Цели урока:
- Учиться решать задачи на нахождение числа по доле и доли по числу.
- Повторить и закрепить умения и навыки решения геометрических задач, решать примеры на порядок действия.
- Развивать внимание, память, речь, мышление, интерес к математике.
- Сохранение и укрепление здоровья детей.
Оборудование: письмо, карта, портреты (развешены по классу), экологическое поно на стене – лес, карточки «сообщения», карточки с заданием, кружочки.
Ход урока
I. Организационный момент
- Ребята, нам письмо. Письмо находиться в лесу (экологическое поно).
(Ученик выходит за письмом и читает.)
Здравствуйте, учащиеся 4 класса!
Я, Леонтий Филиппович Магницкий, приглашаю вас совершить со мной путешествие по Навигацкой школе. Для вас у меня много интересных заданий. Справившись со всеми заданиями, вы соберете карту маршрутов Великой Северной экспедиции. Удачи Вам!
- Сегодня, мы с вами отправимся в путешествие на большом корабле. Нашими помощниками будут ваши машины времени, которые смастерили вы сами.
Мы познакомимся с воспитанниками Навигацкой школы. Решим задачи, которые приготовил нам преподаватель Навигацкой школы Леонтий Филиппович Магницкий.
- Открываем наши маршрутные тетради, записываем число, классная работа. Сначала зафиксируем год, в который мы с вами отправляемся.
- Запишем в тетрадях очень красиво (чистописание).
1732
- Маршрутные тетради отложили.
- И первое задание для нас – это узнать чем же занимались больше всего воспитанники Навигацкой школы.
II. Устный счет
1)
45х20 =900 М |
|
|
31х70 =217 М |
|
|
120:2+45=105 К |
750:5=150 А |
|
|
37х4=148 А |
|
|
71х3-210 =3 А |
389+44 =433Т |
|
|
500:100х9 =45 Т |
|
|
|
90:6 =15Е |
|
|
951-432 =519 И |
|
|
|
Ответ: математика.
- И мы, ребята, с вами тоже любим математику. Я надеюсь, сегодня мы с вами это покажем.
2) Сравните >, <, =
999*1000 |
|
|
9900*60500 |
|
|
235728*89642 |
9876*9875 |
|
|
25728*237528 |
|
|
69500*96500 |
- С первым заданием мы с вами справились. И вы получаете часть карты и небольшое сообщение.
Московская Школа математических и навигацких наук — первое в России и второе в Европе специализированное техническое учебное заведение, в котором готовили инженеров, судостроителей, геодезистов и многих других специалистов высшего и среднего уровня, вплоть до писарей.В Школу принимали юношей от 12 до 20 лет всех сословий, кроме крепостных.Одним из главных организаторов и вдохновителей Школы был Леонтий Магницкий — русский математик и знаменитый педагог.
III. Работа над темой урока
- Мы с вами продолжаем путешествие. И следующее задание находится под портретом Семена Челюскина (ученик выходит за заданием и читает).
Ребята, а следующее задание вы, найдете в своих учебниках - № 2, с. 54
В одном ящике было 10 фунтов леденцов. Продали 4/5 фунта. Сколько осталось?.
- О чем задача? (о леденцах)
- Что такое фунт? (старая русская мера веса, немногим меньше, чем ½ килограмма)
- Что означает 4/5? (целое разделили на 5 частей и взяли 4 части)
- 10:5х4=8 (ф) – продали
- 10-8=2(ф) – осталось
Ответ: осталось 2 фунта леденцов.
- Получаете часть карты и сообщение (сообщение зачитывают дети).
Знаменитый русский полярный мореплаватель Семен Иванович Челюскин родился в селе Мишина Поляна Белевского уезда (сейчас село в Арсеньевском районе Тульской области) предположительно около 1707 года. Летом 1714 года Челюскин прибыл в Москву на смотр дворянских недорослей и осенью был зачислен в Школу математических и навигацких наук. Три года он обучался грамоте, затем перешел в навигационный класс, где кроме алгебры, геометрии, тригонометрии и астрономии преподавали и искусство судовождения.
- Движемся дальше и следующее задание находится под книгой «Арифметика» Магницкого.
- Следующее задание вы найдете в учебнике, на странице 55, № 8.
Некий человек подрядился поставить 950 кирпичей, и поставил их в два дня, причём во второй день поставил на 356 кирпичей меньше. Желательно знать, сколько кирпичей он поставил в каждый из дней?
- О чем задача? (о кирпичах)
- Что говорится в задаче? (о том, что человек поставил кирпичи за два дня)
- 950-356=594(к.) – удвоенное число кирпичей за 2 день
- 594:2=297(к.) - поставил во 2 день
- 297+356=653(к.) – поставил в первый день
Ответ: в первый день поставил – 653 кирпича, а во второй 297 кирпичей.
