Родительское собрание "Воспитательный потенциал семьи: проблемы и ресурсы"

Разделы: Классное руководство, Работа с родителями


Цель собрания: выявить потенциальные возможности семьи в воспитании детей.

Задачи собрания:

  • способствовать формированию адекватной, гибкой и прогностичной родительской позиции и установки;
  • убедить родителей в том, что семья для ребенка является одновременно и средой общения, и воспитательной средой;
  • рассмотреть типы воспитания в воспитательном потенциале родителей;
  • помочь выбрать методы семейного воспитания, определить факторы и тактику в воспитании детей;
  • предвидеть факторы риска и защиты в процессе воспитания.

Форма проведения: групповая дискуссия.

Оборудование: оформление классной доски (тема собрания, опорные мысли – выводы), бланки теста “Хороший ли вы отец, мать?”, письма детей. Парты расставлены для работы в трех группах. Жетоны трех цветов.

План собрания

I. Сообщение повестки родительского собрания.
II. Вступительное слово учителя к теоретическому вопросу собрания.
     Работа в группах.
     Выступление представителей групп.
     Тест.
     Письма детей.
     Выводы.
III. Анализ успеваемости и поведения учеников 4 “А” класса.
IV. Разное. Рабочие вопросы.

Ход собрания

I. Учитель. Здравствуйте, уважаемые родители.

Я рада вас видеть здоровыми, по-весеннему красивыми.

На повестке нашего родительского собрания:

  • теоретический вопрос “Воспитательный потенциал семьи: проблемы и ресурсы”;
  • анализ успеваемости и поведения учеников 4 “А” класса;
  • разное.

II. У. 1. Семейное воспитание – это воздействие на детей со стороны родителей и других членов семьи с целью достижения желаемых результатов. Определяющая роль семьи обусловлена ее глубоким влиянием на весь комплекс физической и духовной жизни растущего в ней человека. Влияние семьи, особенно в начальный период жизни ребенка, намного превышает другие воспитательные воздействия. Чем лучше семья и чем лучше влияет она на воспитание, тем выше результаты физического, нравственного, трудового воспитания личности.

С возрастом влияние семьи ослабевает, но никогда не утрачивается полностью.

В семье формируются те качества, которые нигде, кроме как в семье, сформированы быть не могут.

Она осуществляет социализацию личности, обеспечивает преемственность традиций.

Важнейшей социальной функцией семьи является воспитание гражданина, патриота, будущего семьянина, законопослушного члена общества. Существенное влияние оказывает семья и на выбор профессии.

У. А как вы думаете, понимаете, что такое воспитательный потенциал семьи?

“Потенциальный” от французского “могущий”. Усилия, направленные на становление личности. Материальные, духовные затраты родителей, способствующие формированию личности ребенка.

2. Работа в группах.

Вначале собрания родителям произвольно раздаются жетоны трех цветов и они, соответственно, рассаживаются в три группы.

У. Какие конструктивные и эффективные методы воспитания вы используете, применяете по отношению к своим детям? Почему? При каких условиях это может сработать? Из чего складывается воспитательный потенциал семьи?

“Конструктивные” с польского “строение”, “сложение”, т. е. создавать, строить что– либо.

У. Методы воспитания в семье – это пути, способы, с помощью которых осуществляется целенаправленное педагогическое влияние родителей на сознание и поведение детей. Влияние на ребенка индивидуальное, основанное на конкретных поступках и приспособлено к личности. Выбор методов зависит от педагогической культуры родителей: понимания цели воспитания, родительской роли, представлений о ценностях, стиля отношений в семье, ит. д.

Родители обсуждают поставленный вопрос, оформляют свои мысли на листах ватмана. От имени группы выступает представитель.

3. Выступление представителей групп.

1-я группа

– Поощрение: похвала, полезный подарок (деньги), выполнение желаний, развлечение (поход в кино, отдых на природе, летний лагерь, поездка с семьей), досуг (общение с друзьями);

– наказание: словесное (шутка, “жесткая”), материальное (карманные деньги, телефон), лишение (общение с друзьями, возможность гулять на улице, сладости, компьютер, телевизор);

– увлечения: кружки, секции; занятия спортом; культурные мероприятия, в т. ч. общегородские;

– обязанности: уборка квартиры, помощь взрослым;

– семья: воспитание личности примером, семейные традиции, патриотическое воспитание, добросовестное отношение к учебе, уважительное отношение к старшему поколению, родственные отношения, микроклимат, активный семейный отдых;

– вредные привычки: личный пример, вред здоровью, пример долгожителей родственников, научно-популярная литература.

