Урок апробирован на уровне образовательного учреждения.
Данная синтаксическая тема является традиционно сложной для усвоения учащимися, что объясняется разными причинами, среди которых основными можно назвать объективными трудностями, связанные с опознаванием и классификацией СПП разного вида, необходимостью различать омонимичные подчинительные союзы и союзные слова, присоединяющие разные виды придаточных.
Самая большая ценность народа – язык,
на котором он пишет, говорит, думает.
Д.Н. Лихачев
Цели урока (СЛАЙД 2)
Формирование умений:
- находить придаточные определительные в составе сложноподчиненного предложения;
- производить их синонимическую замену там, где это необходимо и возможно;
- правильно употреблять в речи данные виды предложений;
- правильно расставлять знаки препинания (выделять придаточные запятыми);
- составлять схемы предложений с придаточными определительными.
Приложение. Презентация к уроку.
Ход урока
I. Организационный момент.
Определение готовности к уроку, приветствие, отметка отсутствующих в классном журнале (0,5 мин.).
II. Постановка темы и целей урока.
- находить придаточные определительные в составе сложноподчиненного предложения;
- производить их синонимическую замену там, где это необходимо и возможно;
- правильно употреблять в речи данные виды предложений;
- правильно расставлять знаки препинания (выделять придаточные запятыми);
- составлять схемы предложений с придаточными определительными.
III. Актуализация опорных знаний (2 мин).
НА доске разбор:
В пословицах наших видна необыкновенная полнота народного ума, умевшего сделать своим орудием иронию и насмешку.
Дать определение Сложного предложения.
Выполнить задание.
Задание 1.Слепая схема, добавить недостающее (СЛАЙД 3)
Задание 2.Различение предложений на слух (цифровой диктант) (СЛАЙД 4)
В тетрадях у детей запись:
Простые Бессоюзные |
|
Сложносочиненные |
|
Сложноподчиненные |
Учитель читает предложения, называя порядковый номер каждого, а школьники лишь разносят их соответствующие номера по нужным колонкам.
- Распустились почки на деревьях, прилетели птицы.
- Не выходи на улицу, потому что уже стемнело.
- Светило солнце, но было очень холодно.
- Я поднял книгу, упавшую со стола.
- Я поднял книгу, которая упала со стола.
Дать определение СПП.
3. СПП состоят: (СЛАЙД 5)
а) только из придаточных предложений;
б) из 2 независимых предложений;
в) из главного и придаточного или из главного и нескольких придаточных.
4. Придаточное может стоять: (СЛАЙД 6)
а) только после главного;
б) только перед главным;
в) перед главным, в середине главного и после главного предложения.
Русский язык необычайно богат и выразителен. Поэты и писатели старались максимально использовать его возможности. На уроке мы изучаем СПП с придаточным определительным.
III. ОБЪЯСНЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА
Язык, усваиваемый человеком в раннем детстве, называют родным. Запятыми обособлен причастный оборот Можно ли убрать его из предложения? |
Язык, который человек усваивает в раннем детстве, называют родным. Язык, что человек усваивает в раннем детстве, называют родным Можно ли убрать придаточное? Тот я зык, который человек усваивает в раннем детстве, называют родным (СЛАЙД 7) |
Ученики рисуют схемы предложений и под руководством учителя делают выводы:
- Придаточные в данных предложениях похожи на определения, отвечают на те же вопросы, поэтому и называются определительными.
- Они относятся к одному слову в главном предложении – существительному, всегда стоят после него (совсем как причастный оборот, если он выделяется запятыми!).
Заполняем таблицу. Указательное СЛОВО (отдельный слайд) (СЛАЙД 8)
А предложения на доске – грамматические синонимы, (СЛАЙД 9) которые различаются оттенками:
- глагол усиливает значение действия;
- причастный оборот подчеркивает признак предмета.
Причастный оборот употребляется главным образом в книжной речи, придаточные определительные предложения – в разговорной. Известно, что И.С. Тургенев практически не употреблял придаточные предложения с союзным словом который, избегал их.
Вопросы для первичного закрепления (СЛАЙД 10)
- На какие вопросы отвечают придаточные определительные? (на вопросы определения)
- Можно ли начать сложное предложение этого типа с придаточного (нет, оно стоит после главного).
