Урок-игра по математике в 6-м классе в системе дополнительного образования, посвященный битве под Москвой

Разделы: Математика


Цели урока:

  • Общеобразовательные:
    • обобщение и закрепление знаний учащихся по темам: “ Нумерации народов. Буквенные ребусы. Логические задачи. Задачи на переливание. Параллельное проектирование.”
  • Развивающие:
    • развитие вычислительной культуры учащихся;
    • формирование логического мышления, пространственного воображения.
  • Воспитательные:
    • воспитание чувства ответственности, умения работы в коллективе, реализация личностных качеств каждого ребёнка;
    • воспитание патриотизма;
    • формирование интереса к математике.

Оборудование:

  • раздаточный материал по египетской, римской, славянской нумерациям,
  • карточки математического лото (разрезанные открытки ко Дню Победы или Защитника Отечества),
  • плакаты,
  • таблицы с заданиями,
  • магниты для их быстрого закрепления,
  • магнитофон и аудиокассета.

Правила игры.

В игре участвуют две команды по 6-7 человек. Каждая команда работает за круглым столом.

Учитель по ходу игры задаёт вопросы и за каждый правильный ответ поощряет команды жетонами. Право ответа предоставляется той команде, капитан которой первым поднял руку или позвонил в колокольчик. Время на обдумывание вопроса по усмотрению учителя в зависимости от сложности. Выигрывает та команда, которая по окончании игры наберёт больше жетонов.

План урока.

  1. Сообщение учащимся темы урока, целей и задач.
  2. Задания с использованием нумерации разных народов.
  3. Буквенные ребусы.
  4. Логические задачи.
  5. Задачи на переливание.
  6. Задачи на параллельное проектирование.
  7. “ Математическое лото”, аналитические задачи (при наличии запаса времени).
  8. Шифровка.
  9. Подведение итогов.

Ход урока

1. Учитель: “ Сегодня наш урок посвящён битве советского народа с фашистскими захватчиками под Москвой. А говорить об этой переломной битве, о первой победе в Великой Отечественной войне мы с вами будем на языке математики, который понятен каждому грамотному человеку любой народности. Нашим вкладом в эту победу станет победа в освоении и закреплении математических знаний. Великая сила, когда все мы вместе, поэтому сегодня работаем в группах”.

2. Задания с использованием нумерации разных народов:

а) Великая Отечественная война началась с нападения фашистской Германии на нашу страну на рассвете XXII. VI. МСМХLI , а закончилась IX. V. МСМХLV . Используя римскую нумерацию определить даты начала и конца Великой Отечественной войны.

б) Великая Отечественная война длилась ауки дней. Используя славянскую нумерацию ответь на вопрос: сколько дней длилась война?

в) Гитлер говорил, что захватив Ленинград, он захватит мозг России, а захватив Москву – сердце России.

С целью захвата Москвы немецким командованием была разработана специальная операция “Тайфун”. На Московском направлении были сосредоточены огромные силы врага. Наступление велось группой армий “Центр”. Для обороны Москвы были созданы три фронта: Западный, Калининский и Юго – Западный.

К концу ноября 1941 года немцы подходят к Москве на расстоянии 25-30 км и даже видят в бинокли башни Кремля. Тяжёлые бои с преимущественными силами противника ведутся по всему фронту. Чудеса героизма и храбрости проявляют защитники Москвы.

Один из ожесточённых боёв длился 4 часа 16 ноября 1941 года у разъезда Дубосеково Волоколамского направления. Задачей артиллеристского расчёта (всего 2 орудия) 316 стрелкового полка 8 дивизии генерала И. В. Панфилова было преградить дорогу к столице колонне немецких танков. Перед боем политрук В. Г. Клочков сказал своим бойцам крылатые слова: “Велика Россия, а отступать некуда. Позади Москва.” И этот малочисленный расчёт ценой своей жизни выполнил задачу, остановил продвижение танковой колонны на целые сутки, подбив 18 танков противника.

Используя египетскую нумерацию, найдите значение следующего выражения, и вы узнаете количество Героев этого артиллеристского расчёта:

( ℓ∩∩∩IIII - ℓ∩II) : ∩I ∙ ∩∩∩∩∩∩IIII - ℓ.

 3. Буквенные ребусы. Главнокомандующим армии в Великой Отечественной войне был руководитель государства И.В. Сталин.

Определите числовые значения букв в ребусе.

Расставив буквы в порядке возрастания соответствующих им цифр, начиная с нуля, получим фамилию маршала, четырежды Героя Советского Союза, начальника Генштаба, заместителя Главнокомандующего.

Решает учитель с помощью учащихся: 1) У = 1; 2) Ж = 0; 3) К = 2; 4) О = 5; В = 9.

Ответ: Жуков.

Аналогичное задание предстоит выполнить вам. Г. К. Жуков разработал план отпора немецким войскам под Москвой. Основные силы и боевую технику предложил сконцентрировать на одной из подмосковных железнодорожных станций. Разгадав ребус и расположив буквы в порядке возрастания соответствующих им цифр, вы и узнаете название станции.