2-я группа

– обязанности (учебная деятельность, домашние обязанности);

– поощрение (похвала, организация отдыха, подарки);

– наказание (порицание, осуждение, лишение);

– стимулирование (см. поощрение);

– мотивация;

– семейные традиции (ценности);

– личный пример (отношение родителей к труду, взаимоотношения в семье, отношение к окружающему миру: животные, растения).

3-я группа

– личность – привлечение к труду (учеба – основной вид трудовой деятельности, физический труд), выполнение обязанностей: а) организованность, б) дисциплина, в) мотивация на достижение цели, результата;

– личность – воспитание здорового образа жизни: спорт (а) воспитание здорового человека, б) возможность достижения цели, в) умение жить в коллективе); гигиенические процедуры;

– личность – общекультурные ценности, в т. ч. семейные традиции, этикет, уважение к старшим, к противоположному полу, любовь к ближнему; расширение кругозора (музыка, узкая специализация).

4. Тест “Хороший ли Вы отец, мать”? был дан родителям для заполнения до собрания без знания ответов “ключа”.

№ п./п. Вопросы Да Иногда Нет
1. Отвечаете ли Вы на вопрос ребенка словами вроде: “Я тебе это объясню, когда ты подрастешь”. 0 2 5
2. Считаете ли Вы, что ребенку на карманные расходы следует давать не определенную заранее сумму, а столько, сколько он просит? 0 2 5
3. Стараетесь ли Вы объяснить ребенку, почему Вы запрещаете ему что-либо? 4 2 0
4. Позволяете ли Вы маленькому ребенку помогать по дому, даже, если эта помощь дает немного или вообще ничего не дает? 4 3 0
5. Считаете ли Вы, что невинная ложь ребенка допустима? 0 2 4
6. Используете ли время общения с Вашим ребенком для развития его наблюдательности? 5 1 0
7. Используете ли Вы саркастические замечания в отношении собственного ребенка? 0 0 5
8. Считаете ли Вы, что хорошая трепка еще пока никому не вредила? 0 2 5
9. Считаете ли Вы, что раннее посвящение ребенка во взрослую жизнь вредно? 0 3 4
10. Читаете ли Вы книги о воспитании? 4 2 0
11. Считаете ли Вы, что у детей могут быть свои секреты? 3 2 0
12. Браните ли Вы ребенка, если он оставляет еду на тарелке? 0 1 4
13. Радуетесь ли Вы успехам своего ребенка? 3 2 0
14. Предоставляете ли Вы своему ребенку самостоятельность в новом для него деле? 5 1 0
15. Доставляет ли Вам удовольствие проведение времени с ребенком? 5 1 0
16. Осуждаете ли Вы суровость и строгость в воспитании детей? 5 0 0
17. Можете ли сохранить спокойствие, когда Вас злит ребенок? 5 1 0
18. Можете ли приказать так решительно, что оно будет немедленно выполнено? 5 0 0
19. Легко ли Вы устанавливаете дружеские отношения с друзьями Вашего ребенка? 4 2 0
20. Считаете ли Вы достаточной причиной для осуждения чего-либо у Вашего сына (дочери) то обстоятельство, что когда сами были в его возрасте, Вы этого не делали и этим не интересовались. 0 2 5
21. Решаете ли Вы за своего ребенка жизненно важные вопросы со словами: “Я знаю лучше, что ему нужно”. 0 2 5
22. Считаете ли Вы, что Ваши сын или дочь не могут иметь от Вас и не в праве чувствовать себя обиженными, если Вы, например, вскроете письмо, которое они получили? 0 2 5
23. Могут ли сын или дочь в споре переубедить Вас? Случается ли, что Вы смягчаете свое первоначальное решение, поняв, что оно слишком сурово или несправедливо? 5 3 0
24. Извиняетесь ли Вы перед ребенком, если Вы его несправедливо наказали или лишили удовольствия? 5 3 0
25. Забываете ли Вы о своих обещаниях ребенку, особенно таких, которые для него являются наградой за что-нибудь трудное. 0 2 5
26. Можете ли Вы оторваться от работы или интересной передачи, если Ваш ребенок просит у Вас совета или помощи в чем-либо для него действительно важном? 5 2 0

У. Что вам захотелось изменить? Не захотелось ли вам что-то изменить в своих отношениях к детям? Поделитесь мнением.

Сообщаю результаты теста “ключ”.

У. Необходимо сложить все баллы.

