Цель:
- расширить и углубить знания учащихся об избирательном процессе
- выявить различия в организации и проведении президентских и парламентских выборов
- расширить умения учащихся работать с нормативными документами
- продолжить формировать практические навыки использования полученных знаний в жизни
- вызвать интерес учащихся к выборам как институту демократического режима, способствовать повышению мотивации их сознательного участия в избирательных кампаниях
Оборудование: мультимедиапроектор, компьютер, Федеральные законы "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации", "О выборах президента Российской Федерации", схемы: "Избирательные комиссии", "Этапы избирательного процесса", образцы избирательных бюллетеней
Тип урока: комбинированный
Ход урока.
I. Организационный момент
II. Формирование новых знаний
На сегодняшнем уроке мы будем рассматривать тему: "Избирательный процесс". Целью нашего урока является ознакомление с основными этапами избирательного процесса, раскрыть особенности каждого из них; поглубже ознакомиться с особенностями президентских и парламентских выборов по правовым документам. Прежде всего, я хотела бы от вас услышать ответ на вопрос: Что же такое избирательный процесс?
- Порядок и основные стадии в организации выборов (запись определения в тетрадях) (слайд №1)
1. Работа по схеме "Этапы избирательного процесса" (слайд №2)
Этапы избирательного процесса
- Назначение выборов
- Организация избирательных округов с приблизительно равным числом избирателей
- Создание избирательных комиссий, обеспечивающих подготовку и проведение выборов
- Регистрация избирателей в установленном законом порядке, составление списков избирателей
- Выдвижение кандидатов на выборные должности и их регистрация
- Предвыборная борьба
- Процесс голосования по избирательным участкам
- Подсчет голосов, распределение мандатов
По ходу работы по схеме проводится беседа по содержанию каждого этапа, выявляются характерные особенности, учащиеся пополняют имеющиеся у них знания новыми.
При рассмотрении 7 этапа избирательного процесса, заслушивается выступление учащегося, получившего опережающее задание, по следующей схеме. (слайд №3)
Избирательные комиссии
- Центральная избирательная комиссия
- Избирательные комиссии субъектов РФ
- Окружные избирательные комиссии
- Территориальные (городские, районные и др.) избирательные комиссии
- Участковые избирательные комиссии
(схему учащиеся записывают в тетрадях)
2. По окончании работы учитель обращает особое внимание учащихся на последний этап, чтобы подвести их к двум системам распределения мандатов:
- мажоритарная система
- пропорциональная система (слайд №4)
Затем учитель объясняет каждую систему, решаются задачи.
Задача №1.
В списке партии любителей шоколадных конфет 12 человек. За эту партию во всех избирательных округах проголосовало 250000 человек. "Избирательный метр" – 50000 голосов. Сколько членов этой партии получит мандаты в парламент по пропорциональной избирательной системе.
Задача №2.
В выборах участвовали списки из 5 партий. Список партии А получил 126 тысяч голосов, партии Б – 94 тысяч голосов, партии В – 88 тысяч голосов, партии Г – 65 тысяч голосов, партии Д – 27 тысяч голосов. Всего по округу подано 400 тысяч голосов. Округ представлен в парламенте 8 депутатами. Сколько мандатов получит каждая из этих партий?
3. Мини – викторина.
А сейчас мы с вами проведем небольшую разминку для определения того, что вы знаете о выборах по урокам обществознания. Я буду зачитывать предложения, вам необходимо определить, где допущены неточности. Если не сможете определить, обращайтесь к Федеральным законам.
- Гражданин Р., проголосовав утром на избирательном участке, вечером вновь явился и, сделав вид, что он здесь впервые, еще раз взял бюллетень и проголосовал; а члены избирательной комиссии, т.к. не знают всех избирателей в лицо, позволили ему это сделать (слайд №5)
- Гражданин В. с супругой пришли на избирательный участок, и, взяв бюллетени, вместе зашли в кабину для голосования (слайд № 6).
- Голосование на выборах было назначено на 23 февраля, воскресенье (слайд №7)
- На территории избирательного участка N постоянно проживает гражданин иностранного государства, имеющий активное избирательное право. В день голосования его соседи были возмущены тем, что он, иностранец, наряду со всеми пошел на выборы (слайд №8)
- Кандидат в депутаты гражданин С. неоднократно пользовался эфирным временем на телевидении при предвыборной борьбе. А другой – В. – лишь однажды. Что это: дискриминация по отношению к гражданину В? (слайд №9)
- В день голосования недалеко от избирательного участка висела листовка с агитационными материалами. Учитывая то, что в день выборов агитация запрещена, почему листовка продолжала висеть? (слайд №10)
4. Практическая работа.
Каждый ученик получает по одному образцу избирательных бюллетеней; у всех, за исключением одного, бюллетени содержат ошибки. Внимательно рассмотрев образцы, каждый должен определить, какая ошибка содержится в его бюллетени, не у него ли правильная бюллетень. Затем проводится обсуждение проделанной работы.
5. Организация групповой работы.
Основные принципы выборов Президента и депутатов Государственной Думы, условия их организации, контроля за их осуществлением, освещения в прессе и др. имеют много общего, а иногда и аналогичны. Но в то же время есть и различия в процессуальных деталях. Продолжая работу по Федеральным законам, я вам сейчас предложу работу по определению этих различий и заполнить их в таблицу.
Вопросы для сравнения |
Президентские выборы |
Выборы депутатов Госдумы |
1. Возрастной ценз |
||
2. Оседлость |
||
3. Сбор подписей |
||
4. Явка избирателей |
||
5. Кто получает мандат |
III. Закрепление.
Проверочный тест по теме “Избирательное право”
1. Избирательным правом не обладают:
- Лица, моложе 18 лет
- Лица, старше 70 лет
- Священнослужители
- Профессиональные военные
2. Активное избирательное право – это:
- Право быть избранным в органы государственной власти
- Право избирать в органы государственной власти
- Право быть наблюдателем на выборах
- Быть членом избирательной комиссии
3. Пассивное избирательное право – это:
- Право быть избранным в органы государственной власти
- Право избирать в органы государственной власти
- Право быть наблюдателем на выборах
4. Избирательное право в РФ является:
- Всеобщим, равным, ступенчатым, с тайным голосованием
- Всеобщим, с открытым голосованием, прямым, равным
- Всеобщим, равным, прямым, с открытым голосованием
- Всеобщим, равным, прямым, с тайным голосованием.
5. Избиратель – это:
- Лицо, старше 18 лет, проживающий на территории РФ
- Гражданин РФ, обладающий активным избирательным правом
- Гражданин РФ, достигший 18 летнего возраста
- Гражданин РФ, обладающий пассивным избирательным правом
6. Одним из источников избирательного права является:
- Уголовный кодекс РФ
- Кодекс РФ об административных правонарушениях
- Конституция РФ.
- Гражданский кодекс РФ
7. Кто из следующих монархов оказался на престоле в результате выборов:
- Борис Годунов, Екатерина Вторая, Василий Шуйский
- Михаил Романов, Петр Великий, Борис Годунов.
- Михаил Романов, Борис Годунов, Василий Шуйский.
- Михаил Романов, Борис Годунов, Иван Грозный.
Презентация вы можете спросить у автора статьи.