Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 26 «Журавушка» имеет достаточную материально – техническую базу, кадровый, интеллектуальный и методический потенциал. Проектная мощность детского сада – 6 групп, из них две коррекционные, для детей с нарушением речи. Педагогический процесс в коррекционных группах для детей с речевой патологией организуется в соответствии с возрастными потребностями и индивидуальными особенностями развития воспитанников. Речевые нарушения обусловлены несформированностью, недоразвитием или повреждением психологических или физиологических механизмов речи на ранних этапах онтогенеза, при наличии нормального слуха и зрения и сохранных предпосылках интеллектуального развития.
В число основных задач организации коррекционно – педагогического процесса в группах для детей с нарушением речи входят:
- обеспечение дошкольникам комфортных условий развития, создания психолого – педагогической среды и речевой поддержки ребёнка;
- проведение необходимой работы по профилактике и коррекции недостатков речевого развития у детей, обеспечение их эффективной общей и речевой подготовки к школе;
- повышение психолого – педагогической культуры и воспитательной компетенции родителей, побуждение их к сознательной деятельности по общему и речевому развитию дошкольников в семье
Образовательный процесс организует 17 педагогов. Из них имеет образование:
Рис.1. Характеристика педагогических кадров по образованию
Стаж педагогических работников составляет:
Рис. 2. Характеристика педагогических кадров по стажу работы
Педагоги аттестованы на квалификационные категории:
Рис. 3. Характеристика педагогических кадров по категориям
ДОУ реализует программы дошкольного образования:
В педагогической работе ДОУ используются как образовательно – коррекционные программа, так и нетрадиционные технологии, а именно: дологопедическая работа с детьми младшего возраста. Данная работа осуществляется на основе авторского пособия «Развитие речи и различных движений руки у детей младшего дошкольного возраста», Т.А.Королёвой, рецензированное старшим преподавателем кабинета коррекционной педагогики КРИПК и ПРО Заглядой Л.И. (рисунок 5)
Модель методического сопровождения по подготовке руки к письму у детей через развитие общемоторных навыков
Приложение.В последние годы детский сад ведёт педагогическую деятельность по организации дологопедической работы.
Реальностью сегодняшнего дня является все увеличивающееся количество детей, имеющих отклонения в речевом развитии. Ежегодно при обследовании детей на ПМПК из 25 человек - 15-17 направляются в коррекционную логопедическую группу. А это для одного дошкольного учреждения достаточно много. Поэтому в ДОУ возникла необходимость объединить усилия сотрудников для эффективной организации дологопедической работы с детьми младшего дошкольного возраста.
В практику ДОУ активно внедрено методическое пособие Королёвой Т.А. «Развитие речи и различных движений руки у детей младшего дошкольного возраста», рецензированное старшим преподавателем кабинета коррекционной педагогики КРИПК и ПРО Заглядой Л.И., которое включает в себя следующие разделы:
-
Развитие движений руки.
-
Развитие речи.
-
Развитие общеречевых навыков.
-
Развитие слухового восприятия, внимания и памяти.
-
Развитие зрительного восприятия, внимания и памяти.
Особенностью дологопедической работы является то, что её выполняет воспитатель.
Диагностика в 2004 – 2008 году показала хороший результат освоение детьми данных разделов.
Но были получены низкие результаты общемоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста:
-
высокий уровень – 21,6%
-
средний уровень – 34,11%
-
низкий уровень – 42,83%.
Во время обследования у детей наблюдалось напряжение всей руки при выполнении упражнений, отсутствовала широкая амплитуда движений, работала только запястная часть руки, были нарушены координация движений и пространственные представления.
Глубокий и всесторонний анализ учебно – воспитательного процесса, профессиональных возможностей коллектива по данному направлению выявил ряд проблем:
- Недостаточность научных, методических и технологических материалов по развитию общей моторики у детей.
- Недостаточность методического и дидактического обеспечения по подготовке руки к письму через развитие у дошкольников общемоторных навыков.
-
3. Недостаточная квалификация педагогических кадров.
