Качество воздуха – один из важнейших показателей качества окружающей среды, влияющий на здоровье человека, состояние зеленых насаждений, архитектурных сооружений, памятников. Проект является исследовательской деятельностью и подразумевает использование интерактивных методов. Проектно-исследовательская деятельность позволяет школьникам практически применять знания, полученные на уроках математики, биологии, экологии.
При работе над проектом школьникам предлагается изучить транспортную нагрузку на улицах, оценить количество угарного газа, попадающего в окружающую среду с выхлопными газами автомобилей. Предполагается, что на основе полученных данных участники проекта выработают предложения по улучшению экологической ситуации.
Учащимся предложили разделить машины на четыре группы: легковые, грузовые, автобусы, микроавтобусы. Так же нами была упрощена формула по расчету выбросов до следующего вида: M = m * n, где m – количество угарного газа, выбрасываемого одном автомобилем определенного типа, n – среднее количество автомобилей определенного типа, проехавших за один час, М – масса угарного газа, выбрасываемого автомобилями определенного типа на протяжении одного километра пути.
Цель: закрепление навыков действий с дробными выражениями, применение этих действий при решение практических задач.
Задачи:
- Привлечение внимания детей к проблеме загрязнения атмосферы.
- Выявление путей решения проблемы загрязнения воздуха.
- Реализация межпредметных экологических связей.
- Формирование активной позиции школьников по вопросам защиты окружающей среды.
- Развитие коммуникативных способностей ребят.
- Развитие навыков сотрудничества.
- Формирование навыков чтения и составления диаграмм.
Этапы экологического исследования.
1. «Погружение» в проблему.
На этом этапе учащиеся знакомятся с одной глобальных экологических проблем – загрязнение атмосферы. Здесь же зачитывается письмо ГИБДД с просьбой провести оценку выбросов автотранспорта, близь лежащих улиц, распределяются задания между всеми участниками проекта.
2. Организация деятельности.
- Посчитать количество машин, проезжающих за 1 час по Улице1 и по Улице2, разделив их на группы (легковые, грузовые, автобусы, микроавтобусы). Подсчет вести два раза в день: с 10 до 11 часов (время затишья) и с 17-18 часов (час пик).
- Подготовить плакаты, иллюстрирующие проблему загрязнения атмосферы.
- Подготовить видеосюжет о состоянии окружающей среды на исследуемых улицах с опросом общественного мнения.
3. Осуществление деятельности и подведение итогов.
Заключительный этап проводится в форме внеклассного мероприятия. Учащиеся делятся на группы Улица1 и Улица2, выполняют задания в рабочих листах, формулируют выводы, заполняют экспертную справку.
Ход занятия.
- Вступительное слово о целях и задачах. Видеосюжет.
- Сообщения о проблемах, связанных с загрязнением атмосферы.
- Решение задач, составление диаграмм.
- Подведение итогов, обсуждение результатов.
- Составление экспертной справки.
- Слово в защиту воздуха.
Задание для групп на внеклассном занятии.
- Заполнить таблицу 1 (каждая группа по своей улице).
- Используя данные таблицы 1 построить сравнительные диаграммы 1. Ответить на вопрос, «Какой транспорт больше загрязняет воздух на данной улице?»
- Предположить, что весь автотранспорт перевели на газ и любой тип автомобиля выбрасывает в среднем 25г/км угарного газа. Как изменится состояние воздушной среды? Заполнить таблицу 2 на рабочем листе и построить диаграмму 2.
- Устно ответить на вопросы, на какой из обследуемых улиц состояние воздушной среды более благоприятно и почему; сделать вывод об использовании сжатого газа в виде топлива.
- Разработать в группах предложения по улучшению экологической обстановки на данных улицах и заполнить экспертную справку.
Приложение: Рабочий лист и Экспертная справка
Итог.
Посадка на Улице__ учащимися и родителями деревьев и кустарников.