Место урока: 8-й урок III четверти, авторской программы «Дизайн» Волошаненко Т.Б. для 8-х классов
Тип урока : Комбинированный
Вид урока: Исследование
Цель: Учить работать с формой и линией, видеть особенности стиля.
Задачи:
-
Познакомить со стилями в искусстве: барокко и рококо. Выявить основные признаки стиля, стилевые особенности формы.
-
Развивать кругозор учащихся, умение видеть взаимосвязь между видами искусства во времени и пространстве. Прослеживать характер эпохи в музыке, архитектуре и дизайне.
-
Воспитывать любознательность к окружающим явлениям и неравнодушие к происходящему, внимательность.
Оборудование:
-
(для учителя) Мультимедийный проектор, музыкальные фрагменты Гендель; Боккорини «Менуэт», таблицы «Барокко», «Рококо», «элементы стиля»; репродукции Церковь Иль-Джезу, Собор Св. Петра, Церковь Сан-Карло, Площадь Св. Петра, Церковь Сант-Аньезе, Проект кенотафа, Застава Ла Виллет, Проект города Шо, интерьеры. Карточки – задания.
-
(для ученика) тетрадь, альбом, фломастеры, маркер, карандаш.
Ход урока
Сообщение цели и задач урока
Сегодня у нас необычный урок - урок, который находится на стыке нескольких предметов: музыки, МХК, истории искусства и дизайна. Нам предстоит познакомиться с европейскими художественными стилями барокко и рококо.
Повторение. Фронтальный опрос
Учитель просит вспомнить: какие художественные стили, и в какой последовательности существовали в Европе?
(после обсуждений и ответов учитель еще раз озвучивает порядок стилей: романский, готика, возрождение, барокко, рококо, ампир, романтизм, модерн)
Тест на определение стилей: Учитель читает несколько цитат.
- «Название стиля происходит от названия племени. Искусство этого стиля считали варварским. Искусствовед Джорджо Вазари отзывался о нем следующими словами: «Упаси Боже, любую страну от одной мысли о работах подобного рода, столь бесформенных по сравнению с красотой наших построек…»
О каком стиле идет речь? (готика)
О каких «наших постройках говорит Вазари?» (возрождение)
- Автор хроник, Рауль Глабер, писал о начале нового европейского периода: «С наступлением третьего года, последовавшего за тысячным, почти все земли, но особенно Италия и Галлия, оказались свидетелями перестройки церковных зданий…» происходит от слова «римский» (романский)
Изложение нового материала
Барокко и рококо. Два красивейших стиля в искусстве. Мне на уроке будут помогать эксперты по стилю (заранее подготовленные ученики с докладами). Давайте послушаем определение первого термина.
Эксперт 1:Барокко – первоначально это жаргонное словечко португальских моряков для обозначения бракованных жемчужин неправильной формы стало использоваться в значении «смягчить, растворить контур, сделать форму более мягкой, подвижной и живописной».
Учитель: Откройте словари, лежащие у вас на столах, стр.10 Внимательно прочитайте характеристику. Вслух комментирует Эксперт 2..
Эксперт 2: Основные черты барокко – парадность, торжественность, пышность, динамичность, жизнеутверждающий характер. Искусству барокко свойственны контрасты масштабов, света и тени, цвета, совмещение реальности и фантазии. Особенно стоит отметить слияние различных искусств в единый ансамбль. Это изобразительное искусство, музыка и театр.
Эксперт 3: Французы барочную чрезмерность называли «блестящим безумием». Эту тягу к преувеличениям прекрасно выразил английский поэт Томас Кэрью в стихотворении «Нетерпимость к обыденному»:
Дай мне любви, презренья дай,
Дай насладиться полнотой.
Мне надо жизни через край –
В любви невыносим покой!
Огонь и лед – одно из двух!
Чрезмерное волнует дух.
Пускай любовь сойдет с небес,
Как сквозь гранит златым дождем
К Данае проникал Зевес!
Пусть грянет ненависть, как гром,
Разрушив все, что мне дано.
Эдем и ад – из двух одно.
О, дай упиться полнотой –
Душе невыносим покой.
Известными представителями этого стиля были: Лоренцо Бернини – в скульптуре и архитектуре, Питер Пауэл Рубенс – великолепный живописец барокко, Антонио Вивальди, Иоганн Себастьян Бах, Гендель – крупнейшие представители того времени в музыке.
Учитель: Посмотрите на доску. Вам нужно будет ответить на следующие вопросы после просмотра фильма (написаны на доске).