- Можно ли поменять местами главное и придаточное предложения в подобных сложноподчиненных предложениях? (нет, если только это не местоименно-определительное)
IV. ПЕРВИЧНОЕ ПРИМЕНЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА
Самая большая ценность народа – язык, на котором он пишет, говорит, думает. (Д.Н. Лихачев)
Нет таких звуков, красок, образов и мыслей, для которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения. К. Паустовский
Слова, которые рождаются в сердце, доходят до сердца. Слова, которые рождаются на языке, не идут дальше ушей.
V. ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ОБРАТНОЙ СВЯЗИ
Обратимся к учебнику стр.45 упр.91 у доски -2 ученика.
1 и 2 предложения с классом, 3 - ученик комментирует.
1. Солнце освещало вершины лип которые уже пожелтели под свежим дыханием осени.
2. Ноздрев захохотал тем звонким смехом каким заливается только свежий здоровый человек.
У ДОСКИ: 3. В небольшой комнате куда я вошел было довольно темно.
Обратимся к учебнику стр.46 упр.93
Аэродром, на котором приземлился самолет, был в получасе езды от центра города.
(Аэродром, куда приземлился самолет, был в получасе езды от центра города.)
Село, из которого мы выехали, скоро скрылось из вида. (Село, откуда мы выехали скоро, скрылось из вида)
Лес, в который ребята ходили за ягодами, был совсем недалеко. ( Лес, куда ребята ходили за ягодами, был совсем недалеко.)
Неправильное построение спп с придаточным определительным является грамматической ошибкой в письменной работе.
Игра «Умный редактор» РЕДАКТИРОВАНИЕ:
Одна из картин Левитана висит на стене, которая называется « Весна».
Наташа отдала телеги раненым, на которых семья собиралась эвакуироваться из Москвы.
В каком предложении придаточную часть сложноподчинённого предложения нельзя заменить причастным оборотом? Такие задания могут встретиться на ЕГЭ по русскому языку.
1) |
Хор птичьих голосов, который доносился из лесу, поразил мой слух. |
2) |
Я прожил жизнь, которая была насыщена интересными встречами. |
3) |
Но ведь есть же на белом свете те далёкие края, к которым так стремятся перелётные птицы! |
4) |
Горький запах полыни, который смешивался с нежным ароматом цветов, был разлит в утреннем воздухе. |
В каком предложении придаточную часть сложноподчинённого предложения нельзя заменить причастным оборотом? (СЛАЙД 11)
1) |
Впечатления, которые мы получаем в раннем детстве, оказывают на нас огромное влияние. |
2) |
У почти безголосого тенора, который считался лучшим вокалистом, была совершенно поразительная манера пения. |
3) |
При воспоминании об Аделине я переживаю вновь то состояние, которое испытал, слушая ее романс. |
4) |
В небольшом зале два тенора пели дуэт, и все вокруг затоплялось волнами бархатных звуков, которые лились в душу. |
VI. РЕФЛЕКСИЯ И ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА
- Что нового мы узнали сегодня на уроке?
- Какие задания вызвали наибольший интерес или затруднения?
Что особенно понравилось? (СЛАЙД 12)
Научились:
- находить придаточные определительные в составе сложноподчиненного предложения;
- производить их синонимическую замену там, где это необходимо и возможно;
- правильно употреблять в речи данные виды предложений;
- правильно расставлять знаки препинания (выделять придаточные запятыми);
- составлять схемы предложений с придаточными определительными.
Оформление лестницы Успеха
Запомним слова, которые сказал Л. В. Щерба: «Писать безграмотно — значит посягать на время людей, к которым мы адресуемся».
Комментирование Домашнего задания
В каком предложении придаточную часть сложноподчинённого предложения нельзя заменить причастным оборотом?
1) |
Люди, которые жили 200 лет назад, могли создавать произведения искусства высочайшего уровня. |
2) |
Было бы несправедливым обвинять только науку в ущербе, который наносят окружающей среде. |
3) |
Грядущая третья технологическая революция, которая изменит природу труда, будет основываться на умственной активности человека. |
4) |
Аристотель считал, что кометы, подобно радуге, образуются из-за испарений, которые поднимаются с поверхности Земли. |
В каком предложении придаточную часть сложноподчинённого предложения нельзя заменить причастным оборотом?
1) |
Шахматы-игра, которую русский писатель Борис Зайцев назвал «очаровательной бесцельностью». |
2) |
Русский писатель Борис Зайцев, который был ценителем шахмат, сравнивал эту игру с творчеством художника. |
3) |
Это игра, которая показывает сложность фантазии, глубину расчета, силу выдержки. |
4) |
Это игра, в которой выражает себя и романтик, и реалист. |
Комментирование оценок.