- Аналогично можно сначала найти удвоенное число кирпичей в первый день, а затем число кирпичей поставленные каждый день.
- 950+356=1306(к.) – удвоенное число кирпичей за 1 день
- 1306:2=653(к.) – в 1 день
- 653-356=297(к.) – во 2 день
- Молодцы, с этим задание вы тоже справились, получаете часть карты и небольшое сообщение.
Размеры «Арифметики» - 31,2 см х 20,3 см х 7 см; в книге 662 страницы, набранных славянским шрифтом. Переплет из кожи темно-коричневого цвета, крышки переплета сделаны из дерева, на переплете две застежки. Печать в две краски – черной и красной на плотной бумаге, страницы в рамках из наборных украшений. В тексте – заставки, концовки, гравюры. Шрифты – кириллица трех размеров (10 строк – 83, 73 и 60 мм). Цифры в тексте славянские, в примерах, заданиях, таблицах – арабские.
IV. Физкультминутка.
На потолке класса изображён тренажёр для глаз, с помощью этого тренажера проводится физкультминутка.
V. Повторение
Для нас следующее задание под портретом Алексея Чирикова.
Следующее задание для вас ребята такое. У вас у каждого на парте лежит листочек, а на листочке уравнение. Задание по вариантам. Удачи!
1 вар. 790153 – х =789092 х =1061
2 вар. у – 203500= 402000 у =198500
- А сейчас проверим ваше решение.
- Что не известно у первого варианта? (вычитаемое)
- Чтобы найти вычитаемое?
- Что не известно у второго варианта? (уменьшаемое)
- Чтобы найти уменьшаемое?
И с этим заданием вы справились, получаем часть карты и сообщение
Родился 13 (24) декабря в небогатой дворянской семье. В 1715 поступил в Московскую навигационную школу и в следующем же году был переведен в Петербургскую Морскую академию, которую успешно закончил в 1721, произведен в унтер-лейтенанты и назначен на Балтийский флот. Его именем названы остров в Тихом океане, подводная гряда, море, мели и четыре мыса на острове Кюсю, в Анадырском заливе, Тауйской губе и на острове Атту. В Петропавловске-Камчатском ему установлен памятник.
- Наше путешествие подходит к завершению и последнее задание находится под портретом Михаила Гвоздева.
- Задание ваше в учебнике № 5на странице 54.
Один корабль плыл морем от града в иной град и делал всякий час по 9 миль, а когда отплыл на 45 миль, стал делать на 2 мили всякий час больше и плыл еще столько же времени. Желательно знать, сколько миль проплыл сей корабль?
Задачу читает Яковлев Павел.
- О чем задача? (о корабле)
- Что говорится в задаче?
- Миля – английская мера длины. Бывают морская миля, равная 1 км 853 м, и сухопутная миля, равная 1 км 609 м.
- Сможем мы сразу найти сколько миль проплыл корабль? (нет, т.к. мы не знаем сколько времени плыл 45 миль.)
- 45:9=5(час) – плыл 45 миль
- 9+2=11(миль/час) – плыть после 45 миль
- 11х5=55(миль) – проплыл увеличивая на 2 миль/час
- 45+55= 100(миль) – весь путь
Ответ: 100 миль проплыл сей корабль.
- Сколько километров проплыл корабль? (185 км 300 м)
Молодцы! Получаете часть карты и сообщение
Михаил Спиридонович (между 1700 и 1704 - после 1759) - российский военный геодезист, картограф и навигатор, первооткрыватель Северо-Западной Америки. Осенью 1743 Гвоздев составил первую в истории точную карту Берингова пролива. В честь Гвоздева названы острова в Беринговом проливе (острова Диомида) и мыс на Сахалине.
- Молодцы, все задания выполнили и мы с вами собрали карту маршрутов Великой Северной экспедиции
VI. Итог урока
- Что нового вы сегодня узнали?
- Чем занимались все ученики Навигацкой школой? (математикой)
- Мне бы хотелось узнать какое настроение принес вам этот урок.
- У вас на партах лежат кружочки и вы нарисуйте на них свое настроение.
Знания Леонтия Филипповича в области математики удивляли многих, при встрече произвёл на царя Петра I очень сильное впечатление незаурядным умственным развитием и обширными познаниями. В знак почтения и признания достоинств Петр I жаловал ему фамилию Магницкий, «в сравнении того, как магнит привлекает к себе железо, так он природными и самообразованными способностями своими обратил внимание на себя».
Домашнее задание
№3, №9, №10, стр. 54-55