Цели:
1. Учебные:
- закрепить знания обучающихся о центральных углах;
- познакомить детей с чертежным прибором – транспортиром, который используют для измерения и построения углов;
- учить овладевать практическими способами работы с транспортиром.
2. Развивающие:
- развивать теоретическое и практическое творчество обучающихся – открытие нового чертежного прибора; поиск способа применения нового знания;
- развивать у детей устойчивый интерес к знаниям и потребность в их самостоятельном поиске;
- развивать умение обучающихся ориентироваться в информационных потоках окружающего мира.
3. Воспитательные:
- всестороннее развитие личности и мышления обучающихся;
- воспитание желания учиться.
Тип урока: Урок открытия нового знания (работа в группах).
Оборудование:
- компьютер.
- проектор.
- презентация слайдов.
- транспортир.
- карточки для работы в группах.
- учебник.
- памятка для работы с транспортиром.
- дополнительный научный материал «Из истории транспортира» на каждого ученика.
Ход урока.
1. Организационный момент.
Проверь, дружок, готов ли ты начать урок?
Все ль на месте? Все в порядке? Парта, книжки и тетрадки?
Есть у нас девиз такой – все, что нужно – под рукой!
2. Целеполагание и мотивация.
1. Индивидуальная работа у доски.
2. Мозговой штурм. (Слайд №1: круг)
Что вы видите? (торт, цветок, колесо, узор, центральные углы, круг и т.д.)
Какую форму имеет? (круг)
Как называется линия, которая является границей круга? (окружность)
Как называется точка, вокруг которой чертят окружность? (центр окружности)
Как называется отрезок, который соединяет центр окружности с точкой окружности? (радиус)
Что образовывают радиусы? (угол)
Как называются эти углы? (центральные)
Какой угол обозначен желтыми радиусами? красными? зелеными?
3. Проверка индивидуальной работы у доски.
Чем отличаются углы справа? слева? (на чертеже справа есть центральные углы, а на чертеже слева их нет)
Сколько может быть центральных углов? (бесконечное множество)
Послушаем сообщение Андрея: «Несколько тысяч лет назад в Древнем Вавилоне люди стали использовать для измерения величины углов совсем маленький угол, который получается, если круг разделить на 360 равных углов. Эта мерка называется градус (1°)».
Запишите в тетради: 1°, 3°, 40°, 90°, 120°.
3. Актуализация знаний обучающихся.
1) (Слайд №2: линейка, часы, весы.)
Для чего служат эти приборы? (измерить отрезок, начертить отрезок, провести линии, начертить что-то, показывают время, для определения веса, массы)
Что у них общего? (шкала)
Рассмотрим линейку.
С какого деления начинается шкала у линейки? (0)
Какой это прибор? (чертежный) Прямолинейная шкала.
(Слайд №3: измеряем красную полоску.)
По какой линейке измеряем красную полоску? (по верхней, так как шкала начинается с деления «0»)
2) Начертите любой острый угол, назовите его АВС (эту работу дети выполняют на чертежных листах, учитель тоже чертит угол на доске).
А сейчас - внимание! Начертите еще раз точно такой же угол по величине и назовите его МКН.
У кого получилось? Вы уверены? Как чертили? (на глаз) Ну молодцы!
Значит, у вас – глаз-алмаз! Когда так говорят?
А вот я не начертила второй угол. Как вы думаете, почему я сомневаюсь? (не знаю размера угла АВС)
3) А для измерения величины углов тоже есть прибор.
Может, кто знает, как он называется? (транспортир)
Я вам приготовила подарок – транспортиры. (раздаю)
Физкультурная пауза.
«Мы делили апельсин…»
4. Усвоение новых знаний и способов действий.
Кто догадался. Какая тема нашего урока? (Будем измерять углы транспортиром. Транспортир)
Тема урока: «Транспортир».
Чтобы пользоваться транспортиром, надо хорошо его изучить.
