Воображение является неотъемлемым компонентом полноценного развития ребенка, его поведения в целом. В последние годы на страницах психологической и педагогической литературы все чаще ставится вопрос о роли воображения в умственном развитии ребенка, об определение сущности механизмов воображения.
Исследования Л.С. Выготского, В.В. Давыдова, Е.И. Игнатьева, О.М. Дьяченко, С.Л. Рубинштейна, Д.Б. Эльконина, В.А. Крутецкого и других, воображение выступает предпосылкой эффективного усвоения детьми новых знаний, в значительной степени определяет эффективность готовности ребенка к обучению в школе. Е.П. Торренс, Дж. Гилфорд разработали психодиагностические тесты на выявление уровня развития креативности, творческого воображения.
О необходимости использования в обучении дошкольников и их подготовке к школе методов, соответствующих возрастным особенностям, говорилось в выступлениях А.М. Леушиной, Э.А. Александрян, Д.В. Менджерицкой, В.Н. Аванесовой.
Проблема развития воображения детей актуальна тем, что этот психический процесс является, неотъемлемым компонентом любой формы творческой деятельности человека, его поведение в целом.
Все необходимые качества воображения (широта, произвольность, устойчивость, яркость, оригинальность) возникают не спонтанно, а при условии систематического влияния со стороны взрослых. Ребенку нужно помогать знакомиться с действительностью, чтобы ее изображать, развивать способность оперировать образами, чтобы создавать на их основе новое. Важно формировать у детей познавательные интересы. В результате к началу школьного обучения ребенок может оказаться не готовым к усвоению учебного материала, требующего достаточно сформированного уровня воображения. К этому возрасту уже должны появиться такие психические образования, как производительность, внутренний план действий, рефлексия. Благодаря этим новообразованиям появляется и качественно новый вид воображения – произвольное воображение. Возрастает целенаправленность, устойчивость замыслов, образы воображения наглядны, динамичны и эмоционально окрашены. Присутствует творческая переработка представлений.
Таким образом, проблему развития воображения необходимо обозначить в качестве самостоятельной и важной проблемы в психологии развития и педагогической психологии.
Нами было изучено влияние психолого-педагогических условий на развитие воображения у дошкольников в возрасте 6 – 7 лет. Исследование проводилось на базе школы №169 Советского района г. Казани. В эксперименте принимали участие дети, посещающие курсы подготовки к школе “Малышок”, в возрасте 6-7 лет, количество участников – 34 человека из них 15 мальчиков и 19 девочек. Для проведения экспериментального исследования нами был составлен психодиагностический блок. Разработана комплексная программа “Психолого-педагогическое сопровождение детей 6-7 лет подготовки к школе”.
Большинство использованных психологических методик является модификацией тестов Дж. Гилфорда и Е.П. Торренса.
В данном исследовании мы опираемся на следующие характеристики процесса воображения, предложенные в исследованиях Дж. Гилфорда.
-
Беглость (легкость, продуктивность) — этот фактор характеризует беглость творческого мышления и определяется общим числом ответов.
-
Гибкость—фактор характеризует гибкость творческого мышления, способность к быстрому переключению и определяется числом классов (групп) данных ответов;
-
Оригинальность — фактор характеризует оригинальность, своеобразие творческого мышления, необычность подхода к проблеме и определяется числом редко приводимых ответов, необычным употреблением элементов, оригинальностью структуры ответа;
-
Точность — фактор, характеризующий стройность, логичность творческого мышления, выбор адекватного решения, соответствующего поставленной цели.
Анализ и сравнение результатов полученных в ходе констатирующего и формирующего этапов эксперимента свидетельствуют о том, что предлагаемая программа действительно способствует развитию воображения у детей 6-7 лет, что подтверждает выдвинутую гипотезу, кроме того, это подтверждает и проведенный корреляционный анализ.
При сравнении экспериментальной (1 группы) и контрольной (2 группы) наиболее статистически значимые результаты были получены по субтестам 4,5,6. Результаты диагностики в экспериментальной группе оказались чуть выше, чем в контрольной группе. Изменился характер выполнения тестовых заданий, рисунки стали более детализированными, чаще использовался способ включения существенных деталей, а не опредмечивания.
