Цикл занятий по профилактике ксенофобии в подростковой среде

Разделы: Школьная психологическая служба


Цикл занятий разработан для старшей ступени школы по профилактики ксенофобии в подростковой среде, является частью психолого-педагогической работы по формированию толерантных установок. Он может выступать в качестве одной из форм внеклассной работы с учениками, и рассчитан на 7 занятий, продолжительностью от 1 часа до 1часа 30 минут. В случае необходимости количество занятий может быть увеличено. Число участников не должно превышать одного класса.

Цикл занятий был апробирован в общеобразовательной школе № 1007 г. Москвы, проводился школьными психологами. Занятия были направлены на сплочение класса путем преодоления негативных установок в области межэтнического общения.

Во время занятий использовались различные формы: беседы, круглые столы, презентации, диспуты, деловая игра, анкетирование, практические задания.

На протяжении всего цикла строго соблюдались следующие принципы:

  • конфиденциальность;
  • безоценочность выказывания;
  • только от первого лица (“Я” - высказывание);
  • только “здесь и сейчас”;
  • удаление с занятий нарушителей принципов.

Занятие № 1 “Широка страна моя родная…”.

Форма: беседа + анонимное анкетирование.

Цель: создание кросскультурного атома каждого участника занятия.

Задачи:

  • рассказать учащимся о современном национальном составе Российской Федерации;
  • совершить краткий исторический экскурс в формирование многонационального общества россиян (на этом этапе к работе рекомендуется привлечь учителей истории и географии для подготовки тезисов беседы);
  • дать общие представления о причинах и формах современных миграционных процессов в стране, о государственной миграционной политике.

План занятия:

Перед занятием можно предложить учащимся изготовить самим и принести флажки тех государств СНГ, где родились или жили они сами и их родители. Флажки и флагштоки должны быть строго одного размера. На занятии их ставят в одну вазу и помещают на видное место.

1. Учащиеся рассаживаются по кругу, лицом друг к другу. На видном месте находится ваза с флагами.

Беседа является преамбулой к анонимному анкетированию. Психолог предлагает каждому примерить на себя роль представителя своего народа, дает возможность определиться с собственным отношением к представителям других этносов и культур, определить национальную политику в “стране-классе”.

2. Анкетирование проходит под девизом: “Мой класс – моя маленькая страна” Посылкой к анкетированию может стать фраза: “Посмотрите, сколько разных флагов стоит у нас в классе. Представьте, что класс – это маленькая страна. Вы в ней очень значительное лицо, которому дано право и возможность решить, как будут в ней жить другие народы…”.

3. В ходе анонимного анкетирования выясняются (см. приложение № 1):

  • национальный состав класса;
  • их предложения по обустройству многонациональной “страны-класса”.

В заключении учащимся предлагается на листе А4 определить себя, а затем вокруг обозначить представителей других этносов. Дистанция между обозначениями выражает степень понимания и доверия к представителям других национальностей.(Бланки анкет будут храниться в кабинете психолога на протяжении всего цикла занятий).

Подведение итогов. Психолог предлагает участникам поделиться впечатлениями от занятия.

Занятие № 2 “Я - политик”.

Форма: круглый стол + деловая игра.

Цель: формирование интернационального сознания, осознанной необходимости мирного сосуществования представителей разных этносов и культур.

Задачи:

  • создать вместе со всеми участниками национальный портрет “страны-класса”;
  • обобщить предложения учащихся о сосуществовании в нем представителей разных этносов и культур;
  • создать атмосферу доверия.

План занятия:

1. Ваза с флагами находится на видном месте. Учащиеся рассаживаются по кругу, лицом друг к другу. Результаты прошедшего анкетирования доводятся до них в форме обобщенного эссе: психолог информирует о результатах анкетирования, о соотношении основных этнических групп в Российской Федерации и в г. Москве.

Учащиеся на основе полученных знаний делают собственные выводы, составляют национальный портрет “страны-класса” и сравнивают его с полученной ранее информацией.

2. После этого, он делит класс на две группы “политиков” (группы могут придумать себе названия) и начинает деловую игру “Политический диспут”.

Необходимое условие этой игры – строгое соблюдение принципов:

  • Конфиденциальность;
  • Безоценочность выказывания;
  • Только от первого лица (“Я” - высказывание);
  • Только “здесь и сейчас”;
  • Удаление из игры нарушителей принципов.

