Цели и задачи:
- развитие фонематического восприятия;
- развитие способности к слуховой дифференциации соответствующих звуков;
- развитие внимания, памяти, мышления;
- профилактика буквенных замен.
Оборудование: квадраты и круги красного цвета, палочки, схема, карточки с буквами А, И.
Ход занятия.
1. Организационный момент.
- Отгадайте загадки, назовите первый звук в словах-отгадках.
Это старый наш знакомый,
Он живет на крыше дома,
Длинноногий, длинноносый,
Длинношеий, безголосый.
Он летает на охоту
За лягушками к болоту.
(аист)Тебе дано,
А люди пользуются.
(имя)
Задание 2. Уточнение артикуляции звуков А – И.
- Когда мы произносим звук А, то:
- губки в спокойном состоянии;
- рот широко открыт;
- язычок спокойно лежит во рту;
- горлышко «работает».
- Когда мы произносим звук И, то:
- губки – «в улыбке»;
- зубки сближены, но не сомкнуты;
- язык лежит во рту, его края касаются коренных зубов;
- горлышко «работает».
Задание 3.
- Поднимите красный квадрат, если услышите звук И, и красный круг, если звук А:
Э – Ы – А – У – И
Е – И – У – О – А
О – Е – И – Ы – А
И – И – Е – А – О
У – А – А – Э – И
Задание 4.
- Послушайте внимательно слоги и поднимите карточку с первой буквой в слоге А или И:
АП – ИТ – АХ – АС
ИМ – ИС – АМ – ИХ
АТ – ИП – АР – ИД
ИР – АХ – АП – ИН
Задание 5. Пальчиковая гимнастика «Осень».
Раз, два, три, четыре, пять – (Сжимают и разжимают кулаки.)
Будем листья собирать.
Листья березы, (Загибают в ритме каждой
Листья рябины, строчки по одному пальцу.)
Листья осины,
Листики дуба мы соберем,
Маме осенний букет отнесем. (Сжимают и разжимают кулаки.)
Задание 6. «Один – много».
Утка – утки, азбука - …, рука - …, книга - …, шапка - …, банка - …, лужа - …, игла - … .
Задание 7.
Логопед произносит слова с пропавшим звуком, а дети произносят их полностью:
…рбуз, …птека, …голка, …втобус, …ндюк, …гра, …стра, …ист, …нанас, …мя.
Задание 8.
Определить место звуков А – И в слове, расположить под соответствующей схемой:
Обезьяна, белка, гриб, арбуз, игла.
Составить несколько предложений с этими словами.
Задание 9.
Выложить из палочек буквы А и И.
Подведение итогов занятия.
Оценка деятельности детей.