Корреляционный анализ проводился с помощью парного коэффициента корреляций по Стьюденту и Фишеру, при уровневым значение = 0.05.
Анализ критериев позволяет проследить следующую корреляционную взаимосвязь показателей воображения в экспериментальной группе. Наглядно можно проследить корреляцию до проведения программы, и таким образом увидеть изменение коррелируемых признаков.
Такая взаимная корреляция объясняется тем, что именно развитие речи ребенка, чтение сказок, беседы развивают у ребенка образное воображение, так как с получением опыта развивается воображение.
Практически все программы по проблеме подготовки детей 6-7 лет к школе, строятся по “линейному принципу”, предполагающему прежде всего системность и последовательность. Данная программа строится на основе принципа “расширяющейся спирали”. Обычно он используется в дидактике при разработке программ интегрированных курсов. Благодаря этому одна и та же интеллектуальная операция отрабатывается на занятии многократно; причем содержание постепенно усложняется и расширяется, обогащаясь новыми компонентами и углубленной проработкой каждого действия.
Для дошкольного возраста ведущей деятельностью является игра, а одним из компонентов психологического новообразования – воображение. Для развития воображения, прежде всего с ребенком необходимо играть. В игре, по словам Л.С. Выготского, научается “плакать, как пациент” и одновременно “радоваться, как играющий”. Развивается внутренняя позиция, делающая ребенка внеситуативным, предоставляющий ему возможность осмысливать и переосмысливать ситуацию и подготавливает к переходу на новую возрастную ступень – младший школьный возраст, к новой ведущей деятельности, которая называется “учебная”.
Концептуальный подход программы основан на использовании методов игровых упражнений, заданий. Подобранные задания направлены:
-
На формирование и развитие репродуктивного и творческого воображения; свертывание мыслительных операций, умение менять точку зрения, повышение уровня любознательности, беглости и гибкости мысли.
- На выплеск накопившегося напряжения, тревоги.
- На коммуникативную готовность, где ребенок проявляет умение подчинять свое поведение законам детских групп и нормам поведения
- На совершенствование интеллектуальных и волевых навыков.
Цель программы – формировать учебную мотивацию, подготовить детей к успешной адаптации в новой социальной среде по средствам развития воображения.
Основные блоки программы: диагностический, развивающий.
Диагностический блок заключается в психодиагностике уровня развития воображения.
Развивающий блок программы состоит в формировании, развитии социальной и мотивационной готовности к школе.
Основные формы и методы работы: развивающие игры; игры–энергизаторы; рефлексия текущего занятия.
Краткое содержание программы.
Занятие 1. Знакомство.
Цель: создать благоприятную, доверительную атмосферу, снижение тревожности детей.
Вводная часть:
Игра “Снежный ком”
Основная часть:
Цель занятия: знакомство с чувствами, умение определять эти чувства в себе, развивать смелость и самостоятельность выбора, умение его объяснить
Игра – энергизатор “Жвачка, сникерс, кока - кола”
Заключительная часть: Цель: отреагирование эмоций, анализ проделанной работы.
Занятие 2. Эскиз.
Цель: развитие творческого воображения, смелости мысли, развитие мелкой моторики пальцев; диагностика уровня развития воображения.
Вводная часть:
Цель: развивать умение действовать по правилам, умение действовать по указаниям, развивать внимание, воображение, снятие мышечного напряжения.
Основная часть:
Задача: превратить в различные изображение одинаковые фигуры (круги), приводимые в квадратах.
Тестовое задание “Эскиз”.
Игра - энергизатор “Моя тетя приехала из Бразилии”
Заключительная часть: Цель: отреагирование эмоций, анализ проделанной работы.
Занятие 3. “Составление изображений”.
Цель: развивать творческое воображение, смелость мысли, развивать мелкую моторику пальце; диагностика уровня развития воображения.
Вводная часть:
Цель игры: активизация мыслительных процессов, расширение кругозора.
Обсуждение: способы приветствия у разных народов мира.
Игра “Веселые приветствия”
Основная часть:
Задача: нарисовать заданные объекты, пользуясь определенным набором фигур.
