Пояснительная записка
Письменный экзамен по алгебре за курс основной школы является обязательным для выпускников 9-х классов. С 2005 года в России появилась новая форма организации и проведения этого экзамена. В Смоленской области с 2006 года обновлена система государственной аттестации учащихся 9 классов по алгебре, которая позволяет более полно учитывать интересы, склонности и способности учащихся. Экзамен предполагает проверку усвоения материала на базовом и повышенном уровнях. Данный эксперимент помимо аттестации учащихся, выявления уровня их обученности предлагает произвести профильную дифференциацию учащихся с целью зачисления их в профильные классы.
Особенности такого экзамена:
- состоит из двух частей;
- на выполнение каждой части дается ограниченное количество времени;
- первая часть экзаменационной работы содержит задания в тестовой форме, задания на сопоставления объектов верхнего ряда с объектами нижнего ряда, либо задания, в которых необходимо записать ответ в специально отведённом для него месте;
- вторая часть – задания в традиционной форме, но с разным уровнем сложности;
- оценивание работы осуществляется отметкой и рейтингом.
Структура экзаменационной работы и организация проведения экзамена отличаются от традиционной системы аттестации, поэтому и подготовка к экзамену должна быть другой. Так как экзаменационная работа состоит из 16 заданий первой части, направленных на проверку базовой подготовки выпускников в её современном понимании, и 5 разноуровневых заданий второй части, направленных на дифференцированную проверку повышенных уровней подготовки, необходимо и целесообразно начинать подготовку к экзаменам на ранних стадиях обучения.
В школах подготовка к экзаменам
осуществляется на уроках, а также во
внеурочное время: на факультативных и
индивидуальных занятиях.
Оптимальной формой подготовки к экзаменам
являются элективные курсы, которые
позволяют расширить и углубить изучаемый
материал по школьному курсу.
Учитывая новую форму сдачи государственных экзаменов за курс основной школы, предлагается элективный курс по алгебре «Интенсивный курс подготовки к экзамену», который рассчитан на 34 часа в 8 классе с последующим продолжением в 9 классе.
Данный курс имеет основное назначение:
- введение открытой, объективной независимой процедуры оценивания учебных достижений учащихся, результаты которой будут способствовать осознанному выбору дальнейшего пути получения образования, а так же могут учитываться при формировании профильных 10 классов;
- развивает мышление и исследовательские знания учащихся;
- формирует базу общих универсальных приемов и подходов к решению заданий соответствующих типов.
Экзаменационные материалы реализуют современные подходы к построению измерителей, они обеспечивают более широкие по сравнению с действующим экзаменом дифференцирующие возможности, ориентированы на сегодняшние требования к уровню подготовки учащихся.
Цель элективного курса: подготовить учащихся к сдаче экзамена в новой форме аттестации в соответствии с требованиями, предъявляемыми новыми образовательными стандартами:
- вспомнить и отработать важнейшие алгоритмы,
- научиться применять знания к решению математических задач, не сводящихся к прямому применению алгоритма,
- уметь применять свои знания к решению несложных задач как математического, так и практического характера,
- систематизировать знания и представления,
- узнавать стандартные задачи в разнообразных формулировках.
Задачи курса:
- Повторить и обобщить знания по алгебре за курс 5-8 классов;
- Расширить знания по отдельным темам курса алгебры 5 - 8 классов;
- Выработать умение пользоваться контрольно измерительными материалами.
Ожидаемые результаты:
На основе поставленных задач предполагается, что учащиеся достигнут следующих результатов:
- овладеют общими универсальными приемами и подходами к решению заданий теста /1 части работы/;
- усвоят основные приемы мыслительного поиска при решении заданий более сложного уровня.
Выработают умения:
- самоконтроль времени выполнения заданий;
- оценка объективной и субъективной трудности заданий и, соответственно, разумный выбор этих заданий;
- прикидка границ результатов;
- прием «спирального движения» (по тесту).
Основные методические особенности курса:
Подготовка будет осуществляться по основным темам курса 5-7 классов /повторение/ и по мере прохождения учебного материала по курсу 8 класса по тематическому принципу, соблюдая «правила спирали» от простых типов заданий первой части до заданий со звездочкой второй части;
Работа с тематическими тестами, выстроенными в виде логически взаимосвязанной системы, где из одного вытекает другое, т.е. правильно решенное предыдущее задание готовит понимание смысла следующего; выполненный сегодня тест готовит к пониманию и правильному выполнению завтрашнего и т. д.;
Работа с тренировочными тестами в режиме «теста скорости»;
Работа с тренировочными тестами в режиме максимальной нагрузки, как по содержанию, так и по времени для всех школьников в равной мере;
Максимальное использование наличного запаса знаний, применяя различные «хитрости» и «правдоподобные рассуждения», для получения ответа простым и быстрым способом.
