Создание проблемных ситуаций с использованием компьютерных технологий

Разделы: География


Цели:

  1. Закрепить и углубить знания по изученному материалу. Выделить основные черты сходства и различия между равнинами.

  2. Закрепить сформированные навыки обработки географической информации, умение обобщать и делать выводы из полученных результатов.

  3. Углубить знания учащихся о заповедниках, расположенных на крупных равнинах России. Показать их значение в целях сохранения первозданных ландшафтов природы.

Оборудование:Физическая карта России, таблицы для всех учащихся, картины природы равнин, геохронологическая таблица, мультимедийный аппарат.

Ход урока

1. Организационный момент (готовность к уроку): учебник (автор Раковская Э.М.), атлас, ручка, карандаш.

2. Вводное слово учителя.

Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас урок обобщающего повторения по теме «Крупные равнины России». В течение нескольких уроков мы с вами изучали комплексную характеристику этих равнин. Цели сегодняшнего урока: закрепить знания по изученному материалу, выделить основные черты сходства и различия между ними, а также расширить знания об охраняемых территориях на равнинах.

В ходе урока параллельно с устными ответами вы будете заполнять таблицу, которая лежит перед вами. В данной таблице необходимо отразить черты сходства и различия основных компонентов природы (рельеф, климат, реки) крупных равнин России.

(Звучит музыка, показ фрагментов в/ф «Природные зоны РФ»). На фоне музыкального и видео сопровождения речь учителя:

- Разнообразна и неповторима природа России, как эта музыка. Страна раскинулась на просторах Европы и Азии, от арктических пустынь на севере до пустынь умеренного пояса на юге. В каждой зоне России есть примечательные участки природы. Они неповторимы и прекрасны каждый по-своему. Нельзя спутать Русскую равнину с Западно -Сибирской низменностью или Среднесибирским плоскогорьем. Все они имеют свои отличительные особенности. Однако, говоря об этих равнинах, мы часто как бы объединяем их словами «Эти равнины – самые …». Почему?

Учащиеся: Они самые крупные по площади.

S Восточно - Европейской – 3 млн. кв. км.

S Западно - Сибирской – 3 млн. кв. км.

S Среднесибирского – 3 млн. кв. км.

Учитель: Другим основным сходством между равнинами является равнинность территорий (откройте карту атласа),

- Что является причиной их равнинности таких огромных территорий?

Учащиеся: Главной причиной их равнинности является тектоника.

Учитель: Почему данные территории имеют равнинный характер рельефа?

Учащиеся: Потому что в их основании лежат древние платформы.

Учитель: Что такое платформа?

Учащиеся: Платформа – это древний, выровненный, устойчивый участок земной коры, состоящий из двух ярусов. Нижний – фундамент, из базальта и гранита, верхний – слой осадочных пород.

Учитель: Какая тектоническая структура лежит в основании Восточно-Европейской равнины? Как это отразилось на ее рельефе? (стр. 170 в учеб. Раковской Э.М. рис.75)

Учащиеся: В основании лежит древняя Русская платформа, образовавшаяся в докембрийский период – поэтому в основном рельеф равнинный. Но на древней платформе имеются выходы кристаллических пород – щиты. Поэтому на поверхности образовались возвышенности – Среднерусская, горы Хибины; в результате деятельности ледника – Приволжская, Валдайская, Тиманский кряж, Северные Увалы. Поэтому рельеф равнины – холмистый.

Учитель: Посмотрите на Западно - Сибирскую равнину. Выделите основные черты.

Сравните тектоническое строение равнин. Объясните черты сходства и различия. (стр. в учеб. 66 рис. 26)

Учащиеся: в основании Западной Сибири также лежит древняя плита кайнозойская складчатость, поэтому эта равнина молодая, но залегает она намного глубже и перекрыта большим слоем осадочных пород, соответственно равнина более выровнена, без колебаний высот. Но так как на юге складчатые области – рельеф имеет форму блюдца с уклоном на север.

Учитель: Какая тектоническая структура лежит в основании Среднесибирского плоскогорья?

Учащиеся: В основании Среднесибирского плоскогорья лежит древняя платформа.

Учитель: Объясните мне, почему Восточно-Европейская равнина и Среднесибирское плоскогорье, располагаясь на древних платформах, имеют неодинаковый рельеф?

Учащиеся: В первой половине палеозоя фундамент Среднесибирской платформы на обширных территориях прогибался, заливался морем, во второй половине палеозоя возникли большие трещины и разрывы земной коры, по которым происходило поднятие магмы в толщу осадочных пород, она застывала и между пластами морских осадков, так образовались плотные магматические породы, которые после разрушения образовали ступенчатый рельеф.

Учитель: Итак, мы с вами выделили сходства и различия в рельефе этих трех равнин. Не забывайте вносить в таблицу.

- На одном из уроков обсуждалась глобальная проблема человечества – потепление. Общее потепление климата мы стали ощущать в последнее время. Скажите, что такое климат?

Учащиеся: Климат – многолетний режим погоды, характерный для какой-либо местности.

Учитель: В каком климатическом поясе находится большая часть России?

