Развитие интеллектуальных способностей детей через конструктивную деятельность

Разделы: Работа с дошкольниками


Конструирование теснейшим образом связано с интеллектуальным развитием ребенка. При помощи конструирования у детей развивается техническое мышление, концептуальное мышление, речевая деятельность и способности: конструировать, планировать, думать, оценивать, классифицировать, считать, оценивать результат, совместно решать задачи, распределять роли, объяснять важность данного конструктивного решения. Дети учатся определять, на что похож предмет и чем он отличается от других, представлять предметы в различных пространственных положениях и мысленно менять их взаимное расположение; овладевают умением соизмерять ширину, длину, высоту предметов; у них совершенствуется острота зрения, восприятие формы и размеров объекта, пространства.

Работу по развитию интеллектуальных способностей детей при помощи конструирования провожу с 2006 года, начиная с младшей группы с использованием конструктора Лего. Детям предоставлена возможность выбора различных видов конструкторов : « LEGO DACTA» , « LEGO DUPLO», арифметический конструктор Лего, блочный конструктор Лего, конструктор «Малыш II» (Рисунок 1). Кнопочные конструкторы Лего были выбраны потому, что Лего – в переводе с датского означает «умная (хорошая) игра», а самое главное, что это яркий, красочный, полифункциональный материал, представляющий большие возможности для поисковой и экспериментально-исследовательской деятельности детей. Конструктор Лего имеет преимущества по сравнению с металлическим и деревянным:

  • Разнообразие (большое количество деталей – кирпичики, кубики, овальные формы, столбики, колеса, панели, горки и т.д.)
  • Своеобразие креплений (крепление происходит почти без физических усилий, но достаточно прочно; постройки мобильны, устойчивы)
  • Детали (прочные, легкие, нетравматичные, яркие, привлекают детей)

Занятия проводятся 1 раз в неделю, в младшей и средней группах – 15-20 минут, а в старшей и подготовительной группах - 25-35 минут. Для занятий не требуется отдельного помещения, проходят они у нас в групповой комнате, где есть удобная мебель, достаточное освещение, контейнеры для деталей (большие и малые), мелкие игрушки для обыгрывания построек, герои сказок (театральные рукавички), при помощи которых мы учимся договариваться, распределять роли. Также в нашем распоряжении есть специальный стол «Песок-вода» - место, где мы можем сделать выставку своих построек на большой круглой площадке, либо открыв крышку поиграть со своими постройками в воде (пустить корабли, рыб, водных обитателей) или в песке – поставить построенный замок на гору из песка и сделать волшебный лес с гномами (гномы – из конструктора, а лес – из песка и мелких игрушек и т.д.). (Рисунок 2)

Каждое занятие начинается обязательно с пальчиковой гимнастики, она помогает разогреть пальчики и развивает мелкую моторику рук. Гимнастика подбирается с учетом темы занятия, например: тема «Великан», а гимнастика будет такой:

Жил да был веселый гном
(дети поднимают руки над головой)
С длинными ушами.
(описывают руками круги вокруг ушей)
Он на сахарной горе
Спал под воротами.
(руками изображают ворота)
Вдруг, откуда ни возьмись,
Великан явился!
(руки высоко подняты над головой)
Скушать гору он хотел,
(подносят руки ко рту)
Только подавился!
Ну, а что ж веселый гном?
Так и спит глубоким сном!
(Дети изображают спящего гнома.)

Итак, при помощи кнопочных конструкторов Лего занятия проводятся очень интересно и с большой пользой, развивается интеллектуальный и творческий потенциал детей, воображение, речь, а также их личностные качества. (Рисунок 3)

В младшей и средней группах применимы следующие виды организации занятий: по образцу, по карточкам с моделями, по собственному замыслу. Сначала дети знакомятся с деталями конструктора при помощи игр «Чудесный мешочек», «Какая деталь пропала?», «Что лишнее?», «Собери вторую половину узора». Далее дети учатся ориентироваться в пространстве, собирая простые логические цепочки, а потом собирают модель из 3-4 деталей под диктовку воспитателя и затем уже собирают модель по памяти (из 3-4 деталей). Обязательно для детей подбирается игровая проблемная ситуация, для того чтобы они сами захотели построить объект для решения этой проблемы. При проигрывании и обговаривании постройки дети не только учатся строить по образцу и показу, но и запоминают последовательность действий, чтобы потом использовать эти навыки в самостоятельной деятельности, игре. Тематика занятий разнообразная: ворота, змейки, заборчики, мосты, дома, машины, поезд, девочка и мальчик, собак, кошка, великан, персонажи сказки «Колобок» и т.д.