Психолог предлагает учащимся высказаться об их отношении к мигрантам. Из высказываний учащихся сознательно выбираются тезисы с негативной этнокультурной окраской. Их должно быть не более 3-х. Одной группе предлагается с использованием корректных аргументов из истории, политики, экономики и т.п. обязательно поддержать объявленный тезис, а другой группе – так же корректно опровергнуть эти аргументы. Побеждают “политики”, у которых аргументы иссякнут раньше. Повторение, интерпретация уже сказанного либо необоснованные или оскорбительные заявления являются ошибкой. В качестве рефери выступает психолог, мнение которого не обсуждается, о чем объявляется заранее.

В заключение игры психолог высказывает свое мнение и приводит аргументы в пользу позитивного взаимодействия между разными этносами. Важно, чтобы это выступление было убедительным, поскольку в деловой игре могут одержать “победу” противники позитивного решения ситуации.

Примечание. В случае если побеждают “политики” с негативной установкой, психолог может предложить им побыть в роли той этнической группы и, находясь в этих ролях, услышать отвергающие суждения. Важно, чтобы все участники поделились своим эмоциональным состоянием в этом упражнении.

Подведение итогов. Участники обмениваются мнениями о важности позитивного взаимодействия.

Занятие № 3 “Чужой среди своих”.

Форма: беседа + практическая работа.

Цель: выяснение негативных этнокультурных стереотипов у учащихся.

Задачи:

  • познакомить учащихся с определениями “национальный характер”, “психология нации”;
  • раскрыть национальные черты характера основных этнических групп;
  • развить рефлексию участников.

План

1. В ходе беседы психолог в доступной форме рассказывают учащимся об основных понятиях этнопсихологии.

- Крысько В.Г. Этническая психология: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. 3-е издание, стереотип. – М.: Издательский дом “Академия”, 2007;

- Платонов Ю. П. Основы этнической психологии. Учебное пособие. СПб.: Речь, 2003.

2. Учащиеся класса делятся на команды, по числу национальностей в классе.

3. Каждой команде выдается лист А4, оформленный следующим образом: лист разделен вдоль на две половины - “черную” и “белую” стороны, посредине через определенные интервалы написаны названия этнических групп класса.

4. Ведущие рассказывает о национальных чертах характера основных этнических групп, проживающих в Российской Федерации и на постсоветском пространстве.

Командам предлагается максимально кратко и честно указать на “черной” половине – отрицательные, на “белой” - положительные качества этнических групп. Каждое качество, будь то положительное или отрицательное, характеризуется не более, чем одним словом.

В заключении команды путем подсчета слов на “черной” и “белой” сторонах листа сами определяют свое отношение к “другим”.

Подведение итогов. Участникам предлагается поделиться своими чувствами и новыми знаниями о людях другой национальности.

Занятие № 4 “Свой среди чужих”.

Форма: диспут + практическая работа.

Цель: разрушение негативных этнокультурных стереотипов у учащихся.

Задачи:

  1. Актуализировать знания учащихся о своей национальности;
  2. Сформировать представления у участников об общих качествах и чертах характера;
  3. Организовать обмен чувствами.

План занятия:

1. Учащиеся рассаживаются по кругу, лицом друг к другу. На видном месте находится ваза с флагами.

Психолог, основываясь на материале предыдущего занятия, выделяет негативные этнокультурные стереотипы, которые доводит в обобщенном виде до учащихся. В ходе свободного обсуждения участникам предлагается отреагировать на данные тезисы.

2. Каждому учащемуся раздаются листы, разделенные вдоль на две половины - “черную” и “белую” стороны. Правила прежние: максимально кратко и честно указать на “черной” половине – отрицательные, на “белой” - положительные качества “своей” национальности. Каждое качество, будь то положительное или отрицательное, характеризуется не более, чем одним словом. Путем заполнения “черной” и “белой” сторон, учащиеся сами представляют свою национальность перед другими этническими группами.

В заключении учащимся раздают чистые листы А4, где они самостоятельно графически отображают степень понимания и доверия к представителям других национальностей на настоящий момент (см. занятие № 1).

Подведение итогов. Участники делятся чувствами.

