Деловая игра "У перепутного камня"

Разделы: Школьная психологическая служба


Цель: построение комфортной модели взаимодействия между педагогом-психологом и администрацией школы.

Задачи:

  • исследовать представление о модели взаимодействия в школьном пространстве между педагогом-психологом и администрацией;
  • организовать обмен практическим опытом работы школьного психолога с администрацией школы;
  • развить рефлексию профессионального самоопределения;
  • аккумулировать положительный эмоциональный опыт;
  • снять психоэмоциональное напряжение и тревожность.

Аудитория: педагог-психолог, администрация школы, педагоги

Время игры: 1час 30 минут.

Оборудование:доска, магниты – 4 шт., разноцветный мел, ватман – 2 шт., фломастеры, 10-15 листов А4, разноцветные ленты.

Сценарий игры.

Цитата мастерской: “Под лежачий камень вода не течет”.

Вступительная часть.

Акция: “Я и школа”.

Инструкция: возьмите камень, прочтите народную мудрость и положите его в ту корзину слова, которой вам больше всего откликаются.

  1. “Высоко сижу, далеко гляжу” - (позиция эксперта).
  2. “Как аукнется, так и откликнется” - (позиция диагноста).
  3. “Дед за репку, баба за деда, внучка за бабку, жучка за внучку, кошка за жучку, мышка за кошку и вытянули репку” - (позиция сотрудника).
  4. “По щучьему велению по моему хотению” - (позиция спасателя).

Ведущий. Коллеги! Наша игра называется “У перепутного камня”.

Поделитесь, пожалуйста, своими ожиданиями от участия в нашей игре.

- Спасибо, мы думаем, что это взаимодействие сегодня будет полезно всем нам, т.к. мы в конце сможем получить необходимый опыт и представление о тех позициях, которые необходимы для плодотворного сотрудничества психолога с администрацией школы.

Основная часть.

Разогрев.

Разминка 1. “Психолог сдавал в камеру хранения…”.

Ведущий. Каждый из нас стоял у такого камня в раздумьях о выборе собственного профессионального пути.

Предлагаем вам вернуться назад, в то время, когда вы, постояв у камня, приняли решение стать школьными психологами. Вы были полны сил, желания и надежд. И чтобы максимально приблизиться к этому состоянию, давайте расстанемся (на время) с тем опытом, может быть с чувствами, которые появились за время вашей работы в школе

(обозначаем места хранения опыта)

Предлагаем пройти сюда, к нашим камерам хранения (они очень надежные) и поместить здесь какую-либо вещь, которая бы символизировала все то, что вы приобрели за время работы школьным психологом. Этот опыт вернется к вам через некоторое время, обогащенный и обновленный.

(участники группы проходят и складывают в одно или два места символы).

Разминка 2. “Мой выбор”

Ведущий. Коллеги! Работая в школе каждый из вас, так или иначе, примерял роли спасателя, диагноста, эксперта, сотрудника. Побудьте в этом пространстве, почувствуйте телом и обозначьте:

  • в какой роли вам наиболее часто приходиться выступать, работая в школе?
  • а теперь обозначьте ту роль, с которой вы встречаетесь меньше всего?
  • в какой роли психолог (с вашей точки зрения) является неполезным школе?
  • а какая ваша роль, с вашей точки зрения, самая полезная школе?
  • в какой роли вы менее всего реализуетесь профессионально?
  • в какой роли вы реализуетесь и получаете от этого удовольствие больше всего?

Ведущий. Как вы себя сейчас чувствуете, покажите жестами?

Основное действие.

Задание 1. “Я иду в школу”.

Ведущий. Для того чтобы это задание выполнить, нам нужно выбрать кого-то из вас на роль начинающего психолога.

Инструкция психологу. Ты начинающий специалист, сформируй школьное пространство, выложив его лентами, и обозначь в нем двери.

Выбери на роли участников образовательного процесса: директора, завуча учебно-методической работы, завуча по воспитательной работе, учителя предметника, классного руководителя, родителя…

Покажите, какие вы, как себя чувствуете …

Ведущий. Уважаемые зрители, а какие напутствия вы с помощью жестов хотели бы дать нашему начинающему психологу?

Уважаемые “действующие лица”! А теперь вы покажите телом, как встречаете психолога.

Ведущий. Давайте озвучим наши послания и зафиксируем их на доске.

Инструкция “ролям”. Вы в школе давно, ваши отношения уже сложились, какие они - покажите ваше взаимодействие, только, молча. А теперь в ваш коллектив пришел новый специалист – психолог. Найдите ему место и зафиксируйте его.

Ведущий. Уважаемый психолог, как вам на этом месте, покажите нам.

Задание 2. “Праздник непослушания”.

Ведущий. Коллега, у вас есть знания в области психологии, вы имеете представления о работе в школе, вы знаете, как лучше сделать более эффективным образовательный процесс и в целом улучшить комфортность в школьном пространстве.

У вас есть сейчас такая возможность, действуйте.

Ведущий. Уважаемые коллеги, а как вам в таком взаимодействии, покажите нам.

Ведущий. Уважаемые зрители, что вы сейчас видите, как вы можете описать сложившееся взаимодействие, насколько оно эффективно для школы?

Задание 3. “Поиск пути сотрудничества с администрацией школы, не теряя себя”.

Ведущий. Из увиденного мы можем сделать вывод, что какие бы профессиональные отношения психолог не выстроил с педагогами, учениками и родителями, ему трудно реализовываться, если администрация не видит в нем специалиста (сотрудника), который отзывается и работает на запрос школы.

Инструкция “ролям”. Постройте сейчас такую модель, в которой психолог может успешно самореализоваться, а администрация с удовольствием задействует его в работе.

Вывод. Цитата нашей мастерской такова: “Под лежачий камень вода не течет”, что нам наглядно продемонстрировали участники. Давайте разберемся, что такого делал каждый из вас, особенно психолог?

Резюме: Итак, ваши ответы позволяют нам всем вместе сделать вывод, что активная и гибкая позиция психолога, видение им запроса, интереса школы, делают его наиболее ценным и востребованным сотрудником.

Ведущий. Давайте зафиксируем на доске, в чем необходимость сотрудничества с администрацией школы. А теперь обозначим те шаги, которые помогли психологу заявить себя в глазах администрации.

Заключительная часть

Деролинг.

Ведущий. Снимите роли, возьмите из камеры хранения ваш опыт, надеемся, он обогатился и наполнился новой информацией.

Подведение итогов акции

Ведущий. Сегодня в нашей игре приняло ______ участников. В самом начале мы предложили вам обозначить то высказывание, которое больше всего соответствует вашим представлениям, мыслям о позиционировании психолога в школе. По результатам сейчас вами востребованы следующие роли: ……спасателей, …. экспертов, …. диагностов, ….. сотрудников.

Обмен мнениями и чувствами. “Что берете с собой в практическую работу?”.

Завершение работы.