Тестовое задание “Составление изображений”
Игра – энергизатор “Жвачка, сникерс, кока - кола”
Заключительная часть: Цель: отреагирование эмоций, анализ проделанной работы.
Занятие 4. Клякса.
Цель: развитие невербального ассоциативного воображения, мелкой моторики пальцев; быстрота, смелости мысли.
Вводная часть:
Цель: снятие мышечное напряжение, умение слушать указание, развивать быстроту реакции.
Игра “Ветер дует на того, кто…”:
Основная часть:
Задача: развитие воображения, изобразительных способностей.
Рисунок “Волшебные кляксы”
Игра – энергизатор “Ты хороший– я хороший”
Заключительная часть: Цель: отреагирование эмоций, анализ проделанной работы.
Занятие 5. Китайский змей.
Цель: развитие доверительных отношений, умения действовать по правилам, сообща. Снятие мышечного напряжения.
Вводная часть:
Цель игры: учить детей навыкам невербального общения, развивать самоконтроль.
Задача: детям необходимо изобразить, какую – либо игрушку.
Игра “Ожившие игрушки”:
Основная часть:
Игра “4 стула”
Игра – энергизатор “Ты хороший– я хороший”
Игра “Китайский змей”
Заключительная часть: Цель: отреагирование эмоций, анализ проделанной работы.
Занятие 6. Танграм.
Цель: развитие дивергентного мышления, быстроты мысли, умения действовать сообща.
Вводная часть:
Задача: найти по плану спрятанные предметы.
Игра “Шерлок Холмс”
Основная часть:
Игра “Танаграм”
Цель игры: развивать гибкость мышления.
Игра – энергизатор “Моя тетя приехала из Бразилии”
Заключительная часть: Цель: отреагирование эмоций, анализ проделанной работы.
Занятие 7. Волшебная шкатулка.
Цель: тренировка мнемического приема запоминания “группировка”.
Вводная часть:
Цель игры: Преодоление расторможенности, развитие умения слушать указания взрослого, фонематический слух; развитие слуховой памяти.
Игра “Продолжи ритм”
Основная часть:
Игра “Шкатулка со сказками”
Цель игры: развитие воображения. Умение легко оперировать заменителями предметов.
Игра - энергизатор “Капелька”
Заключительная часть: Цель: отреагирование эмоций, анализ проделанной работы.
Занятие 8. Коллаж.
Цель: развитие мелкой моторики пальцев, воображения, памяти; развитие умения действовать самостоятельно.
Вводная часть:
Цель игры: развитие словесно – логической памяти.
Игра “Багаж”
Основная часть:
Задача: пояснить детям, как создавать коллаж на определенную тему.
Совместный коллаж “Сегодня была сказка…”
Игра - энергизатор “Жвачка, сникерс, кока-кола”
Заключительная часть: Цель: отреагирование эмоций, анализ проделанной работы.
Занятие 9. Кривое зеркало.
Цель: развитие слуховой и кратковременной памяти, развитие словесно – логического мышления.
Вводная часть:
Цель игры: снятие мышечного напряжения, развитие умения действовать по указаниям взрослого.
Игра “Кривое зеркало”
Основная часть:
Задача: детям в быстром темпе задаются вопросы, на которые они так же быстро должны ответить.
Игра - энергизатор “Моя тетя приехала из Бразилии”
Игра “Запомни фразы”
Задача: детям называются слова, фразы, которые он должен воспроизвести по памяти.
Заключительная часть: Цель: отреагирование эмоций, анализ проделанной работы.
Занятие 10. Стихи и перевертыши.
Цель: развитие словесно-логической памяти, воображения, быстроты мысли.
Вводная часть:
Цель игры: снижение тревожности детей, обучение навыкам саморегуляции и самопознания.
Игра “Слепой и поводырь”
Основная часть:
Цель игры: тренировка мнемического приема запоминания “группировка”.
Игра “Стихи и перевертыши”
Игра - Энергизатор “Жвачка, сникерс, кока - кола”
Цель игры: Преодоление расторможенности и тренировка усидчивости.
Игра “Море волнуется раз”
Заключительная часть: Цель: отреагирование эмоций, анализ проделанной работы.
Занятие 11. Фигуры.