Неспособность родителей оказать поддержку ребенку по данному вопросу, так как социальный состав родителей ДОУ преимущественно составляют рабочие.
Рис.6.Социальный состав родителей ДОУ.
Модель методического сопровождения воспитательно – образовательной работы в ДОУ по развитию общемоторных навыков у детей.
Модель методического сопровождений включает в себя планирующую функцию.
План работы с педагогами
Таблица 1
Форма |
Тема |
Ответственные |
Ожидаемый результат |
Проблемный семинар |
Роль физических упражнений в подготовке дошкольников к овладению графикой письма |
Старший воспитатель, учитель – логопед |
Создать условия для двигательной активности через организацию игр и упражнений общемоторного характера
|
Консультации |
- Особенности диагностики развития общей моторики у детей дошкольного возраста
- Включение общемоторных упражнений в планы воспитательно – образовательной работы педагогов |
Старший воспитатель |
Разработать систему диагностирования и планирования общемоторных упражнений в режиме дня.
|
Семинар – практикум |
Упражнения, игры и эстафеты, способствующие подготовке дошкольников к овладению графикой письма |
Старший воспитатель, музыкальный руководитель |
Овладение методикой проведения упражнений, игр и эстафет |
Открытые мероприятия |
- физкультурное развлечение для детей младшего дошкольного возраста с элементами общемоторных упражнений - прогулка с включением игр – упражнений на развитие общемоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста |
Старший воспитатель, воспитатели |
Практическое использование общемоторных упражнений в различных формах работы |
Педсовет – деловая игра |
- Развитие движений руки у детей. - Новые подходы к организации физического воспитания детей Задача: совершенствовать работу по физическому развитию и воспитанию дошкольников. |
Заведующая ДОУ, старший воспитатель |
Обобщение итогов работы по данному направлению. |
Управление инновационным процессом методического сопровождения в дошкольном учреждении осуществляет творческая группа. (Рисунок 8)
Методическое сопровождение включает в себя контролирующую функцию инновационной деятельности по развитию общемоторных навыков у детей.
Виды контроля
Таблица 2
Вид контроля |
Формы |
Отчётная документация |
1. Оценка качества работы педагогов |
-Наблюдение за проведение утренней гимнастики, физкультурных занятий и прогулок; -Анализ планов воспитательно – образовательной работы; -Анализ работы с родителями (оформление наглядной информации, проведение педагогических бесед, консультаций) |
Карты наблюдений
Карта анализа планов Карты анализа |
2. Оценка качества практической деятельности педагогов |
-Диагностика освоения детьми общемоторных упражнений; -Результаты диагностики по освоению «Программы воспитания и обучения детском саду» раздела «Физическое воспитание» -Диагностика детей 1 младшей группы в процессе адаптации к ДОУ |
Диагностические карты Диагностический пакет
Диагностические карты |
Результатом разработки и внедрения инновационной модели методического сопровождения является:
- Перевод методической работы дошкольного учреждения в режим инновационной деятельности.
- Повышение качества воспитательно-образовательного процесса посредством внедрения новой технологии.
- Повышение профессионального и теоретического уровня педагогов.
Педагоги используют данную технологию в своей деятельности:
- опыт работы активно представляют на всероссийских, областных и городских конкурсах, на заседания ГМО учителей – логопедов, инструкторов по физическому воспитанию, на городских научно – практических конференциях. (рисунок 9)
Увеличилось количество педагогов первой и второй квалификационной категории. (рисунок 10)
-
Повышение уровня развития общей моторики у воспитанников ДОУ. (рисунок 11)
-
Повышение педагогической компетентности родителей. Анкетирование показало, что большинство из них готово сотрудничать с детским садом по реализации данной технологии, включаться в различные организационные формы совместной работы.
Таким образом, можно сказать, что построенная нами система методического сопровождения эффективно позволяет:
- решать проблемы подготовки руки к письму у дошкольников через развитие у них общемоторных навыков;
- избегать необоснованной переадресации проблемы ребёнка внешним службам;
- сокращать число детей, испытывающих дезадаптацию при поступлении в школу.