- Какими прилагательными мы можем раскрыть сущность стиля барокко? (пышный, вычурный, богатый, блестящий)
- Что занимает главное место в архитектуре? (пышность, контрасты)
- В каких видах искусства проявился стиль барокко? (архитектура, скульптура, живопись, музыка)
просмотр фильма «Барокко» 2 мин.[4]
- Откройте ваши словари на стр. 67 [1]. Определение читает и характеристику эксперт 4.
Эксперт 4: Рококо – вычурный, причудливый – стиль европейского искусства второй четверти и середины XVIII века. Название получил от орнамента рокайль, характерного для данного стиля. Интерьеры, мебель и декоративные изделия украшались причудливыми, изысканными орнаментами, состоящими из рокайльных завитков, резными и лепными узорами.
Эксперт 5: Предметы мебели исполняются в едином стиле с потолком и стенами, светильниками, дверными ручками, бронзовыми обрамлениями замочных скважин.
Декор рококо – это букет цветов, растительные узоры, вписанные в строгие и торжественные прямоугольные формы.
Эксперт 6: Лаковая мебель рококо очень хрупкая, легкая и элегантная. Излюбленный тип мебели: пузатые комоды на гнутых ножках. Появляются первые платяные шкафы.
Учитель: давайте сейчас с вами мысленно представим, что мы – жители XVII века (экскурсия-погружение).
- Теплый летний день, мы гуляем с вами по апельсиновому парку, легко шелестит атласная многослойная юбка светской дамы, ее высокая напудренная прическа виде парусника или каскада неспокойных морских волн особенно привлекает наше внимание. Позади остались аляповатые, многогранные дома, с обилием картушей и розеток овальной формы на лестницах и фонтанах. Золотые пластины и распускающиеся на них цветы украшают декольте знатных дам и обувь известного щеголя.
Мы приближаемся к овальному зеркальному залу, откуда уже доносятся звуки менуэта…(звучит музыкальный фрагмент менуэта Боккорини)
- Откройте глаза, вы слышите? Менуэт звучит и в нашей мастерской, где собрались лучшие художники, архитекторы, рисовальщики – орнаменталисты, и … дизайнеры. Внимание, для каждого из вас сохранился заказ государственного двора, который нужно выполнить безотлагательно.
Учитель раздает карточки - задания, на которых уже есть рисунок одного обыкновенного предмета с одной стороны (могут быть чаша, бокал, вилка, подушка, стул, стол, шкаф, лестница, здание, и тд.) и текстовое пояснения с другой стороны (Заказъ. Государственного двора, который нужно выполнить безотлагательно! Уважаемый мастер, Вам дана лестница Его Величества. Проявите все свои знания, умения и навыки, чтобы оформить данную лестницу в стиле барокко, достойную самого царя (т.е. придать конструкции свойственные стилю элементы).
Комментарии к выполнению задания
Учитель обращает внимание класса на экран. На рисунке из стул в стиле барокко превращен в простой стул, т.е. отняты у него узоры и орнаменты. Учащимся нужно сделать обратное - придать предмету элементы или особенности стиля барокко или рококо. У класса должны получиться изящные дверные ручки, замысловатые замочные скважины, очаровательные зеркала и ювелирные изделия. Задание выполняют на кальке поверх карточки. Сначала карандашом, затем фломастером или маркером.
Практическая работа
Ребята работают по карточкам. Для тех, кто справится с работой раньше, подготовлены более сложные задания, оформление интерьера в рамках изучаемых стилей. Педагог следит за ходом выполнения здания, выявляет общие ошибки, обращает на них внимание класса.
Подведение итогов
Учитель подводит итоги. Дает оценку и характеристику первым работам, за помощью обращается к классу. Выбирают самые правильные и аккуратные работы, которые соответствуют выбранному стилю.
Закрепление
Мы научились видеть стиль не только в архитектуре, но и в музыке, одежде, ювелирных изделиях. Благодаря каким элементам мы понимаем, что данный предмет выполнен в стиле барокко или рококо? (завиток, букеты цветов, растительные орнаменты, плавные изгибающиеся линии, пышность, роскошь, чрезмерная декоративность)
Задание на дом
Найти дома, на улице, в кафе современные предметы, которые мы можем также отнести к барокко и рококо. Сделать один набросок.
Литература:
- Сокольникова Н.М. Краткий словарь художественных терминов – Обн., 1996
- Емохонова Л.Г. Мировая художественная культура. – М., 1999
- Гнедич П.П.Всемирная история искусств. – М., 1996
- СD – Художественная энциклопедия зарубежного искусства. – М., 2004
- CD – Орнамент. Электронная энциклопедия. – М., 2004
- CD – История искусства. Электронная энциклопедия. – М., 2004