Структура курса
Курс рассчитан на 34 занятия. Включенный в программу материал предполагает повторение и углубление следующих разделов алгебры 5-8 классов:
- Выражения и их преобразования.
- Уравнения и системы уравнений.
- Неравенства.
- Координаты и графики.
- Функции.
- Текстовые задачи.
Формы организации учебных занятий
Формы проведения занятий
включают в себя лекции, практические работы,
тренинги по использованию методов поиска
решений.
Основной тип занятий комбинированный
урок. Каждая тема курса начинается с
постановки задачи. Теоретический материал
излагается в форме мини-лекции. После
изучения теоретического материала
выполняются практические задания для его
закрепления.
Занятия строятся с учётом индивидуальных
особенностей обучающихся, их темпа
восприятия и уровня усвоения материала.
Каждому ученику по окончании занятия
предлагается блок заданий для
самостоятельного решения.
В ходе обучения периодически проводятся
непродолжительные, рассчитанные на 5- 10
минут, контрольные работы и тестовые
испытания для определения глубины знаний и
скорости выполнения заданий. Контрольные
замеры обеспечивают эффективную обратную
связь, позволяющую обучающим и обучающимся
корректировать свою деятельность.
Систематическое повторение способствует
более целостному осмыслению изученного
материала, поскольку целенаправленное
обращение к изученным ранее темам
позволяет учащимся встраивать новые
понятия в систему уже освоенных знаний.
Контроль и система оценивания
Текущий контроль уровня усвоения материала осуществляется по результатам выполнения учащимися самостоятельных, практических работ. Присутствует как качественная, так и количественная оценка деятельности.
Качественная оценка базируется на анализе уровня мотивации учащихся, их общественном поведении, самостоятельности в организации учебного труда, а так же оценке уровня адаптации к предложенной жизненной ситуации (сдачи экзамена по алгебре в новой форме аттестации).
Количественная оценка предназначена для снабжения учащихся объективной информацией об овладении ими учебным материалом и производится по пятибалльной системе.
Итоговый контроль реализуется в двух формах: традиционного зачёта и тестирования.
Учебно-тематическое планирование
№ п/п |
Тема |
Количество часов |
Формы проведения |
Образовательный продукт |
||
Всего |
Лекции |
Практикум |
||||
1 |
Числа и выражения. Преобразование выражений. |
4 ч. |
0,5 ч. |
3,5 ч. |
Мини-лекция, урок-практикум, тестирование. |
Актуализация вычислительных навыков. Развитие навыков тождественных преобразований. |
2 |
Функции и графики |
3ч. |
0,5ч. |
2,5ч. |
Семинар, тестирование, самоконтроль |
Обобщение знаний о различных функциях и их графиках. |
3 |
Арифметический квадратный корень |
2ч. |
0,5 |
1,5ч |
Мини-лекция, уроки-практикумы |
Овладение различными способами преобразования выражений, содержащих квадратный корень |
4 |
Уравнения. Системы уравнений |
5 ч. |
1ч. |
4ч. |
Комбинированный урок, индивидуальная работа, самоконтроль |
Овладение умениями решать уравнения различных видов, различными способами. Овладение разными способами решения линейных и нелинейных систем уравнений. |
5 |
Текстовые задачи. |
4ч. |
0,5ч. |
3,5ч. |
Мини-лекция, групповая работа, тестирование |
Овладение умениями решать текстовые задачи различных видов, различными способами. |
6 |
Неравенства. Системы неравенств. |
3 ч. |
0,5 ч. |
2,5 ч. |
Комбинированный урок, урок-практикум, тестирование |
Овладение умениями решать неравенства и системы неравенств |
7 |
Уравнения и неравенства с модулем. |
3 ч. |
0,5 ч. |
2,5 ч. |
Мини-лекция, работа в парах |
Овладение умениями решать уравнения и неравенства с модулями. |
8 |
Уравнения и неравенства с параметром. |
3 ч. |
0,5 ч. |
2,5 ч. |
Мини-лекция, урок-практикум исследовательского характера |
Овладение умениями решать уравнения и неравенства с параметрами. |
9 |
Степень с целым и натуральным показателем. |
3ч. |
0,5ч. |
2,5ч |
Мини-лекция, урок-практикум |
Овладение умениями преобразования выражения применяя свойства степени |
10 |
Обобщающее повторение |
4 ч. |
4ч. |
Зачет Тестирование |
Умение ориентироваться в заданиях первой части и выполнять их за минимальное время. Умение работать с полным объемом тренировочной работы. |
Содержание программы
Тема 1. Числа и выражения. Преобразование выражений
- Нахождение значения буквенного выражения при заданном значении переменной
- Выражение переменной из формулы
- Приёмы разложения на множители /кроме разложения на множители квадратного трёхчлена/
- Упрощение выражений /целых и дробных (сложение, вычитание, умножение и деление), сокращение дробей/
Тема 2. Функции и графики
- Функции, их свойства и графики (линейная, обратно – пропорциональная и др.)
