Разработка урока по теме "Избирательное право в России"

Разделы: История и обществознание


Цель:

  • расширить и углубить знания учащихся об избирательном процессе
  • выявить различия в организации и проведении президентских и парламентских выборов
  • расширить умения учащихся работать с нормативными документами
  • продолжить формировать практические навыки использования полученных знаний в жизни
  • вызвать интерес учащихся к выборам как институту демократического режима, способствовать повышению мотивации их сознательного участия в избирательных кампаниях

Оборудование: мультимедиапроектор, компьютер, Федеральные законы "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации", "О выборах президента Российской Федерации", схемы: "Избирательные комиссии", "Этапы избирательного процесса", образцы избирательных бюллетеней

Тип урока: комбинированный

Ход урока.

I. Организационный момент

II. Формирование новых знаний

На сегодняшнем уроке мы будем рассматривать тему: "Избирательный процесс". Целью нашего урока является ознакомление с основными этапами избирательного процесса, раскрыть особенности каждого из них; поглубже ознакомиться с особенностями президентских и парламентских выборов по правовым документам. Прежде всего, я хотела бы от вас услышать ответ на вопрос: Что же такое избирательный процесс?

- Порядок и основные стадии в организации выборов (запись определения в тетрадях) (слайд №1)

1. Работа по схеме "Этапы избирательного процесса" (слайд №2)

Этапы избирательного процесса

  1. Назначение выборов
  2. Организация избирательных округов с приблизительно равным числом избирателей
  3. Создание избирательных комиссий, обеспечивающих подготовку и проведение выборов
  4. Регистрация избирателей в установленном законом порядке, составление списков избирателей
  5. Выдвижение кандидатов на выборные должности и их регистрация
  6. Предвыборная борьба
  7. Процесс голосования по избирательным участкам
  8. Подсчет голосов, распределение мандатов

По ходу работы по схеме проводится беседа по содержанию каждого этапа, выявляются характерные особенности, учащиеся пополняют имеющиеся у них знания новыми.

При рассмотрении 7 этапа избирательного процесса, заслушивается выступление учащегося, получившего опережающее задание, по следующей схеме. (слайд №3)

Избирательные комиссии

  1. Центральная избирательная комиссия
  2. Избирательные комиссии субъектов РФ
  3. Окружные избирательные комиссии
  4. Территориальные (городские, районные и др.) избирательные комиссии
  5. Участковые избирательные комиссии

(схему учащиеся записывают в тетрадях)

2. По окончании работы учитель обращает особое внимание учащихся на последний этап, чтобы подвести их к двум системам распределения мандатов:

  • мажоритарная система
  • пропорциональная система (слайд №4)

Затем учитель объясняет каждую систему, решаются задачи.

Задача №1.

В списке партии любителей шоколадных конфет 12 человек. За эту партию во всех избирательных округах проголосовало 250000 человек. "Избирательный метр" – 50000 голосов. Сколько членов этой партии получит мандаты в парламент по пропорциональной избирательной системе.

Задача №2.

В выборах участвовали списки из 5 партий. Список партии А получил 126 тысяч голосов, партии Б – 94 тысяч голосов, партии В – 88 тысяч голосов, партии Г – 65 тысяч голосов, партии Д – 27 тысяч голосов. Всего по округу подано 400 тысяч голосов. Округ представлен в парламенте 8 депутатами. Сколько мандатов получит каждая из этих партий?

3. Мини – викторина.

А сейчас мы с вами проведем небольшую разминку для определения того, что вы знаете о выборах по урокам обществознания. Я буду зачитывать предложения, вам необходимо определить, где допущены неточности. Если не сможете определить, обращайтесь к Федеральным законам.

  1. Гражданин Р., проголосовав утром на избирательном участке, вечером вновь явился и, сделав вид, что он здесь впервые, еще раз взял бюллетень и проголосовал; а члены избирательной комиссии, т.к. не знают всех избирателей в лицо, позволили ему это сделать (слайд №5)
  2. Гражданин В. с супругой пришли на избирательный участок, и, взяв бюллетени, вместе зашли в кабину для голосования (слайд № 6).
  3. Голосование на выборах было назначено на 23 февраля, воскресенье (слайд №7)
  4. На территории избирательного участка N постоянно проживает гражданин иностранного государства, имеющий активное избирательное право. В день голосования его соседи были возмущены тем, что он, иностранец, наряду со всеми пошел на выборы (слайд №8)
  5. Кандидат в депутаты гражданин С. неоднократно пользовался эфирным временем на телевидении при предвыборной борьбе. А другой – В. – лишь однажды. Что это: дискриминация по отношению к гражданину В? (слайд №9)
  6. В день голосования недалеко от избирательного участка висела листовка с агитационными материалами. Учитывая то, что в день выборов агитация запрещена, почему листовка продолжала висеть? (слайд №10)

4. Практическая работа.

Каждый ученик получает по одному образцу избирательных бюллетеней; у всех, за исключением одного, бюллетени содержат ошибки. Внимательно рассмотрев образцы, каждый должен определить, какая ошибка содержится в его бюллетени, не у него ли правильная бюллетень. Затем проводится обсуждение проделанной работы.

5. Организация групповой работы.

Основные принципы выборов Президента и депутатов Государственной Думы, условия их организации, контроля за их осуществлением, освещения в прессе и др. имеют много общего, а иногда и аналогичны. Но в то же время есть и различия в процессуальных деталях. Продолжая работу по Федеральным законам, я вам сейчас предложу работу по определению этих различий и заполнить их в таблицу.

Вопросы для сравнения

Президентские выборы

Выборы депутатов Госдумы

1. Возрастной ценз

   

2. Оседлость

   

3. Сбор подписей

   

4. Явка избирателей

   

5. Кто получает мандат

   

III. Закрепление.

Проверочный тест по теме “Избирательное право”

1. Избирательным правом не обладают:

  1. Лица, моложе 18 лет
  2. Лица, старше 70 лет
  3. Священнослужители
  4. Профессиональные военные

2. Активное избирательное право – это:

  1. Право быть избранным в органы государственной власти
  2. Право избирать в органы государственной власти
  3. Право быть наблюдателем на выборах
  4. Быть членом избирательной комиссии

3. Пассивное избирательное право – это:

  1. Право быть избранным в органы государственной власти
  2. Право избирать в органы государственной власти
  3. Право быть наблюдателем на выборах

4. Избирательное право в РФ является:

  1. Всеобщим, равным, ступенчатым, с тайным голосованием
  2. Всеобщим, с открытым голосованием, прямым, равным
  3. Всеобщим, равным, прямым, с открытым голосованием
  4. Всеобщим, равным, прямым, с тайным голосованием.

5. Избиратель – это:

  1. Лицо, старше 18 лет, проживающий на территории РФ
  2. Гражданин РФ, обладающий активным избирательным правом
  3. Гражданин РФ, достигший 18 летнего возраста
  4. Гражданин РФ, обладающий пассивным избирательным правом

6. Одним из источников избирательного права является:

  1. Уголовный кодекс РФ
  2. Кодекс РФ об административных правонарушениях
  3. Конституция РФ.
  4. Гражданский кодекс РФ

7. Кто из следующих монархов оказался на престоле в результате выборов:

  1. Борис Годунов, Екатерина Вторая, Василий Шуйский
  2. Михаил Романов, Петр Великий, Борис Годунов.
  3. Михаил Романов, Борис Годунов, Василий Шуйский.
  4. Михаил Романов, Борис Годунов, Иван Грозный.

Презентация вы можете спросить у автора статьи.