Задачи:
- Создавать условия для духовно-нравственных эмоциональных переживаний.
- Развивать речь, образное мышление, воображение, творческие умения учащихся.
- Развивать орфографическую зоркость.
- Формировать устойчивый интерес к учению.
Ход урока.
I. Введение в тему.
1). Январь, зима, декабрь, февраль.
прочитайте слова;
какое слово лишнее?
- Зима – все названия зимних месяцев, а зима – время года.
- Зима – во всех словах количество букв больше, чем звуков, потому что “ь” не обозначает звуки, а зима – одинаковое количество букв и звуков.
- Все слова начинаются с согласных букв, а январь с гласной.
2).Что объединяет эти слова?
- Одинаковое количество слогов – по 2 слога.
- Имена существительные, отвечающие на вопрос что?
- Относятся к одной теме зима.
Какая часть слова поможет назвать зиму ласково? (зимушка)
Какие еще знаете суффиксы уменьшительно – ласкательного значения?
(-очк, -ик, -еньк, -ок)
3). Каждый день, каждое мгновение удивляет нас, давайте приоткроем дверцу и войдем в этот таинственный мир – мир открытий, чудес, фантазий – мир зимушки зимы.
II. Актуализация знаний.
Вы согласны заглянуть в орфографический сад, погулять в нем, записав “Зимние слова” с безударной гласной в корне? (2 мин)
- Назовите имена существительные.
- Назовите прилагательные – подберите подходящие существительные, составив словосочетаний.
- Назовите глаголы.
III. Применение знаний и умений.
1. Предлагаю прочитать интересное стихотворение С. Я. Маршака о зиме.
Вьюга.
Вьюга, снежная пурга,
Напряди нам пряжи,
Взбей пушистые снега,
Словно – пух лебяжий.
Вы, проворные ткачи-
Вихри и метели,
Дайте радужной парчи
Для косматой ели.
С. Маршак
Значение каких слов вы не поняли?
- парча – плотная узорчатая шелковая ткань с переплетающимися золотыми, серебряными нитями. (Показать)
- Ткач – рабочий, занимающийся изготовлением тканей на ткацком станке.
- Напряди – прясть-скручивать волокна, делать нити – ручная работа.
А сейчас я прочту это стихотворение, а вы подумайте, к кому обращается поэт.
(К вьюге, к пурге, вихрям, метелям).
Как назвать одним словом?
(Синонимы).
Прочитаем, что они обозначают?
- Вьюга – снежная буря, сопровождаемая ветром, заставляющим снег носиться, кружиться в воздухе.
- Пурга – сильная снежная буря на открытых пространствах.
- Вихрь – порывистое круговое движение ветра.
- Метель – снежная буря, сопровождаемая сильным ветром в одном направлении.
Итак, снежная буря – называется разными словами.
Для чего служат синонимы?
(Различные оттенки значений синонимов разнообразят речь, выражают мысль более точно).
Какой прием употребляет поэт, делая стих интересным, живым?
(Оживляет явления природы - олицетворение).
Метафоры – напряди – взбей – дайте.
Какой частью речи они выражены?(Глаголом).
Найдите однокоренное слово к глаголу напряди.(Пряжа).
Что вы о них можете сказать?
Найдите слова с безударными гласными в корне.
- Снега
Какой еще прием использовал поэт, чтобы мы могли представить картинку красочнее?
- Сравнение – снег с пухом лебяжьим (пушистый, легкий).
- Вихри метели с ткачами, которые ткут ткань-парчу.
Назовите эпитеты:
- снежная (пурга);
- пушистые (снега);
- лебяжий (пух);
- радужной (парчи);
- косматой (ели).
Какой частью речи выражены эти слова?(Прилагательными).
А теперь расскажите, какую представили зимнюю картину?
Рассказ детей (словесная картинка).
2. Самостоятельная работа в парах.
Прочитайте стихи, загадки, подчеркните орфограммы:
я проверю их;
найдите, с чем сравнивают снег, снежинки, которые буря заставляет кружиться, носиться в воздухе?
1).На деревья, на кусты
С неба падают цветы
Белые, пушистые,
Только не душистые
(Снежинки).
Не душистые, а какие по запаху?
(Чувствуется свежесть, чистота, хрустальность воздуха).
Если автор говорит о цветах, то, как изменилась земля?
(Праздничной, нарядной, торжественной – белый цвет).
2). Бело покрывало на земле лежало,
Лето пришло, оно все сошло.
(Снег).3). Когда повяли все цветы,
Мы прилетели с высоты,
Мы, как серебряные пчелки,
Уселись на колючей елке,
Мы прилетели на полог –
И стала белою земля.
(Снежинки).4). Мы снежинки, мы пушинки,
Покружиться мы не прочь.
Мы снежинки - балеринки,
Мы танцуем день и ночь.
Мы деревья побелили,
Крыши пухом замели,
Землю бархатом укрыли
И от стужи сберегли.5).Он слетает белой стаей
И сверкает на лету.
Он звездой прохладной тает
На ладонях и во рту.
(Снег).
Что значит сверкает?
- сияет
- искриться
- переливается
- горит
- полыхает
- мерцает
- блестит
Почему они искрятся, полыхают, блестят, сверкают? (снежинки состоят из крошечных льдинок, кристалликов – они отражают свет).
Когда вы наблюдали такую картину, чтобы сверкали маленькие огоньки? (Сугробы и все вокруг от солнечных лучей).
Прочитайте предложения, что вы заметили? (Предложения у каждого ученика).
Замените синонимами так, чтобы слова не повторялись и найдите эпитеты для существительных, вставьте вместо точек.
- Под солнечными лучами сверкают…снежинки.
- Алмазными россыпями сверкают…сугробы.
- В… воздухе кружатся сверкающие звездочки.
- Сверкают…снежинки разноцветными огоньками.
Прочтите, какие получились предложения.
Для чего же нужны синонимы?
(Чтобы выразить мысль более точно, речь была выразительнее).
Кому удалось сегодня на уроке заглянуть в дверь и увидеть таинственный, чудесный мир зимушки – зимы?
Приклейте “Лучики” к солнышку I ряд, II ряд, III ряд.
У какого ряда получилось самое лучистое солнышко?
IV. Домашнее задание.
Дома нарисовать словесную картинку по наблюдению в природе.
Спасибо за участие на уроке.
Урок закончить пословицей “Мир освещается солнцем, а человек знанием”.