На дом выдаются анкеты, которые учащиеся заполняют вместе с родителями. (см. приложение 2)

Занятие № 5 “Семейные традиции моего народа”.

Форма: беседа + презентации + анализ анкетирования.

Цель: знакомство с национальными традициями класса, поиск общего.

Задачи:

  • познакомить учащихся с понятием “семья” в психологии;
  • дать представление о национальных семейных традициях;
  • формировать представление о значимости семейных традиций.

План занятия:

1. Учащиеся рассаживаются по кругу, лицом друг к другу. На видном месте находится ваза с флагами, на стенде картинки людей в разных национальных костюмах, фотографии членов семей.

В ходе беседы психолог в доступной форме рассказывают учащимся об основных понятиях психологии семьи.

2. Учащиеся по очереди знакомят друг друга с ответами на вопросы анкеты.

3. Психолог фиксирует на доске те общие традиции, которые выявляются при обсуждении.

В заключительном обсуждении учащиеся все вместе находят различия и схожести в семейных традициях различных этносов, обмениваются мнениями о значимости национальных семейных традиций.

Подведение итогов. Участники делятся чувствами и отвечают на вопрос о самом интересном на занятии.

Занятие № 6 “Общечеловеческие ценности ”.

Форма: беседа + анкетирование + практическая работа.

Цель: обобщение знаний учащихся о гуманистических ценностях, как объединяющем начале.

Задачи:

  1. Дать представление об общечеловеческих ценностях;
  2. Проанализировать изменения представлений о различиях и общности;
  3. Закрепить важность уважительного отношения к своим ценностям и ценностям других.

План занятия:

1. Учащиеся рассаживаются по кругу, лицом друг к другу. На видном месте находится ваза с флагами.

В ходе беседы психолог в доступной форме рассказывают учащимся о понятии “общечеловеческие ценности”.

2. Учащимся раздаются бланки опросника М. Рокича и предлагается проранжировать ценности в порядке убывания значимости.

По желанию учащиеся озвучивают свои ответы.

Психолог фиксирует на доске те общие ценности, которые выявились при обсуждении.

3. Учащиеся обсуждают полученные результаты и выделяют на доске те общие ценности, которые их объединяют.

В заключении учащимся раздают чистые листы А4, где они самостоятельно графически отображают степень совпадения ценностей с участниками других национальностей.

Подведение итогов. Участникам выдаются их предыдущие работы, где они графически отображали уровень своего понимания и доверия к разным национальностям и предлагается проследить динамику изменения собственных представлений.

Учащимся предлагается ко Дню толерантности подготовить национальные костюмы, приготовить национальные блюда, принести предметы быта.

Итоговое занятие № 7 “Такие ли мы разные?”

Форма: День толерантности в моем классе.

Цель: формирование положительных установок толерантного поведения.

Задачи:

  1. Закрепить атмосферу доверия и понимания друг друга.
  2. Сформировать ответственность за сохранение уважительного отношения к учащихся класса разных национальностей.
  3. Поддержать стремление учащихся говорить открыто и уважительно о том, что их волнует.

Проводится совместно с воспитательной службой школы, при участии классного руководителя. Учащиеся одеты в национальные одежды, на столах предметы быта, национальные блюда, раскрывающих колорит национального характера. Класс украшен всеми картинками и фотографиями используемых на занятиях. Допускается привлечение учащихся других классов.

План занятия:

1. Учащиеся показывают презентации на темы особенностей народных костюмов, кухни, традиций и обычаев.

2. Обобщая полученный опыт, участники создают коллективный портрет “страны-класса”.

Инструкция: на столах лежат круги из цветной бумаги, картинки с разными лицами, журналы, фломастеры, цветные ленты, ножницы, клей, ватман.

Каждому участнику предлагается написать на цветном круге слова “дружба”, “мир” на родном языке. Далее на ватмане создается портрет “страны- класса” из предлагаемого материала. Сначала каждому из учащихся важно определить свое место в круге, относительно других, обозначая с помощью лент свои взаимоотношения друг с другом. Дальше можно расположить иллюстрации национальных культур класса. Творчество учащихся не ограничено.

В заключении участникам предлагается обменяться мнениями и чувствами.

Ответить на вопрос: “Такие ли мы разные?..”

Организуется общий стол, где участники угощают друг друга, соблюдая традиции своего народа и семьи.