Программа элективного курса "Интенсивный курс подготовки к экзамену"

Разделы: Математика


Пояснительная записка

Письменный экзамен по алгебре за курс основной школы является обязательным для выпускников 9-х классов. С 2005 года в России появилась новая форма организации и проведения этого экзамена. В Смоленской области с 2006 года обновлена система государственной аттестации учащихся 9 классов по алгебре, которая позволяет более полно учитывать интересы, склонности и способности учащихся. Экзамен предполагает проверку усвоения материала на базовом и повышенном уровнях. Данный эксперимент помимо аттестации учащихся, выявления уровня их обученности предлагает произвести профильную дифференциацию учащихся с целью зачисления их в профильные классы.

Особенности такого экзамена:

  • состоит из двух частей;
  • на выполнение каждой части дается ограниченное количество времени;
  • первая часть экзаменационной работы содержит задания в тестовой форме, задания на сопоставления объектов верхнего ряда с объектами нижнего ряда, либо задания, в которых необходимо записать ответ в специально отведённом для него месте;
  • вторая часть – задания в традиционной форме, но с разным уровнем сложности;
  • оценивание работы осуществляется отметкой и рейтингом.

 Структура экзаменационной работы и организация проведения экзамена отличаются от традиционной системы аттестации, поэтому и подготовка к экзамену должна быть другой. Так как экзаменационная работа состоит из 16 заданий первой части, направленных на проверку базовой подготовки выпускников в её современном понимании, и 5 разноуровневых заданий второй части, направленных на дифференцированную проверку повышенных уровней подготовки, необходимо и целесообразно начинать подготовку к экзаменам на ранних стадиях обучения.

В школах подготовка к экзаменам осуществляется на уроках, а также во внеурочное время: на факультативных и индивидуальных занятиях.
Оптимальной формой подготовки к экзаменам являются элективные курсы, которые позволяют расширить и углубить изучаемый материал по школьному курсу.

Учитывая новую форму сдачи государственных экзаменов за курс основной школы, предлагается элективный курс по алгебре «Интенсивный курс подготовки к экзамену», который рассчитан на 34 часа в 8 классе с последующим продолжением в 9 классе.

Данный курс имеет основное назначение:

  • введение открытой, объективной независимой процедуры оценивания учебных достижений учащихся, результаты которой будут способствовать осознанному выбору дальнейшего пути получения образования, а так же могут учитываться при формировании профильных 10 классов;
  • развивает мышление и исследовательские знания учащихся;
  • формирует базу общих универсальных приемов и подходов к решению заданий соответствующих типов.

Экзаменационные материалы реализуют современные подходы к построению измерителей, они обеспечивают более широкие по сравнению с действующим экзаменом дифференцирующие возможности, ориентированы на сегодняшние требования к уровню подготовки учащихся.

Цель элективного курса: подготовить учащихся к сдаче экзамена в новой форме аттестации в соответствии с требованиями, предъявляемыми новыми образовательными стандартами:

  • вспомнить  и отработать важнейшие алгоритмы,
  • научиться применять знания к решению математических задач, не сводящихся к прямому применению алгоритма,
  • уметь применять свои знания к решению несложных задач как математического, так и  практического характера,
  • систематизировать знания и представления,
  • узнавать стандартные задачи в разнообразных формулировках.

Задачи курса:

  • Повторить и обобщить знания по алгебре за курс 5-8 классов;
  • Расширить знания  по отдельным темам курса алгебры 5 - 8 классов;
  • Выработать умение пользоваться контрольно измерительными материалами.

Ожидаемые результаты:

На основе поставленных задач предполагается, что учащиеся достигнут следующих результатов:

  • овладеют общими универсальными приемами и подходами к решению заданий теста /1 части работы/;
  • усвоят основные приемы мыслительного поиска при решении заданий более сложного уровня.

Выработают умения:

  • самоконтроль времени выполнения заданий;
  • оценка объективной и субъективной трудности заданий и, соответственно, разумный выбор этих заданий;
  • прикидка границ результатов;
  • прием «спирального движения» (по тесту).

Основные методические особенности курса:

Подготовка будет осуществляться по основным темам курса 5-7 классов /повторение/ и по мере прохождения учебного материала по курсу 8 класса по тематическому принципу, соблюдая «правила спирали»  от простых типов заданий первой части до заданий со звездочкой второй части;

Работа с тематическими тестами, выстроенными в виде логически взаимосвязанной системы, где из одного вытекает другое, т.е. правильно решенное предыдущее задание готовит понимание смысла следующего; выполненный сегодня тест готовит к пониманию и правильному выполнению завтрашнего и т. д.;

Работа с тренировочными тестами в режиме «теста скорости»;

Работа с тренировочными тестами в режиме максимальной нагрузки, как по содержанию, так и по времени для всех школьников в равной мере;

Максимальное использование наличного запаса знаний, применяя различные «хитрости» и «правдоподобные рассуждения», для получения ответа простым и быстрым способом.