- Анализ графиков, описывающих зависимость между величинами.
- Нахождение точек пересечения графиков функций и графиков функций с осями координат
- Установление соответствия между графиком функции и её аналитическим заданием.
Тема 3. Арифметический квадратный корень
- Упрощение выражений, содержащих квадратный корень
- Сравнение чисел и расположение чисел, содержащих знак радикала в порядке возрастания и убывания
Тема 4. Уравнения и системы уравнений
- Решение линейных уравнений, целых уравнений, неполных квадратных и квадратных, дробно-рациональных.
- Различные методы решения систем уравнений (графический, метод подстановки, метод сложения).
- Применение специальных приёмов при решении систем уравнений.
Тема 5. Текстовые задачи
- Задачи на проценты.
- Задачи на «движение», на «концентрацию», на «смеси и сплавы», на «работу».
- Задачи геометрического содержания.
Тема 6. Неравенства. Системы неравенств.
- Способы решения различных неравенств (числовых, линейных, квадратных).
- Метод интервалов.
- Область определения выражения.
- Системы неравенств.
Тема 7. Уравнения и неравенства с модулем
- Модуль числа, его геометрический смысл, основные свойства модуля.
- Уравнения и неравенства, содержащие знак модуля и способы их решения.
Тема 8. Уравнения и неравенства с параметром
- Линейные и квадратные уравнения и неравенства с параметром, способы их решения.
- Применение теоремы Виета для нахождения коэффициентов в квадратных уравнениях.
- Расположение корней квадратного уравнения относительно заданных точек.
- Системы линейных уравнений с параметром.
Тема 9. Степень с целым и натуральным показателем.
- Свойства степени с натуральным и целым показателями.
- Стандартный вид числа.
- «Оценка» выражения
Тема 10. Обобщающее повторение
- Решение задач из контрольно - измерительных материалов для экзамена, представленного в новой форме.
Не все темы могут быть разобраны за курс 8 класса, поэтому рекомендуется продолжить проведение элективного курса в 9 классе. Планируется особое внимание уделить в 9 классе следующим разделам и подразделам:
- Функции и графики. Свойства функций.
- Разложение квадратного трёхчлена на множители.
- Решение неравенств второй степени с одной переменной.
- Решение уравнений высших степеней методом замены переменной и методом группировки.
- Решение задач с помощью систем уравнений второй степени.
- Арифметическая и геометрическая прогрессия.
Большую часть времени 9 класса следует посвятить разбору решения задач из второй части экзаменационной работы, тренировке правильного заполнения бланков ответов, структуре проведения экзамена, психологическому настрою учащихся и учителя.
Список литературы:
Для учителя:
- Примерная программа общеобразовательных учреждений. Алгебра 7-9 кл./ сост.Т.А. Бурмистрова. - М.: Просвещение, 2008.
- Математика. Подготовка к экзамену. 9 класс: уч. пособие/ авт.-сост. С.А.Юркина. – Саратов: Лицей, 2003.
- Алгебра. Тесты для промежуточной аттестации. 7-8 класс/под ред. Ф.Ф.Лысенко. Ростов – на – Дону: Легион, 2008.
- Алгебра 9 кл. Тренировочные варианты к экзамену в новой форме/Воробьёва Е.А..-Саратов: Лицей, 2009.
- Колесникова Т.В., Минаева С.С. Типовые тестовые задания 9 класс. - М.: «Экзамен», 2007.
- Тесты. Математика.5-11 кл. – М.: «Олимп», «Издательство АСТ», 2007.
- Алгебра. Тесты. 7-9 классы: учебно-методическое пособие/ П.И.Алтынов. – М.: Дрофа, 2005.
- Крамор В.С. Повторяем и систематизируем школьный курс алгебры. – М.: Просвещение, 1993.
Для ученика:
- Кузнецова Л.В., Суворова С.Б. и др. Сборник заданий для подготовки к итоговой аттестации в 9 классе. Алгебра. М.: «Просвещение», 2006.
- Макарычев Ю.Н. и др. Алгебра: Учеб. для 7-8 кл. сред.шк./ под ред.Теляковского. С.А..-М.: Просвещение, 2008.
- Мордкович А.Г. Алгебра: учеб. Для 7-8 кл. общеобразовательных учреждений. - М.: Мнемозина, 2007.
- Математика. Весь школьный курс в таблицах/ авт.-сост. Т.С. Степанова – Минск: Современная школа: Кузьма, 2008.
- Задачи по алгебре: Пособие для учащихся 7-9 кл. – М.: Просвещение: Учеб. Лит., 1996.
- Математика: Справ.материалы: Кн. Для учащихся. – М.: Просвещение, 1992.