Тип урока: дифференцированный, проблемный
Цель урока: Совершенствование навыков взаимодействия на уроке по схеме: учитель-ученик; ученик-ученик. Развитие способности самооценки учащихся. Организация совместной учебной деятельности, дающая возможность формулировать и решать проблемные задачи.
Задачи урока:
- Образовательная: Повторить правила преобразований, построить и описать основные свойства тригонометрических функций, познакомиться с гармонической функцией. Закрепить навыки и умения преобразования графиков. Рассмотреть связь между алгеброй и физикой на примере гармонической функции.
- Развивающая: Научить выдвигать гипотезу и умело доказательно отстаивать свое мнение. Проверить умение обобщать и систематизировать свои знания.
- Воспитательная: Повысить интерес к предмету и подготовить к решению более сложных задач, используя возможности преобразования графиков.
Этапы урока |
Время |
Методы и приемы |
1. Организационное введение. Постановка учебной задачи. |
3 |
Запись темы урока. |
2. Повторение |
5 |
Повторение правила преобразований функций, построения основных тригонометрических функций с описанием основных свойств |
3. Индивидуальный тренинг |
10 |
Самостоятельное решение заданий по выбору. |
4. Работа в группах |
6 + 4 |
Определить по свойствам функцию. Коллективное обсуждение задания |
5. Предварительное подведение итогов |
2 |
Подсчет баллов за работу всей группы |
6. Работа в группах |
15 |
По готовым графикам подобрать значения параметров и написать формулу |
7. Гармоническая функция |
10 |
Вести определение гармонической функции и показать алгоритм построения на слайдах. |
8. Решение загадки |
5 |
Показать связь раздела алгебры тригонометрии с физикой |
9. Домашнее задание. |
2 |
Построить гармоническую функцию по № 19.1-19.4 |
10. Подведение итогов. |
3 |
Выделение учителем главного в уроке и определения достижения целей. |
Ход урока
1. Организационное введение. Постановка учебной задачи. (3 мин)
Учитель: Класс делятся на четыре группы, которые объединяются около лидеров.
группа №1 |
группа №2 |
группа №3 |
группа №4 |
учитель сам назначает лидеров и просит их создать группы по 5 человек |
Каждая группа учащийся получает лист достижений. Приложение 1.
Учитель: Рассмотрите внимательно лист достижений. Впишите фамилию и имя членов группы, но не записывайте имя лидера, его вы назовете в конце урока сами.
Учитель: Тема нашего урока «Преобразование графиков функций». Приложение 2.
Мы с вами сегодня
1. Повторим правила преобразований:
2. Построим преобразования тригонометрических функций:
3. Изучим гармоническую функцию:
2. Повторение (5 мин)
Повторение преобразований графиков проводится с помощью слайдов. Учитель задает вопросы, обращаясь к группе №1: «Как называется преобразование? Что происходит с функцией?»
(Раскрывается 5 лист слайда постепенно шаг за шагом) Приложение 3.
Учитель: (обращаясь к группе №2): «Как называется преобразование? Что происходит с функцией?»
(Раскрывается 6 лист слайда постепенно шаг за шагом).
Учитель: (обращаясь к группе №3): «Как называется преобразование? Что происходит с функцией?»
(Раскрывается 7 лист слайда постепенно шаг за шагом).
Учитель: (обращаясь к группе №4): «Как называется преобразование? Что происходит с функцией?»
(Раскрывается 8 лист слайда постепенно шаг за шагом).
Учитель: (обращаясь к группе №1): «Как называется преобразование? Что происходит с функцией? Как преобразование зависит от коэффициента?»
(Раскрывается 9 лист слайда постепенно шаг за шагом).
Учитель: (обращаясь к группе №2): «Как называется преобразование? Что происходит с функцией? Как преобразование зависит от коэффициента?»
(Раскрывается 10 лист слайда постепенно шаг за шагом.)
Учитель: (обращаясь к группе №3): «Как называется преобразование? Что происходит с функцией? Как преобразование зависит от коэффициента?»
(Раскрывается 11 лист слайда постепенно шаг за шагом).
Учитель: (обращаясь к группе №4): «Как называется преобразование? Что происходит с функцией? Как преобразование зависит от коэффициента?»
(Раскрывается 12 лист слайда постепенно шаг за шагом.)
Учащиеся успешные ответы отмечают в листе достижений 1 баллом. В это время на экране появляются два слайда, которые в виде интерактивной картинки напоминают свойства функций синуса и косинуса.
(Раскрывается 13 лист слайда постепенно шаг за шагом).
