Дидактический материал.
- Презентация по теме урока.
- Пособие «нотный стан».
- CD запись песни самовар.
- CD запись музыкально-танцевального этюда «В дорогу».
- Минусовка песни «Шалунишки».
План урока.
- Знакомство с детьми.
- Беседа с детьми о пении, как виде музыкальной деятельности.
- Озвучивание темы урока и создание проблемной ситуации.
- Ознакомление детей с музыкальными терминами:
- нотный стан и скрипичный ключ;
- певческий голос;
- композитор, исполнитель.
- Ознакомление с умениями вокального мастерства:
- мелодическим слухом;
- чувством музыкального ритма;
- техникой дыхания;
- манерой исполнения;
- актёрское мастерство;
- выразительное исполнение песни под минус в эстрадной манере.
Методы, используемые в уроке:
- эмоциональной драматургии;
- наблюдения;
- сравнения;
- систематизации теоретического материала;
- обобщения.
Принципы, используемые в уроке:
- доступности;
- последовательности;
- наглядности;
- сознательности;
- прочности.
Цель: ознакомить учащихся с процессом обучения пению, обогащая их духовный мир и прививая любовь к искусству исполнения эстрадной песни.
Задачи:
- Воспитательная: Сформировать у учащихся музыкальный вкус, интерес и любовь к исполнению песни.
- Образовательная: Познакомить с понятиями: распевка, актёрское мастерство, нотный стан, скрипичный ключ, музыка, пение и его виды (соло, ансамбль, хор), манера исполнения, певческое дыхание.
- Развивающая: Развитие у детей музыкального слуха, творческих способностей.
Тип урока: Введение в программу «Калейдоскоп» детского творческого объединения вокальный эстрадный ансамбль.
Ход урока
Эпиграф:
Поделись живыми снами,
Говори душе моей,
Что не выскажешь словами-
Звуком на душу навей.
А. А. Фет.
Уч. Ребята как вы думаете, о каком виде искусства мы будем говорить на уроке?
Р. О музыке.
Уч. Правильно.
Музыка - вид искусства, который воздействует на человека с помощью музыкальных звуков и влияет на наши эмоции и чувства.
Вот и я хочу научить вас петь как настоящих эстрадных певцов. Если петь без души, то слушателям будет не интересно, а вот с выразительными интонациями, вкладывая любовь и свои эмоции, песня может превратиться в настоящий шедевр. Ведь исполнение песни - это маленький спектакль.
А вы любите петь?
Р. Да!
Уч. А вы знаете, что пение - это исполнение музыки, при помощи певческого голоса, отличаясь от разговорной речи точной звуковысотной интонации, пение является наиболее выразительным средством музыкального искусства.
Пение может быть - сольным, ансамблевым, хоровым. (см. приложение №1).
И тема нашего урока называется: «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье?»
А как вы думаете, что нужно знать и уметь, исполняя песни, как настоящие певцы?
Ответы детей:
- нужно знать ноты;
- иметь красивый голос;
- талант, трудолюбие;
- артистизм,
- уметь работать с микрофоном под минус.
Уч. И я предлагаю вам отправиться в музыкальное путешествие: «В мир вокального мастерства» и взять с собой хорошее настроение, улыбки. Ну что готовы?
Музыкально-танцевальный этюд «В путь». (см. приложение №2).
Уч. А вот наш волшебный музыкальный дом, где живёт песня. А вы знаете, как называется дом, где живут ноты?
Р. Да, нотный стан.
Уч. Правильно. Учитель показывает пособие «нотный стан».
Звуки выше, звуки ниже: встали ноты по местам,
Где звучат - укажут нам, нотоносец - нотный стан.
Нотный стан - это пять линеек, на которых пишутся ноты, и найти им свои квартиры. Помогает скрипичный ключ или его ещё называют ключ соль.
Знают взрослые и дети, сколько нот всего на свете!
Как запомнить лучше их? Сочини из ноток стих!
Ребята, вы знаете, откуда произошли слоговые названия до ре ми…? Ещё в 11 веке итальянский монах и музыкант- педагог Гвидо из города Ареццо предложил в помощь певцам первые слоги строк церковного гимна, в котором певцы молили Бога дать им голос, чтобы петь и прославлять Его.
Я предлагаю вам исполнить распевку, с большим чувством до- ре- ми…- и твой голос зазвучит удивительно красиво.
Исполнение распевки:
До ре ми фа соль ля си - едет кошка на такси,
а за ней ребятки- малые котятки.
Уч. Молодцы ребята. Вы очень дружные и музыкальные. Ну что наше путешествие продолжается.
