Сценарий урока по теме "Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье?" детского творческого объединения – вокальный эстрадный ансамбль

Разделы: Внеклассная работа


Дидактический материал.

  1. Презентация по теме урока.
  2. Пособие «нотный стан».
  3. CD запись песни самовар.
  4. CD запись музыкально-танцевального этюда «В дорогу».
  5. Минусовка песни «Шалунишки».

План урока.

  1. Знакомство с детьми.
  2. Беседа с детьми о пении, как виде музыкальной деятельности.
  3. Озвучивание темы урока и создание проблемной ситуации.
  4. Ознакомление детей с музыкальными терминами:
  • нотный стан и скрипичный ключ;
  • певческий голос;
  • композитор, исполнитель.
  1. Ознакомление с умениями вокального мастерства:
  • мелодическим слухом;
  • чувством музыкального ритма;
  • техникой дыхания;
  • манерой исполнения;
  • актёрское мастерство;
  • выразительное исполнение песни под минус в эстрадной манере.

Методы, используемые в уроке:

  • эмоциональной драматургии;
  • наблюдения;
  • сравнения;
  • систематизации теоретического материала;
  • обобщения.

Принципы, используемые в уроке:

  • доступности;
  • последовательности;
  • наглядности;
  • сознательности;
  • прочности.

Цель: ознакомить учащихся с процессом обучения пению, обогащая их духовный мир и прививая любовь к искусству исполнения эстрадной песни.

Задачи:

  • Воспитательная: Сформировать у учащихся музыкальный вкус, интерес и любовь к исполнению песни.
  • Образовательная: Познакомить с понятиями: распевка, актёрское мастерство, нотный стан, скрипичный ключ, музыка, пение и его виды (соло, ансамбль, хор), манера исполнения, певческое дыхание.
  • Развивающая: Развитие у детей музыкального слуха, творческих способностей.

Тип урока: Введение в программу «Калейдоскоп» детского творческого объединения вокальный эстрадный ансамбль.

Ход урока

Эпиграф:

Поделись живыми снами,
Говори душе моей,
Что не выскажешь словами-
Звуком на душу навей.
А. А. Фет.

Уч. Ребята как вы думаете, о каком виде искусства мы будем говорить на уроке?

Р. О музыке.

Уч. Правильно.

Музыка - вид искусства, который воздействует на человека с помощью музыкальных звуков и влияет на наши эмоции и чувства.

Вот и я хочу научить вас петь как настоящих эстрадных певцов. Если петь без души, то слушателям будет не интересно, а вот с выразительными интонациями, вкладывая любовь и свои эмоции, песня может превратиться в настоящий шедевр. Ведь исполнение песни - это маленький спектакль.

А вы любите петь?

Р. Да!

Уч. А вы знаете, что пение - это исполнение музыки, при помощи певческого голоса, отличаясь от разговорной речи точной звуковысотной интонации, пение является наиболее выразительным средством музыкального искусства.

Пение может быть - сольным, ансамблевым, хоровым. (см. приложение №1).

И тема нашего урока называется: «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье?»

А как вы думаете, что нужно знать и уметь, исполняя песни, как настоящие певцы?

Ответы детей:

  • нужно знать ноты;
  • иметь красивый голос;
  • талант, трудолюбие;
  • артистизм,
  • уметь работать с микрофоном под минус.

Уч. И я предлагаю вам отправиться в музыкальное путешествие: «В мир вокального мастерства» и взять с собой хорошее настроение, улыбки. Ну что готовы?

Музыкально-танцевальный этюд «В путь». (см. приложение №2).

Уч. А вот наш волшебный музыкальный дом, где живёт песня. А вы знаете, как называется дом, где живут ноты?

Р. Да, нотный стан.

Уч. Правильно. Учитель показывает пособие «нотный стан».

Звуки выше, звуки ниже: встали ноты по местам,
Где звучат - укажут нам, нотоносец - нотный стан.

Нотный стан - это пять линеек, на которых пишутся ноты, и найти им свои квартиры. Помогает скрипичный ключ или его ещё называют ключ соль.

Знают взрослые и дети, сколько нот всего на свете!
Как запомнить лучше их? Сочини из ноток стих!

Ребята, вы знаете, откуда произошли слоговые названия до ре ми…? Ещё в 11 веке итальянский монах и музыкант- педагог Гвидо из города Ареццо предложил в помощь певцам первые слоги строк церковного гимна, в котором певцы молили Бога дать им голос, чтобы петь и прославлять Его.

Я предлагаю вам исполнить распевку, с большим чувством до- ре- ми…- и твой голос зазвучит удивительно красиво.

Исполнение распевки:

До ре ми фа соль ля си - едет кошка на такси,
а за ней ребятки- малые котятки.

Уч. Молодцы ребята. Вы очень дружные и музыкальные. Ну что наше путешествие продолжается.

