Цель: построение комфортной модели взаимодействия между педагогом-психологом и администрацией школы.
Задачи:
- исследовать представление о модели взаимодействия в школьном пространстве между педагогом-психологом и администрацией;
- организовать обмен практическим опытом работы школьного психолога с администрацией школы;
- развить рефлексию профессионального самоопределения;
- аккумулировать положительный эмоциональный опыт;
- снять психоэмоциональное напряжение и тревожность.
Аудитория: педагог-психолог, администрация школы, педагоги
Время игры: 1час 30 минут.
Оборудование:доска, магниты – 4 шт., разноцветный мел, ватман – 2 шт., фломастеры, 10-15 листов А4, разноцветные ленты.
Сценарий игры.
Цитата мастерской: “Под лежачий камень вода не течет”.
Вступительная часть.
Акция: “Я и школа”.
Инструкция: возьмите камень, прочтите народную мудрость и положите его в ту корзину слова, которой вам больше всего откликаются.
- “Высоко сижу, далеко гляжу” - (позиция эксперта).
- “Как аукнется, так и откликнется” - (позиция диагноста).
- “Дед за репку, баба за деда, внучка за бабку, жучка за внучку, кошка за жучку, мышка за кошку и вытянули репку” - (позиция сотрудника).
- “По щучьему велению по моему хотению” - (позиция спасателя).
Ведущий. Коллеги! Наша игра называется “У перепутного камня”.
Поделитесь, пожалуйста, своими ожиданиями от участия в нашей игре.
- Спасибо, мы думаем, что это взаимодействие сегодня будет полезно всем нам, т.к. мы в конце сможем получить необходимый опыт и представление о тех позициях, которые необходимы для плодотворного сотрудничества психолога с администрацией школы.
Основная часть.
Разогрев.
Разминка 1. “Психолог сдавал в камеру хранения…”.
Ведущий. Каждый из нас стоял у такого камня в раздумьях о выборе собственного профессионального пути.
Предлагаем вам вернуться назад, в то время, когда вы, постояв у камня, приняли решение стать школьными психологами. Вы были полны сил, желания и надежд. И чтобы максимально приблизиться к этому состоянию, давайте расстанемся (на время) с тем опытом, может быть с чувствами, которые появились за время вашей работы в школе
(обозначаем места хранения опыта)
Предлагаем пройти сюда, к нашим камерам хранения (они очень надежные) и поместить здесь какую-либо вещь, которая бы символизировала все то, что вы приобрели за время работы школьным психологом. Этот опыт вернется к вам через некоторое время, обогащенный и обновленный.
(участники группы проходят и складывают в одно или два места символы).
Разминка 2. “Мой выбор”
Ведущий. Коллеги! Работая в школе каждый из вас, так или иначе, примерял роли спасателя, диагноста, эксперта, сотрудника. Побудьте в этом пространстве, почувствуйте телом и обозначьте:
- в какой роли вам наиболее часто приходиться выступать, работая в школе?
- а теперь обозначьте ту роль, с которой вы встречаетесь меньше всего?
- в какой роли психолог (с вашей точки зрения) является неполезным школе?
- а какая ваша роль, с вашей точки зрения, самая полезная школе?
- в какой роли вы менее всего реализуетесь профессионально?
- в какой роли вы реализуетесь и получаете от этого удовольствие больше всего?
Ведущий. Как вы себя сейчас чувствуете, покажите жестами?
Основное действие.
Задание 1. “Я иду в школу”.
Ведущий. Для того чтобы это задание выполнить, нам нужно выбрать кого-то из вас на роль начинающего психолога.
Инструкция психологу. Ты начинающий специалист, сформируй школьное пространство, выложив его лентами, и обозначь в нем двери.
Выбери на роли участников образовательного процесса: директора, завуча учебно-методической работы, завуча по воспитательной работе, учителя предметника, классного руководителя, родителя…
Покажите, какие вы, как себя чувствуете …
Ведущий. Уважаемые зрители, а какие напутствия вы с помощью жестов хотели бы дать нашему начинающему психологу?
Уважаемые “действующие лица”! А теперь вы покажите телом, как встречаете психолога.
Ведущий. Давайте озвучим наши послания и зафиксируем их на доске.
Инструкция “ролям”. Вы в школе давно, ваши отношения уже сложились, какие они - покажите ваше взаимодействие, только, молча. А теперь в ваш коллектив пришел новый специалист – психолог. Найдите ему место и зафиксируйте его.
Ведущий. Уважаемый психолог, как вам на этом месте, покажите нам.
Задание 2. “Праздник непослушания”.
Ведущий. Коллега, у вас есть знания в области психологии, вы имеете представления о работе в школе, вы знаете, как лучше сделать более эффективным образовательный процесс и в целом улучшить комфортность в школьном пространстве.
У вас есть сейчас такая возможность, действуйте.
Ведущий. Уважаемые коллеги, а как вам в таком взаимодействии, покажите нам.
Ведущий. Уважаемые зрители, что вы сейчас видите, как вы можете описать сложившееся взаимодействие, насколько оно эффективно для школы?
Задание 3. “Поиск пути сотрудничества с администрацией школы, не теряя себя”.
Ведущий. Из увиденного мы можем сделать вывод, что какие бы профессиональные отношения психолог не выстроил с педагогами, учениками и родителями, ему трудно реализовываться, если администрация не видит в нем специалиста (сотрудника), который отзывается и работает на запрос школы.
Инструкция “ролям”. Постройте сейчас такую модель, в которой психолог может успешно самореализоваться, а администрация с удовольствием задействует его в работе.
Вывод. Цитата нашей мастерской такова: “Под лежачий камень вода не течет”, что нам наглядно продемонстрировали участники. Давайте разберемся, что такого делал каждый из вас, особенно психолог?
Резюме: Итак, ваши ответы позволяют нам всем вместе сделать вывод, что активная и гибкая позиция психолога, видение им запроса, интереса школы, делают его наиболее ценным и востребованным сотрудником.
Ведущий. Давайте зафиксируем на доске, в чем необходимость сотрудничества с администрацией школы. А теперь обозначим те шаги, которые помогли психологу заявить себя в глазах администрации.
Заключительная часть
Деролинг.
Ведущий. Снимите роли, возьмите из камеры хранения ваш опыт, надеемся, он обогатился и наполнился новой информацией.
Подведение итогов акции
Ведущий. Сегодня в нашей игре приняло ______ участников. В самом начале мы предложили вам обозначить то высказывание, которое больше всего соответствует вашим представлениям, мыслям о позиционировании психолога в школе. По результатам сейчас вами востребованы следующие роли: ……спасателей, …. экспертов, …. диагностов, ….. сотрудников.
Обмен мнениями и чувствами. “Что берете с собой в практическую работу?”.
Завершение работы.