Интегрированный урок литературного чтения и русского языка во 2-м классе "Творческие находки и фантазии русских поэтов о зиме"

Разделы: Начальная школа


Задачи:

  • Создавать условия для духовно-нравственных эмоциональных переживаний.
  • Развивать речь, образное мышление, воображение, творческие умения учащихся.
  • Развивать орфографическую зоркость.
  • Формировать устойчивый интерес к учению.

Ход урока.

I. Введение в тему.

1). Январь, зима, декабрь, февраль.

прочитайте слова;

какое слово лишнее?

  • Зима – все названия зимних месяцев, а зима – время года.
  • Зима – во всех словах количество букв больше, чем звуков, потому что “ь” не обозначает звуки, а зима – одинаковое количество букв и звуков.
  • Все слова начинаются с согласных букв, а январь с гласной.

2).Что объединяет эти слова?

  • Одинаковое количество слогов – по 2 слога.
  • Имена существительные, отвечающие на вопрос что?
  • Относятся к одной теме зима.

Какая часть слова поможет назвать зиму ласково? (зимушка)

Какие еще знаете суффиксы уменьшительно – ласкательного значения?

(-очк, -ик, -еньк, -ок)

3). Каждый день, каждое мгновение удивляет нас, давайте приоткроем дверцу и войдем в этот таинственный мир – мир открытий, чудес, фантазий – мир зимушки зимы.

II. Актуализация знаний.

Вы согласны заглянуть в орфографический сад, погулять в нем, записав “Зимние слова” с безударной гласной в корне? (2 мин)

  • Назовите имена существительные.
  • Назовите прилагательные – подберите подходящие существительные, составив словосочетаний.
  • Назовите глаголы.

III. Применение знаний и умений.

1. Предлагаю прочитать интересное стихотворение С. Я. Маршака о зиме.

Вьюга.

Вьюга, снежная пурга,
Напряди нам пряжи,
Взбей пушистые снега,
Словно – пух лебяжий.
Вы, проворные ткачи-
Вихри и метели,
Дайте радужной парчи
Для косматой ели.
С. Маршак

Значение каких слов вы не поняли?

  • парча – плотная узорчатая шелковая ткань с переплетающимися золотыми, серебряными нитями. (Показать)
  • Ткач – рабочий, занимающийся изготовлением тканей на ткацком станке.
  • Напряди – прясть-скручивать волокна, делать нити – ручная работа.

А сейчас я прочту это стихотворение, а вы подумайте, к кому обращается поэт.

(К вьюге, к пурге, вихрям, метелям).

Как назвать одним словом?

(Синонимы).

Прочитаем, что они обозначают?

  • Вьюга – снежная буря, сопровождаемая ветром, заставляющим снег носиться, кружиться в воздухе.
  • Пурга – сильная снежная буря на открытых пространствах.
  • Вихрь – порывистое круговое движение ветра.
  • Метель – снежная буря, сопровождаемая сильным ветром в одном направлении.

Итак, снежная буря – называется разными словами.

Для чего служат синонимы?

(Различные оттенки значений синонимов разнообразят речь, выражают мысль более точно).

Какой прием употребляет поэт, делая стих интересным, живым?

(Оживляет явления природы - олицетворение).

Метафоры – напряди – взбей – дайте.

Какой частью речи они выражены?(Глаголом).

Найдите однокоренное слово к глаголу напряди.(Пряжа).

Что вы о них можете сказать?

Найдите слова с безударными гласными в корне.

  • Снега – снег, снежный.
  • Лебяжий – лебедь.
  • Ткачи – ткач.
  • Косматой – космы.
  • Метели – с непроверяемой гласной.

Какой еще прием использовал поэт, чтобы мы могли представить картинку красочнее?

  • Сравнение – снег с пухом лебяжьим (пушистый, легкий).
  • Вихри метели с ткачами, которые ткут ткань-парчу.

Назовите эпитеты:

  • снежная (пурга);
  • пушистые (снега);
  • лебяжий (пух);
  • радужной (парчи);
  • косматой (ели).

Какой частью речи выражены эти слова?(Прилагательными).

А теперь расскажите, какую представили зимнюю картину?

Рассказ детей (словесная картинка).

2. Самостоятельная работа в парах.

Прочитайте стихи, загадки, подчеркните орфограммы:

я проверю их;

найдите, с чем сравнивают снег, снежинки, которые буря заставляет кружиться, носиться в воздухе?

1).На деревья, на кусты
С неба падают цветы
Белые, пушистые,
Только не душистые
(Снежинки).

Не душистые, а какие по запаху?

(Чувствуется свежесть, чистота, хрустальность воздуха).

Если автор говорит о цветах, то, как изменилась земля?

(Праздничной, нарядной, торжественной – белый цвет).

2). Бело покрывало на земле лежало,
Лето пришло, оно все сошло.
(Снег).

3). Когда повяли все цветы,
Мы прилетели с высоты,
Мы, как серебряные пчелки,
Уселись на колючей елке,
Мы прилетели на полог –
И стала белою земля.
(Снежинки).

4). Мы снежинки, мы пушинки,
Покружиться мы не прочь.
Мы снежинки - балеринки,
Мы танцуем день и ночь.
Мы деревья побелили,
Крыши пухом замели,
Землю бархатом укрыли
И от стужи сберегли.

5).Он слетает белой стаей
И сверкает на лету.
Он звездой прохладной тает
На ладонях и во рту.
(Снег).

Что значит сверкает?

  • сияет
  • искриться
  • переливается
  • горит
  • полыхает
  • мерцает
  • блестит

Почему они искрятся, полыхают, блестят, сверкают? (снежинки состоят из крошечных льдинок, кристалликов – они отражают свет).

Когда вы наблюдали такую картину, чтобы сверкали маленькие огоньки? (Сугробы и все вокруг от солнечных лучей).

Прочитайте предложения, что вы заметили? (Предложения у каждого ученика).

Замените синонимами так, чтобы слова не повторялись и найдите эпитеты для существительных, вставьте вместо точек.

  1. Под солнечными лучами сверкают…снежинки.
  2. Алмазными россыпями сверкают…сугробы.
  3. В… воздухе кружатся сверкающие звездочки.
  4. Сверкают…снежинки разноцветными огоньками.

Прочтите, какие получились предложения.

Для чего же нужны синонимы?

(Чтобы выразить мысль более точно, речь была выразительнее).

Кому удалось сегодня на уроке заглянуть в дверь и увидеть таинственный, чудесный мир зимушки – зимы?

Приклейте “Лучики” к солнышку I ряд, II ряд, III ряд.

У какого ряда получилось самое лучистое солнышко?

IV. Домашнее задание.

Дома нарисовать словесную картинку по наблюдению в природе.

Спасибо за участие на уроке.

Урок закончить пословицей “Мир освещается солнцем, а человек знанием”.