Чтобы звуки зазвучали объёмно, насыщенно звонко надо научиться правильно дышать. Распределение воздуха при исполнении песни очень важно. Мы сейчас с вами поиграем в музыкальную игру «Самовар», которая поможет нам научиться правильно, дышать и выпить «музыкальный чай».

Игра «САМОВАР». (приложение №2).

Уч. Ну что ж молодцы! Продолжаем наше путешествие в мир вокального мастерства.

И сейчас я вам спою песню о вас. А вы, пожалуйста, внимательно слушайте и определите характер песни и её настроение.

Исполнение песни «Шалунишки». Учитель исполняет песню сам под фортепиано.

После исполнения песни учитель беседует с детьми о характере и содержании песни.

Уч. Ребята сегодня мы с вами научимся разучивать песню так, чтобы впоследствии научиться петь как настоящие эстрадные певцы. Перед вами план разучивания песни: (приложение №1).

  1. Текст;
  2. Мелодия;
  3. ритм;
  4. Распределение дыхания;
  5. Манера извлечения звука;
  6. Артистизм;
  7. Выразительное исполнение песни (под минус).

Разучивание песни по плану и её исполнение детьми. А, чтобы создать ситуацию успеха учитель покажет исполнение этой песни под минус, где примут участие и ребята. От учителя зависит эмоциональное и выразительное исполнение песни. (приложение №2).

Уч. Ребята наше музыкальное путешествие в «мир вокального мастерства» подходит к концу. Давайте вспомним, чему же мы научились во время путешествия?

Предполагаемые ответы детей:

  1. Распевать голос и подготавливать его к пению.
  2. Узнали, где живут ноты и откуда пошло их название.
  3. Научились правильно дышать во время исполнения песни.
  4. Чтобы слушателям было интересно нас слушать, надо петь эмоционально, выразительно, с душой, улыбкой, то есть быть артистами.
  5. Овладели навыками исполнения песни под минус.

Уч. Молодцы ребята. Спасибо вам за активное участие в уроке.

«Самое главное глазами не увидишь, зорко лишь сердце». Экзюпери

Уч. Неважно станете ли вы певцами, композиторами главное, чтобы рядом с вами всегда была хорошая музыка, которая будет формировать ваш музыкальный вкус, интерес и любовь к исполнению. Я хочу вам вручить символическую звезду, которая будет освещать вам путь добра и любви в жизни.

Учитель раздаёт ребятам звёздочки под звучание песни Е. Крылатова «Прекрасное далёко». (приложение №2).

Приложения вы можете получить у автора статьи.

Список литературы.

  1. Абдулин Э. Методическая подготовка учителя музыки.- М. Мипос, 1992. – 70 с.
  2. Абдулин Э. Теория и практика музыкального обучения в общеобразовательной школе. – М. : Просвещение, 1983.-112с.
  3. Апраксина О. О возможностях и содержании исследовательской работы учителя- музыканта в школе / / Музыкальное воспитание в школе. – М. : 1977. Вып.22. с. 3-14.
  4. Асафьев Б. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании. 2-е изд. – Л. : Музыка, 1973. – 143 с.
  5. Горюнова Л. На пути к педагогике искусства / / Музыка в школе. – М. , 1982, №2. с. 7-17.
  6. Кабалевский Д. Воспитание ума и сердца: Книга для учителя.- М. Просвещение, 1984. – 204 с.
  7. Кабалевский Б. Как рассказать детям и музыке? – Изд. 2-е. – М. : Сов. Композитор, 1982.- 214 с.
  8. Лернер Н. Дидактические основы методов обучения. – М.. : Педагогика, 1981 – 184 с.
  9. Медушевский В. О закономерностях и средствах художественного воздействия музыки. – М. : Музыка, 1976. – 254.
  10. Музыкальный энциклопедический словарь / Авторы и составители Б. Штейнпресс, М. Ямпольский. – М.: Сов. Энциклопедия, 1966. с. 327-328.
  11. Назайкинский Е. О психологии музыкального восприятия. – М. : Музыка, 1972. – 383 с.
  12. Раппопорт С. Искусство и эмоции. – М. : Музыка, 1968. – 160 с.
  13. Тарасова К. Онтогенез музыкальных способностей. – М. : Педагогика, 1988. – 176 с.
  14. Тарасов Г. Психология музыкальной потребности / / Психологический журнал, 1988, № 5, с. 63-70.
  15. Шацкий С. Работа для будущего: Документальное повествование: книга для учителя / сост. В. Маменин, Ф. Фрадкин, 1989.-222с.
  16. Эльконин Д. Психология игры. – М: Педагогика, 1978. – 304с.
  17. Ядов В. Социологическое исследование: Методология, программа, методы. – Самара: Самарский университет, 1995. – 331 с.
  18. Сайт Pedsovet.su.
  19. Сайт narod.ru «музыка интеллекта».