследования. Собственный проект. | 1 |
Авторская программа (Приложение 1)
Презентация (Приложение 2)