Слайд №4: виды транспортиров (круглый, полукруглый)
Какой похож на ваш? (полукруглый)
В круглом транспортире 360°, а в полукруглом – 180°.
1) Работа с дополнительной литературой «Из истории транспортира». Этот материал для вас приготовил Кирилл.
Материал из Википедии – свободной энциклопедии.
Транспортир (от латинского «переношу») – инструмент для построения и измерения углов. Транспортир состоит из линейки (прямолинейной шкалы) и полукруга (угломерной шкалы), разделенного на градусы то 0 до 180°. В некоторых моделях – от 0 до 360° – это круглые транспортиры. Транспортиры изготавливаются из стали, пластмассы, дерева и других материалов.
История транспортира.
Транспортир известен с древних времен. Предположительно, транспортир изобрели в древнем Вавилоне. (Слайды №5,6: транспортир.)
2) Строение транспортира. (Слайды № 6: транспортир.)
Что общего с теми приборами? (шкала)
Давайте посмотрим, сколько их на транспортире? (три: прямолинейная шкала – линейка, для измерения углов их две и называются угломерные) Догадались почему? (углы измерять)
Вспомним, с какого деления идет измерение на шкале? (0)
Шкалы угломерные: внутренняя слева 0 – 180°, внешняя справа 0 – 180°.
Есть ли связь между шкалой транспортира и центральными углами? (центр круга – центр транспортира, в круглом транспортире это видно хорошо)
Какие углы? Почему две шкалы? (Слайды № 7,8: прямые углы.)
Как бы вы предложили пользоваться транспортиром для измерения величины углов?
Не забудьте: центр круга – центр транспортира. Помогаю детям.
(отметку с центром транспортира накладываем на вершину угла, и чтобы одна сторона угла захватывала деление «0», идем по этой шкале и узнаем, какой этот угол по величине)
Вывод:
- Совмещаем вершину угла с центром транспортира;
- Одна из сторон угла проходит через деление «0»;
- Определяем шкалы, «бежим» глазками по этой шкале до другой стороны угла и определяем величину угла.
Чему равен прямой угол? (90°) Я начну предложение, а вы дополняйте.
«Значит, острый угол … меньше прямого угла, то есть, меньше 90°, а тупой угол … больше 90°».
(Слайд №9: острые, тупые углы.)
2. Измеряем углы, проговаривая все этапы работы.
5. Первичная проверка понимания.
1) Работа с учебником страница 60 №133.
(Слайд №10.) Найди ошибку.
2) Работа с правилом на странице 61 задание №5.
Есть ли отличие между правилом в учебнике и нашими выводами? (различий нет)
3) Составляем памятку для измерения углов транспортиром. (потом раздаю каждому)
(Слайд №11.)
А теперь возвращаемся к нашему заданию.
4) Измеряем свои углы АВС и МКН. Какие результаты? У кого углы одинаковые? Задание №1. Найдите сумму этих углов. Здание №2. На сколько градусов не совпали ваши углы? Что нашли? (разность)
6. Применение знаний и умений в новой ситуации.
(Слайд №12: углы.)
1) Бельчонок и кот идут к зайцу, чтобы решить, кто и какую крышу будет строить для своих домов. Вытягивают жребий от каждой группы: остроугольную, прямоугольную, тупоугольную.
Дети каждой группы находят и измеряют нужные углы.
2) Проверка по слайду №13. Отвечает один из каждой группы.
7. Рефлексия.
(Слайд №14.)
(Я научился … Я повторил … Я узнал … Другое мнение)
Анализ деятельности на уроке.
Отвечают дети по очереди по каждому разделу, в каждой группе.
Как вы считаете работала ваша группа? Может, хотите кому-то дать совет?
8. Фиксирование достижения поставленной цели и планирование дальнейших действий.
Ребята, мы учились измерять углы при помощи транспортира, измерять углы у многоугольников.
А как вы думаете, что можно еще сделать при помощи транспортира? (построить углы по заданной величине) Замечательно, этим мы и будем заниматься на следующем уроке.