Цель: развитие зрительной и кратковременной памяти. Развитие воображения, способности генерирования идей.
Вводная часть:
Цель игры: учить детей эмоционально раскрываться, раскрепощаться.
Игра “В гостях у сказки”
Основная часть:
Задача: дети должны по памяти назвать новые предметы.
Игра - Энергизатор “Капелька”
Заключительная часть: Цель: отреагирование эмоций, анализ проделанной работы.
Занятие 12. Сосчитай сколько нас?
Цель: развитие устойчивости внимания.
Вводная часть:
Цель игры: развивает гибкость мышления и внимание.
Игра “Анаграммы”
Основная часть:
Игра – энергизатор “Жвачка, сникерс, кока - кола”
Игра “Сосчитай сколько нас”
Заключительная часть: Цель: отреагирование эмоций, анализ проделанной работы.
Занятие 13. Кто лишний.
Цель: развитие наглядно-действенного, произвольного мышления.
Вводная часть:
Цель игры: помочь расслабиться, снять мышечное напряжение.
Игра “Запомни рассказ”
Основная часть:
Игра – энергизатор “Ты хороший– я хороший”
Игра “Кто лишний?”
Заключительная часть: Цель: отреагирование эмоций, анализ проделанной работы.
Занятие 14. Эскиз.
Цель: развивать творческое воображение, смелость мысли, развивать мелкую моторику пальцев; диагностика уровня развития воображения.
Вводная часть:
Цель игры: развивать гибкость и умение формулировать свои мысли.
Игра “Раз словечко, два словечко – будет предложение”
Основная часть:
Задача: превратить в различные изображения одинаковые фигуры (круги), приводимые в квадратах.
Тестовое задание “Эскиз”
Игра - Энергизатор “Капелька”
Заключительная часть: Цель: отреагирование эмоций, анализ проделанной работы
Занятие 15. “Составление изображений”.
Цель: развивать творческое воображение, смелость мысли, развивать мелкую моторику пальцев; диагностика уровня развития воображения.
Вводная часть:
Цель игры: развивать гибкость мысли и умение формулировать свои мысли.
Игра “Да, нет, не говори”
Основная часть:
Задача: нарисовать заданные объекты, пользуясь определенным набором фигур.
Тестовое задание “Составление изображений”
Игра – энергизатор “Жвачка, сникерс, кока - кола”
Заключительная часть: Цель: отреагирование эмоций, анализ проделанной работы.
Занятие16. Подсолнухи.
Цель: создание атмосферы радости, эмоционального подъема.
Вводная часть:
Цель: подведение итогов, составление выставки творческих работ для родителей.
Основная часть:
Рисование на тему: “Подсолнух”
Цель: создание атмосферы радости, эмоционального подъема, чувства сплоченности.
Игра - Энергизатор “Капелька”
Заключительная часть: Цель: отреагирование эмоций.
Заключение.
Критерии оценки эффективности программы:
- Повышение уровня развития воображения;
- Формирование социально – психологической готовности к школе;
- Формирование коммуникативной готовности;
Результаты работы.
Опыт большинства специалистов говорит о том, что психологические процессы, личностные качества детей попадая в развивающую среду меняются, получая возможность в безопасной обстановке доверия свободно общаться и открыто обсуждать проблемы.
Основываясь на данные экспериментального исследования можно говорить, что использование развивающих игр для детей в возрасте 6-7 лет в воспитательном и учебном процессе способствует развитию в наилучшей форме воображения ребенка. Об этом можно судить по показаниям эксперимента, где видно, что критерии “оригинальности” и “разработанности” дали позитивную динамику. Наименьшее изменения произошли по критериям “беглости” и “гибкости”.
Изучив существующие теоретические подходы к проблеме значения воображения для развития ребенка и разработав программу развития воображения, мы, в какой – то степени, данной работой попытались восполнить существующий пробел и экспериментально доказать эффективность развивающих игр для совершенствования процесса воображения.
В заключение нужно отметить, что значение имеет поддержка и одобрение любых конструктивных идей, поступающих от детей, закрепление любых, пусть даже минимальных успехов каждого ребенка, развитие собственной индивидуальности в условиях различных форм сотруднической деятельности.