(Раскрывается 14 лист слайда постепенно шаг за шагом).
3. Индивидуальный тренинг(10 мин)
Учащимся предлагается работа в группах. Учащиеся сами распределяют задания между собой, так, чтобы можно было решить все задания и набрать максимальное количество баллов.
(Раскрывается 15 лист слайда постепенно шаг за шагом) Приложение 4.
Работы собираются ровно через 10 минут. Учащиеся ставят в листе достижений количество баллов, на которые они решили задания (учитель, проверяя задания, поправит это количество баллов). Учитель, контролируя работу в группах, выделяет в каждой группе самого слабого и на следующем этапе работы группы объединяет их в новую группу.
4.1. Работа в группах (6 минут + 4 минуты)
Вновь созданная на один этап работы группа А, В, С, Д получает свое задание и продолжает работу около компьютера, заполняя свои карточки. Приложение 5
На компьютере устанавливается программа Microsoft Excel. Приложение 6.
Каждый учащийся по очереди вводит значения параметров и все вместе следят за изменениями графиков, при этом делают соответственные записи в карточке, отвечая на вопрос: «Меняя параметры, определи, как называется преобразование функции и отметь те свойства функций, которые изменяются при этом преобразовании». А в заключении, учащиеся делают выводы: какие преобразования меняют свойства основных функций и какие свойства изменяются при преобразовании. Каждый учащийся своей работой около компьютера приносит в копилку группы максимум 12 баллов.
4.2. Работа в группах (6 минут + 4 минуты)
Остальные учащиеся работают коллективно в группах. Каждой группе даются одинаковое задание Приложение 7.
На работу дается 6 минут. Рабочие листы группы сдают учителю и, затем идет проверка решения в течение 4 мин. Учитель называет задание, и учащийся группы поднимая руку, отвечает на вопрос. (Учитель обращается по очереди к каждой группе).
5. Предварительное подведение итогов (2 мин)
Учащиеся подводят предварительные итоги, выписывая за все виды работ баллы в листы достижений в нутрии каждой группы.
6. Работа в группах (15 мин)
Работа в группах по готовым графикам. Учитель каждой группе дает по 9 готовых графиков, построенных в программе Microsoft Excel для функций вида . Приложение 8.
Учащиеся подбирают значения параметров и, подходя к компьютеру, проверяют свои параметры в программе. Учащийся набирает номер своего варианта и на экране появляется график функции, для которого учащийся подбирал значения параметров (он будет окрашен в синий цвет). Ось окрашена в красный цвет. Как только учащийся вводит значения параметров, то появляется график красного цвета. Если параметры подобраны неверно, то графики синий и красный не совпадут. И учащийся возвращается в группу исправлять свои ошибки. Если верно заданы параметры, то два графика совпадут. За каждое верное решение группа получает 4 балла.
7. Гармоническая функция (10 мин)
Учитель знакомит учащихся с понятием гармонической функцией, используя слайды. Учитель рассказывает, что функции, для которых учащиеся подбирали параметры, если , называются гармоническими. Учащиеся вместе с учителем описывают свойства функций.
(Раскрывается 16 лист слайда постепенно шаг за шагом) Приложение 9.
(Раскрывается 17 лист слайда постепенно шаг за шагом).
8. Решение загадки (5 мин)
Учитель: Ответьте на вопрос: «Что общего между качелями, музыкой и светом?». Предполагается, что будет дискуссия.
(Раскрывается 18 лист слайда постепенно шаг за шагом) Приложение 10.
(Раскрывается 19 лист слайда постепенно шаг за шагом).
6. Домашнее задание (2 мин)
Учитель: Постройте график функции:
, , , .
10. Подведение итогов (3 мин)
Учащиеся в группах заполняют листы достижений и подводят итоги урока в баллах.
Учитель: Мы повторили правила преобразований:
Построили все преобразования тригонометрических функций:
и описали свойства, используя программу Microsoft Excel.
Познакомились с гармоническую функцию:
Дополнительная информация к уроку:
Приложение 1: Лист достижений группы
Приложение 2: Слайды по теме «Задачи урока»
Приложение 3: Слайды по теме «Преобразование графиков функций»
Приложение 4: Слайды по теме «Индивидуальный тренинг»
Приложение 5: Карточки для вновь созданной группы на один этап работы.
Приложение 6: программа Microsoft Excel - Тренинг
Приложение 7: Карточка с заданием для этапа урока 4.2.
Приложение 8: программа Microsoft Excel - задача
Приложение 9: Слайды по теме «Гармоническая функция»
Приложение 10: Слайды по теме «Загадка урока»