Структура курса

Курс рассчитан на 34 занятия. Включенный в программу материал предполагает повторение и углубление следующих разделов алгебры 5-8 классов:

  • Выражения и их преобразования.
  • Уравнения и системы уравнений.
  • Неравенства.
  • Координаты и графики.
  • Функции.
  • Текстовые задачи.

 Формы организации учебных занятий

Формы проведения занятий включают в себя лекции, практические работы, тренинги по использованию методов поиска решений.
Основной тип занятий  комбинированный урок. Каждая тема курса начинается с постановки задачи. Теоретический материал излагается в форме мини-лекции. После изучения теоретического материала выполняются практические задания для его закрепления.
Занятия строятся с учётом индивидуальных особенностей обучающихся, их темпа восприятия и уровня усвоения материала. Каждому ученику по окончании занятия предлагается блок заданий для самостоятельного решения.
В ходе обучения периодически проводятся непродолжительные, рассчитанные на 5- 10 минут, контрольные работы и тестовые испытания для определения глубины знаний и скорости выполнения заданий. Контрольные замеры обеспечивают эффективную обратную связь, позволяющую обучающим и обучающимся корректировать свою деятельность.
Систематическое повторение способствует более целостному осмыслению изученного материала, поскольку целенаправленное обращение к изученным ранее темам позволяет учащимся встраивать новые понятия в систему уже освоенных знаний. 

Контроль и система оценивания

Текущий контроль уровня усвоения материала осуществляется по результатам выполнения учащимися самостоятельных, практических работ.  Присутствует как качественная, так и количественная оценка деятельности.

Качественная оценка базируется на анализе уровня мотивации учащихся, их общественном поведении, самостоятельности в организации учебного труда, а так же оценке уровня адаптации к предложенной жизненной ситуации (сдачи экзамена по алгебре в новой форме аттестации).

Количественная оценка предназначена для снабжения учащихся объективной информацией об овладении ими учебным материалом и производится по пятибалльной системе.

Итоговый контроль реализуется в двух формах: традиционного зачёта и тестирования.

Учебно-тематическое планирование

п/п

Тема

Количество часов

Формы проведения

Образовательный продукт

Всего

Лекции

Практикум

1

Числа и выражения.

Преобразование выражений.

4 ч.

0,5 ч.

3,5 ч.

Мини-лекция, урок-практикум, тестирование.

Актуализация вычислительных навыков.

Развитие  навыков тождественных преобразований.

2

Функции и графики

3ч.

0,5ч.

2,5ч.

Семинар, тестирование,

самоконтроль

Обобщение знаний о различных функциях и их графиках.

3

Арифметический квадратный корень

2ч.

0,5

1,5ч

Мини-лекция, уроки-практикумы

Овладение различными способами преобразования выражений, содержащих квадратный корень

4

Уравнения. Системы уравнений

5 ч.

1ч.

4ч.

Комбинированный урок,

индивидуальная работа,

самоконтроль

Овладение умениями решать уравнения различных видов, различными способами.

Овладение разными способами решения линейных и нелинейных систем уравнений.

5

Текстовые задачи.

4ч.

0,5ч.

3,5ч.

Мини-лекция, групповая работа, тестирование

 Овладение умениями решать текстовые задачи различных видов, различными способами.

6

Неравенства. Системы неравенств.

3 ч.

0,5 ч.

2,5 ч.

Комбинированный урок,

урок-практикум, тестирование

Овладение умениями решать неравенства и системы неравенств

7

Уравнения и неравенства с модулем.

3 ч.

0,5 ч.

2,5 ч.

Мини-лекция,

работа в парах

 Овладение умениями решать уравнения и неравенства с модулями.

8

Уравнения и неравенства с параметром.

3 ч.

0,5 ч.

2,5 ч.

Мини-лекция,

урок-практикум исследовательского характера

Овладение умениями решать уравнения и неравенства с параметрами.

9

Степень с целым и натуральным показателем.

3ч.

0,5ч.

2,5ч

Мини-лекция,

урок-практикум

Овладение умениями преобразования выражения применяя свойства степени

10

Обобщающее повторение

4 ч.

 

4ч.

Зачет

Тестирование

Умение ориентироваться  в  заданиях первой части и выполнять их за минимальное время.

Умение работать с полным объемом тренировочной работы.

 Содержание программы

Тема 1.  Числа и выражения. Преобразование выражений

  • Нахождение значения буквенного выражения при заданном значении переменной
  • Выражение переменной из формулы
  • Приёмы разложения на множители /кроме разложения на множители квадратного трёхчлена/
  • Упрощение выражений /целых и дробных (сложение, вычитание, умножение и деление), сокращение дробей/

Тема 2. Функции и графики

  • Функции, их свойства и графики (линейная, обратно – пропорциональная и др.)
  • Анализ графиков, описывающих зависимость между величинами.
  • Нахождение точек пересечения графиков функций и графиков функций с осями координат
  • Установление соответствия между графиком функции и её аналитическим заданием.