В старшей и подготовительной группах добавляется конструирование части объекта по инструкциям педагога с последующим достраиванием по собственному замыслу и моделирование построек по иллюстрациям и рисункам. Дети уже умеют ориентироваться на плоскости, сооружают устойчивые конструкции, совершенствуют постройку и находят ей новое применение. Занятия носят более сложный характер, в них включаются элементы экспериментирования, дети выбирают способы работы, а затем анализируют ошибки или удачный результат. Основными темами занятий являются: моделирование фигур людей, сказочных героев, воздушного, водного, наземного транспорта, архитектурных сооружений. Очень нравится детям придумывать своих сказочных героев и тогда уже получается новая сказка. Эти сказки мы «записываем» при помощи рисунков детей в «Альбом Сказок» («Как Дед Мороз спешил в гости», «Лесное приключение» и т.д.)

Каждый ребенок индивидуален, рождается со способностями, а наша задача состоит в том, чтобы развивать эти способности. У детей дошкольного возраста много желания и возможностей творить, мечтать, получать результат. Если мы с вами будем создавать все условия для конструктивной деятельности, то поможем ребенку приобрести навык планирования работы, осознавать и понимать свое участи в общем деле, принимать другую точку зрения, признавать свои ошибки и находить различные способы ответа на вопрос, то есть все, что необходимо ребенку для успешного обучения в школе.

Конспект занятия во II младшей группе «Волшебная змейка»

Программное содержание:

  • продолжать знакомить с деталями конструктора;
  • закреплять умение соединять кирпичики;
  • познакомить детей со способом построения изгибающейся змейки;
  • развивать умение работать в коллективе;

Материал:

  • демонстрационный – игрушечная змейка, образец змейки, собранный воспитателем; чудесный мешочек, кирпичики, полукирпичики разного цвета, овальная деталь с глазками; игрушка гном; детали - клювики
  • раздаточный – кирпичики, полукирпичики разного цвета, овальная деталь с глазками из конструктора LEGO DUPLO;

Ход занятия

Ребятки, посмотрите, к нам в гости пришел сказочный Гном и принес свой волшебный мешочек. Гном хочет поиграть с вами в игру « Волшебный мешочек».

Игра «Волшебный мешочек» (дети вынимают из мешочка детали конструктора, говорят, как они называются, какого цвета).

Молодцы, ребята! Посмотрите, что я нашла на дне мешочка! (Показываю игрушечную змейку.) Эта змейка очень красивая, она покажет вам, как умеет танцевать (змейка извивается). Давайте покажем Гному пальчиковую гимнастику про змейку.

Пальчиковая гимнастика «Змейка»

Змейка плавает в водице,
(ладони соединены, изгибаются)
Змейке весело играть.
Змейка, змейка, озорница,
(грозят пальчиком)
Мы хотим тебя поймать.
(медленно сближают ладони)

Но змейке очень скучно жить в своем домике, у нее нет друзей. Что же делать? Правильно, нужно сделать ей друзей, таких же змеек, как она! (Показываю образец, сделанный из конструктора, и предлагаю детям его рассмотреть.)

Из каких деталей сделана змейка? (Кирпичики, полукирпичики, овальная деталь.) Сколько деталей нужно, чтобы построить змейку? А теперь каждый из вас сделает такую же змейку, как у меня.

Постройка змеек детьми.

Какие красивые змейки у вас получились! Давайте подарим их нашей волшебной змейке. Змейка очень рада, что у нее так много друзей. Она хочет поиграть с вами в игру «Сороконожка»

Игра «Сороконожка» (выкладываем на полу всех змеек в одну большую сороконожку, приделываем ей ножки из деталей - клювиков; дети выстраиваются за воспитателем, держат друг друга за пояс и перемещаются по комнате, изображая изгибающуюся сороконожку)

Мама и крошки – сороконожки
Шли в «Детский мир» покупать босоножки.
Ласково солнышко их провожало,
С ними оно по дорожке бежало.
Выбрали крошки – сороконожки
Самые маленькие босоножки,
Сели, надели, «спасибо» сказали,
Вышли на улицу и заплясали.

Молодцы, ребята! Понравилось вам играть со змейкой? Хорошие друзья получились у нас для змейки? Ну что же, змейке пора возвращаться домой, давайте скажем ей: до свидания, до новых встреч!!!

Конец занятия.

Используемая литература:

  1. Комарова Л.Г. «Строим из LEGO », Линка-Пресс, Москва, 2001
  2. Новикова В.П., Тихонова Л.И. «Лего – мозаика в играх и на занятиях», Москва, Мозаика – Синтез, 2005
  3. Нищева Н.В. «Система коррекционной работы», Санкт-Петербург, «Детство-Пресс», 2001