Если сумма более 130 баллов, Вы замечательный отец и у Вас благоприятные отношения с Вашим ребенком.

100–129 баллов Вы в достаточной мере осознаете важность своих обязанностей.

80–99 баллов – Вы неплохой отец, но часто склонны допускать ошибки, ослабляя собственное влияние на процесс воспитания детей.

60–79 баллов – к сожалению, во многих вопросах Вы недостаточно компетентный отец и Вашим детям некомфортно с Вами.

59 баллов и менее – Вы непоследовательны в своих делах и поступках, часто делаете “иногда”, то, что должны делать постоянно. Дети не знают, когда и в чем они могут на Вас рассчитывать.

Ниже 30 баллов – Вы, вообще, не чувствуете себя отцом.

5. У. Вывод. От чего же зависит воспитательный потенциал семьи? На доске заранее приготовленные карточки с закрытыми ответами. Открываю их. Фактически все то, что сказано родителями, отражено в ответах учителя:

  • от системы: наказаний, поощрений;
  • личный пример;
  • эмоциональный климат;
  • условия для проявления активности и самостоятельности;
  • условия удовлетворения базовых, фундаментальных потребностей;
  • адекватно реагировать на происходящее;
  • система требований;
  • стиль воспитания. Стили: авторитарный, либеральный, демократический.

6. У. Вспомните себя в 10–11 лет. Что ребенок ждет от семьи в этом возрасте? Защищенность, уверенность, любовь, поддержку, понимание.

У. Фундаментальная потребность ребенка – чувствовать к себе внимание близких, быть принятым всерьез, быть центром своей деятельности. Это – законная потребность растущего ребенка, удовлетворение которой крайне важно для развития у него собственного положительного образа. Поэтому любое воздействие на ребенка, дающее подпитку для его ощущения самоценности, чувства собственной значимости, укрепляющее его самопринятие, можно считать удачным.

7. У. Наши дети такие благодарные, хотя порой обижаются, но любят своих родителей. Не всегда мы можем сказать близким то, что думаем. Поэтому попросила детей высказать свои мысли в письменной форме.

Раздаю родителям заранее написанные письма их детей.

Письма детей имеют примерно такое содержание.

1) Дорогая мамочка!

Я хочу рассказать тебе о том, как мне с тобой хорошо. Я люблю, когда ты мне помогаешь с уроками, если у меня есть затруднения, и если я что– то не могу сделать. Еще я хочу, чтобы ты скорее окончила институт, чтобы сессии не вызывали для тебя затруднений и чтобы все у тебя было хорошо.

Иногда я не хочу выполнять какие-то твои просьбы, но потом выполняю. Я тебя люблю!

Дорогой папа! Я хочу рассказать тебе о том, как мне с тобой хорошо. Я всегда рад тебе помочь в делах по машине. Еще я люблю, когда ты разрешаешь мне водить машину, и я обожаю носить тебе обед на работу, когда ты голоден. Я всегда рад тебе помочь. Если, что – проси! Я тебя люблю!

2) Дорогая мама!

Желаю тебе счастья, любви долгой с папой, удачи, долгой жизни.

Мама, ты такая красивая, глаза твои ручеек чистый, волосы – солнце, губы красные, как роза, обожаю тебя! Добрая как Спящая Красавица и красивая как она. Ты всегда будешь дорогой мне. Иногда ты кричишь, но я все равно люблю тебя. Ты самая лучшая на свете, заботливая, нет таких слов, чтобы выразить, как же я тебя люблю. Хоть ты покупаешь все лучшее Максиму, и брат говорит, что ты меня не любишь, но я все равно вижу, что ты меня любишь. Но я, конечно, не идеальная дочь, но надеюсь, что я исправлюсь, и буду идеальной дочерью.

III. Анализ успеваемости и поведения учеников 4 “А” класса.

IV. Разное. Рабочие вопросы.

Используемая литература

  1. Азаров Ю.П. Семейная педагогика. М. 1985.
  2. Вершинин В.Н. Домашнее воспитание. Чебоксары. 1998.
  3. Зверева О.Л., Ганичева А.Н. Семейная педагогика и домашнее воспитание. М. 2000.
  4. Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание. М. 2000.
  5. Миньковский Г.М. О воспитательном потенциале семьи. М. 2000.
  6. Панкова Л.М. У порога семейной жизни. М. 1991.
  7. Титаренко В.Я. Семья и формирование личности. М. 1987.
  8. Фролин А. Азбука для родителей. Л. 1991.