Чтобы звуки зазвучали объёмно, насыщенно звонко надо научиться правильно дышать. Распределение воздуха при исполнении песни очень важно. Мы сейчас с вами поиграем в музыкальную игру «Самовар», которая поможет нам научиться правильно, дышать и выпить «музыкальный чай».
Игра «САМОВАР». (приложение №2).
Уч. Ну что ж молодцы! Продолжаем наше путешествие в мир вокального мастерства.
И сейчас я вам спою песню о вас. А вы, пожалуйста, внимательно слушайте и определите характер песни и её настроение.
Исполнение песни «Шалунишки». Учитель исполняет песню сам под фортепиано.
После исполнения песни учитель беседует с детьми о характере и содержании песни.
Уч. Ребята сегодня мы с вами научимся разучивать песню так, чтобы впоследствии научиться петь как настоящие эстрадные певцы. Перед вами план разучивания песни: (приложение №1).
- Текст;
- Мелодия;
- ритм;
- Распределение дыхания;
- Манера извлечения звука;
- Артистизм;
- Выразительное исполнение песни (под минус).
Разучивание песни по плану и её исполнение детьми. А, чтобы создать ситуацию успеха учитель покажет исполнение этой песни под минус, где примут участие и ребята. От учителя зависит эмоциональное и выразительное исполнение песни. (приложение №2).
Уч. Ребята наше музыкальное путешествие в «мир вокального мастерства» подходит к концу. Давайте вспомним, чему же мы научились во время путешествия?
Предполагаемые ответы детей:
- Распевать голос и подготавливать его к пению.
- Узнали, где живут ноты и откуда пошло их название.
- Научились правильно дышать во время исполнения песни.
- Чтобы слушателям было интересно нас слушать, надо петь эмоционально, выразительно, с душой, улыбкой, то есть быть артистами.
- Овладели навыками исполнения песни под минус.
Уч. Молодцы ребята. Спасибо вам за активное участие в уроке.
«Самое главное глазами не увидишь, зорко лишь сердце». Экзюпери
Уч. Неважно станете ли вы певцами, композиторами главное, чтобы рядом с вами всегда была хорошая музыка, которая будет формировать ваш музыкальный вкус, интерес и любовь к исполнению. Я хочу вам вручить символическую звезду, которая будет освещать вам путь добра и любви в жизни.
Учитель раздаёт ребятам звёздочки под звучание песни Е. Крылатова «Прекрасное далёко». (приложение №2).
Приложения вы можете получить у автора статьи.
Список литературы.
- Абдулин Э. Методическая подготовка учителя музыки.- М. Мипос, 1992. – 70 с.
- Абдулин Э. Теория и практика музыкального обучения в общеобразовательной школе. – М. : Просвещение, 1983.-112с.
- Апраксина О. О возможностях и содержании исследовательской работы учителя- музыканта в школе / / Музыкальное воспитание в школе. – М. : 1977. Вып.22. с. 3-14.
- Асафьев Б. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании. 2-е изд. – Л. : Музыка, 1973. – 143 с.
- Горюнова Л. На пути к педагогике искусства / / Музыка в школе. – М. , 1982, №2. с. 7-17.
- Кабалевский Д. Воспитание ума и сердца: Книга для учителя.- М. Просвещение, 1984. – 204 с.
- Кабалевский Б. Как рассказать детям и музыке? – Изд. 2-е. – М. : Сов. Композитор, 1982.- 214 с.
- Лернер Н. Дидактические основы методов обучения. – М.. : Педагогика, 1981 – 184 с.
- Медушевский В. О закономерностях и средствах художественного воздействия музыки. – М. : Музыка, 1976. – 254.
- Музыкальный энциклопедический словарь / Авторы и составители Б. Штейнпресс, М. Ямпольский. – М.: Сов. Энциклопедия, 1966. с. 327-328.
- Назайкинский Е. О психологии музыкального восприятия. – М. : Музыка, 1972. – 383 с.
- Раппопорт С. Искусство и эмоции. – М. : Музыка, 1968. – 160 с.
- Тарасова К. Онтогенез музыкальных способностей. – М. : Педагогика, 1988. – 176 с.
- Тарасов Г. Психология музыкальной потребности / / Психологический журнал, 1988, № 5, с. 63-70.
- Шацкий С. Работа для будущего: Документальное повествование: книга для учителя / сост. В. Маменин, Ф. Фрадкин, 1989.-222с.
- Эльконин Д. Психология игры. – М: Педагогика, 1978. – 304с.
- Ядов В. Социологическое исследование: Методология, программа, методы. – Самара: Самарский университет, 1995. – 331 с.
- Сайт Pedsovet.su.
- Сайт narod.ru «музыка интеллекта».