В условиях личностно – ориентированной модели обучения каждый ребенок обретает право и реальную возможность для развития своих творческих способностей. Воображение есть в каждом ребенке, который, чувствуя, мысля, действуя, вносит в жизнь хотя бы крупицу своего “Я”
Библиография
- Бабаева Т.И. У школьного порога. – М.: Просвещение, 1993.-128с.
- Белкина В.Н. Дошкольное: обучение и развитие. Воспитателям и родителям. Ярославль: Академ. развития., 2001.-256с.
- Богоявлинская Д.Б. Психология творческих способностей. Учеб. д/вузов М.: 2002. – 212с.
- Бреслав Г.М. Эмоциональные особенности формирование личности в детстве: норма и отношения. – М.: Педагогика., 1990. – 144с.
- Возрастная и педагогическая психология: Учеб. пособие д/студентов пед. инст./ М.В. Матюхина, и др.; Под ред. М.В. Гамезо и др. – М.; Просвещение, 1984. – с. 202
- Волович Л.А. Управление процессами развития творчества активности учащихся. – М.: Изд-во Смысл; Изд-во Эксмо, 1993.- 324с.
- Выготский Л.С. Психология развития человека. – М.: Изд-во Смысл; Изд-во Эксмо, 2005. – с.636., ил.- (Библиотека всемирной психологии)
- Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. М., 1967., с.5-43
- Дарвиш О.Б. Возрастная психология: учебное пособие для студентов высших учебных заведений; под ред. В.Е. Клочко: М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2004., с.73-96
- Диагностика творческого мышления: креативные тесты/ Е.Туник. – М.:Чистые пруды, 2006. – 32с. – (Библиотечка “Первого сентября”, серия “Школьный психолог”. Вып.5 (11))
- Дудецкий А.Я., Юлыстина Е.А. Психология воображения. М., Смоленск, 1997.- 313с.
- Дьяченко О.М., Кириллова А.И. О некоторых особенностях развития воображения у детей дошкольного возраста // Вопр. психол. 1980. -№2. -с.107 – 114
- Дьяченко О.М. Пути активизации воображения дошкольников//Вопр. психол. 1987. -№1 -с.44-51
- Дьяченко О.М. Об основных направлениях развития воображения дошкольника//Вопр. психол. 1988. -№6 -с.52-59
- Ильенков Личность и творчество/ Ред. и сост. И.П. Форман.-М.: “Язык русской культуры”, 1999.-272с.
- Кинг Л. Тесты на креативность. – СПб.: Питер, 2005.-96с.
- Леонтьев А.Н. Психология образа/Вестник Моск. ун-та. Сер.14. Психология. 1979, с.3-13
- Люблинская А.А. Детская психология. – М.: 1971., с. 107
- Матюшкин А.М. Концепция творческой одаренности/ Вопросы психологии. 1989, МN 6, с.29-33
- Менджерицкая Д.В. Воспитателю о детской игре: Пособие для воспитателей детского сада/Под ред. Т.А. Марковой. – М.: Просвещение, 1982 –с.113
- Мухина В.С. Детская психология. М., 1985. 272с.
- Общая психология. Словарь/Под ред. А.В. Петровского//психол. лексикон. Энциклопед. словарь в 6т/Ред.-сост. Л.А.Корпенко. Под общей ред. А.В. Петровского. – М.: ПЕРСЭ. 2005.-с.104 М., 1976. –с.104
- Особенности психического развития детей 6-7 летнего возраста/Под ред. Д.Б. Эльконина, А.Л. Венгера; Науч. - исслед. инст. общей и пед. психол. Академ. пед. наук СССР – М.: Пед.,1988. – 136с.
- Пономорев Я.А. психология творчества и педагогика. М.: “Педагогика”, 1976.- 273с.
- Речицкая Е.Г. Развитие творческого воображения младшего школьника в условиях нормального и нарушенного слуха: Учебное пособие д/студ. пед. вузов. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000.-с.5-52
- Шакирова Д.М., Сибгатуллина И.Ф. Мышление, интеллект, одаренность: вопросы теории и технологии.-Казань: Центр инновационных технологий,2005.-312с.