Ответ: Лобня. Порядок угадывания: 1) О=1, 2) Л=0, 3) Н=5, 4) Я=9, 5) Б=4.

4. Логические задачи. В различных родах войск служили и женщины. Решим логическую задачу:

Кондратьева, Давыдова и Федотова служат в одном полку. Одна из них – медсестра, другая– прачка, третья – связистка.

Однажды прачка пришла к медсестре, чтобы взять в стирку бинты, но ей сказали, что медсестра помогает врачу обрабатывать рану Федотовой.

Определите кто есть кто, если известно, что связистка никогда не видела Давыдову.

Решает учитель с помощью учащихся. Таблица заранее заготовлена на доске.

Медсестра

прачка

Связистка

Кондратьева

+

--

--

Давыдова

--

+

--

Федотова

--

--

+

Решите сами:

Воронов, Павлов, Левицкий и Сахаров – четыре фронтовых друга. Один из них – танкист, другой – артиллерист, третий – пехотинец, а четвёртый – разведчик. О них известно:

  1. Воронов и артиллерист сидели на поляне тот вечер, когда пехотинец играл там на гармошке.
  2. Павлова и разведчика вместе сфотографировал артиллерист на трофейный фотоаппарат.
  3. Разведчик угостил папиросой своего друга Сахарова и собирается угостить второго друга Воронова.

Назовите фамилии танкиста, артиллериста, пехотинца и разведчика.

(таблица для решения задачи начерчена заранее)

Ответ: Воронов – танкист, Павлов – пехотинец, Левицкий – разведчик, Сахаров – артиллерист.

5. Задача Пуассона. За питание солдат на войне отвечали снабженцы, они раздавали на полевые кухни нормированные запасы продовольствия. Так, например, пришлось одному снабженцу решить задачу: В мешок ёмкостью 12 кг доверху насыпана перловая крупа.

Есть ещё два мешка ёмкостью 8 кг и 5 кг. Как с их помощью развесить крупу поровну на два полка?

По заранее заготовленному каркасу таблицы решает учитель с помощью учащихся.

12кг

12

4

4

9

9

1

1

6

8 кг

--

8

3

3

--

8

6

6

5 кг

--

--

5

--

3

3

5

--

Решите самостоятельно: Полевая кухня сварила кашу, но два взвода разведчиков были на задании. Им оставили 8 литровый котелок. Как с помощью двух пустых котелков , в один из которых входит 5 литров, а в другой – 3 литра, разделить кашу поровну на два взвода?

(каркас таблицы заранее заготовлен на доске и отдельно раздаётся детям). Для проверки:

8 литров

8

3

3

6

6

1

1

4

5 литров

--

5

2

2

--

5

4

4

3 литров

--

--

3

--

2

2

3

--

6. Параллельное проектирование.

Советский народ воевал с фашистами не только на фронте, но и в тылу. В лесах создавались партизанские отряды, которые вели подрывную деятельность на железных дорогах, фашистских объектах. Немцы часто устраивали облавы на партизан, прочистку леса, пытались внедрить диверсантов, поэтому во время короткого отдыха вокруг лагеря партизаны выставляли блок - посты, пройти через которые можно было только зная пароль.

Прочитайте слово, состоящее из трёх букв, которое получается из букв при параллельном проектировании отрезков, нанесённых на грани куба, если посмотреть на куб сначала спереди, потом слева, затем сверху и вы угадаете один из таких паролей.

СОМ МИГ

7. Аналитика. Чтобы попасть служить в разведку, надо иметь хорошую память и острый глаз, а также хорошие аналитические способности. Давайте проверим свои способности:

1) Найти среди перечисленных чисел лишнее: а) 1; 3; 5; 7; 9; 11; 13; 14; 15; 17; 19.

б)64; 32; 16; 12; 8; 4; 2.

2) Во время войны вся информация от разведчиков о вооружении противника, его численности, а также информация с мест сражений о потерях поступала к командирам, а от них – в Генеральный штаб, который суммировал донесения и по усмотрению давал в Информационное бюро для сообщения по радио. Сейчас проверим как быстро можете вы обработать информацию.

Игра “ Математическое лото”. (сбор открыток с военными плакатами).

8. Шифровки. По всему фронту советские войска остановили немецкое наступление на столицу и перешли в контрнаступление. Под Москвой войска гитлеровской Германии потерпели первое с 1939 года крупное поражение. Был развеян миф о непобедимости германской армии и окончательно сорван план “молниеносной войны”. Противник перешёл к стратегии затяжной войны.

2мая 1945года в ставку Главнокомандующего пошла шифровка:33 32 12 16 15 11.

Шифр представлял из себя следующее: в клетках некоторой прямоугольной таблицы в алфавитном порядке построчно (слева направо) записали все 33 буквы русского алфавита. Каждой букве поставили в соответствие двузначное число, первая цифра которого – номер строки, вторая – номер столбца, в которых стоит эта буква. Восстановите таблицу – шифр, если слово ГОД по ней зашифровывается как 14 32 15 и прочитайте шифровку.

Празднуем Победу 9 мая. (аудиозапись песни “День Победы”).

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

Приложение 4