Тема 3. Арифметический квадратный корень

  • Упрощение выражений, содержащих квадратный корень
  • Сравнение чисел и расположение чисел, содержащих знак радикала в порядке возрастания и убывания

Тема 4. Уравнения и системы уравнений

  • Решение линейных уравнений, целых уравнений, неполных квадратных и квадратных, дробно-рациональных.
  • Различные методы решения систем уравнений (графический, метод подстановки, метод сложения).
  • Применение специальных приёмов при решении систем уравнений.

Тема 5. Текстовые задачи

  • Задачи на проценты.
  • Задачи на «движение», на «концентрацию», на «смеси и сплавы», на «работу».
  • Задачи геометрического содержания.

Тема 6. Неравенства. Системы неравенств.

  • Способы решения различных неравенств (числовых, линейных, квадратных).
  • Метод интервалов.
  • Область определения выражения.
  • Системы неравенств.

Тема 7. Уравнения и неравенства с модулем

  • Модуль числа, его геометрический смысл, основные свойства модуля.
  • Уравнения и неравенства, содержащие знак модуля и способы их решения.

Тема 8. Уравнения и неравенства с параметром

  • Линейные и квадратные уравнения и неравенства с параметром, способы их решения.
  • Применение теоремы Виета для нахождения коэффициентов в квадратных уравнениях.
  • Расположение корней квадратного уравнения относительно заданных точек.
  • Системы линейных уравнений с параметром.

Тема 9. Степень с целым и натуральным показателем.

  • Свойства степени с натуральным и целым показателями.
  • Стандартный вид числа.
  • «Оценка» выражения

Тема 10. Обобщающее повторение

  • Решение задач из контрольно - измерительных материалов для экзамена, представленного в новой форме.

Не все темы могут быть разобраны за курс 8 класса, поэтому рекомендуется продолжить проведение элективного курса в 9 классе. Планируется особое внимание уделить в 9 классе следующим разделам и подразделам:

  • Функции и графики. Свойства функций.
  • Разложение квадратного трёхчлена на множители.
  • Решение неравенств второй степени с одной переменной.
  • Решение уравнений высших степеней методом замены переменной и методом группировки.
  • Решение задач с помощью систем уравнений второй степени.
  • Арифметическая и геометрическая прогрессия.

Большую часть времени 9 класса следует посвятить разбору решения задач из второй части экзаменационной работы, тренировке правильного заполнения бланков ответов, структуре проведения экзамена, психологическому настрою учащихся и учителя.

Список  литературы:

Для учителя:

    1. Примерная программа общеобразовательных учреждений. Алгебра 7-9 кл./ сост.Т.А. Бурмистрова. - М.: Просвещение, 2008.
    2. Математика. Подготовка к экзамену. 9 класс: уч. пособие/ авт.-сост. С.А.Юркина. – Саратов: Лицей, 2003.
    3. Алгебра. Тесты для промежуточной аттестации. 7-8 класс/под ред. Ф.Ф.Лысенко. Ростов – на – Дону: Легион, 2008.
    4. Алгебра 9 кл. Тренировочные варианты к экзамену в новой форме/Воробьёва Е.А..-Саратов: Лицей, 2009.
    5. Колесникова Т.В., Минаева С.С. Типовые тестовые задания  9 класс. - М.: «Экзамен», 2007.
    6. Тесты. Математика.5-11 кл. – М.: «Олимп», «Издательство АСТ», 2007.
    7. Алгебра. Тесты. 7-9 классы: учебно-методическое пособие/ П.И.Алтынов. – М.: Дрофа, 2005.
    8. Крамор В.С. Повторяем и систематизируем школьный курс алгебры. – М.: Просвещение, 1993.

Для ученика:

    1. Кузнецова Л.В., Суворова С.Б. и др. Сборник заданий для подготовки к итоговой аттестации в 9 классе. Алгебра. М.: «Просвещение», 2006.
    2. Макарычев Ю.Н. и др. Алгебра: Учеб. для 7-8 кл. сред.шк./ под ред.Теляковского. С.А..-М.: Просвещение, 2008.
    3. Мордкович А.Г. Алгебра: учеб. Для 7-8 кл. общеобразовательных учреждений. - М.: Мнемозина, 2007.
    4. Математика. Весь школьный курс в таблицах/ авт.-сост. Т.С. Степанова – Минск: Современная школа: Кузьма, 2008.
    5. Задачи по алгебре: Пособие для учащихся 7-9 кл. – М.: Просвещение: Учеб. Лит., 1996.
    6. Математика: Справ.материалы: Кн. Для учащихся. – М.: Просвещение, 1992.