Учащиеся: В умеренном климатическом поясе.

Учитель: Откройте климатическую карту в атласе. Крупные равнины России находятся в различных типах климата. Каких?

Учащиеся: Восточно-Европейская – умеренно-континентальный; Западно - Сибирская – континентальный; Среднесибирская – резко континентальный.

Учитель: Мы говорим «континентальный», а что означает «континентальный»?

Учащиеся: Удаленность территории от морей и океанов, уменьшение влияния морских воздушных масс. Климат становится более сухим, так как выпадает меньше осадков.

Учитель: Под влиянием каких океанов находятся наши равнины?

Учащиеся: Атлантического - с запада, Северного Ледовитого – с севера, Тихого – с востока.

Учитель: Близость Атлантического океана зимой смягчает климат на Восточно-Европейской равнине, почему?

Учащиеся: Вода имеет свойство долго нагреваться, долго остывать. Поэтому ВМ, формирующиеся над океаном летом, приносят прохладные ВМ, зимой – теплые. А теплые течения Атлантического океана влияют на формирование воздушных масс весь год. Равнинный рельеф всей европейской части Евразии позволяет МУВ беспрепятственно проникать на территорию Восточно-Европейской равнины и приносить влажную теплую погоду.

Учитель: Но почему же тогда не смягчает климат Среднесибирского плоскогорья близость Тихого океана?

Учащиеся: Горный рельеф Дальнего Востока препятствует проникновению воздушных масс с Тихого океана.

Учитель: Посмотрите на карту, где выпадает большее количество осадков – на Восточно-Европейской или Западно - Сибирской?

Учащиеся: На Восточно-Европейской – 600-800 мм в год.

Учитель: Тогда попытайтесь объяснить, почему при этом в Западной Сибири заболоченность выше?

Учащиеся: Блюдцеобразная форма рельефа – подземные воды находятся близко к поверхности; климат континентальный, испарение низкое; увлажнение избыточное, почвы слабодренированные (стр. 224 в учеб.)

(создание проблемной ситуации – образование гор на западе Русской равнины и выравнивание рельефа Дальнего востока – на слайде).

Учитель: Как изменится тип климата и количество осадков с изменением рельефа на этих территориях?

Учащиеся: Климат Русской равнины будет резко континентальным, а на Среднесибирском плоскогорье – умеренно-континентальный.

Учитель: Климат и рельеф влияют на ПК равнин.

Дополнительным компонентом являются реки, которые не только дополняют, но и формируют своеобразие природы равнин.

- Какие крупные реки встречаются на равнинах? (называют и показывают).

- Как рельеф влияет на характер течения?

- Как климат влияет на полноводье рек?

- На какой из равнин количество рек наименьшее?

- Что общего между ними?

Реки Русской равнины. Стекают с равнины со средней высотой 100-200 м. Реки Восточной Сибири. Стекают с плоскогорья высотой 500-700 м.
Поэтому: Поэтому:
1. Имеют медленное течение. 1.
2. Профиль русла без порогов и больших перекатов. 2.
3. Долины широкие и плоские. 3. Долины узкие, глубокие.
4. Теряют воду за счет просачивания через рыхлые и не мерзлые грунты, и хозяйственного использования человеком. 4. Полноводны…
5. Из-за малого падения имеют небольшие гидроэнергетические ресурсы. 5.

Общее: Часть рек Восточной Сибири в своем нижнем и среднем течении протекают по равнинам.

Учитель: Какие черты сходства и различия имеют реки?

Учащиеся: С реками Восточно-Европейской равнины сходны по ширине долин и использованию в хозяйственной деятельности человеком. А с реками Восточной Сибири – полноводны, режим – летний, питание – талые воды снегов и льдов в горах.

Учитель: Изучая эти компоненты природы, сравнивая их между собой, мы обязательно отличаем уникальную, величественную красоту природы этих равнин, которую дополняет одухотворяющее прикосновение человека, поскольку без этого ни один уголок природы не станет близким и дорогим. Как человек влияет на изменение ПК равнин?

Учащиеся: Занимается сельским хозяйством, добывает полезные ископаемые, строит дороги, дома, здания заводов и фабрик.

Учитель: Своей хозяйственной деятельностью человек очень часто вредит природе – ненамеренно. И поэтому, в последнее время, очень часто мы говорим об охране природы, окружающей среды.

На всей территории России создается большое количество заповедников, национальных парков.

Какие основные причины побудили создать такие охраняемые территории?

Откройте карту атласа и скажите, на какой равнине больше всего охраняемых природных территорий?

Учащиеся: Охраняемые территории создаются с целью восстановления, охраны и изучения ценных, редких и исчезающих животных и растений.

Учитель: Ребята, на сегодняшнем уроке, мы с вами говорили об уникальной природе трех российских равнин, нашли черты сходства и различия, узнали о заповедниках, организованных на их территориях. А впереди у нас изучение не менее красивых уголков родины – гор. Повторите, пожалуйста, взаимосвязь между тектоническим строением, рельефом и полезными ископаемыми а также, что такое высотная поясность.

Выставление оценок за урок учащимся.

Сравнительная характеристика Восточно - Европейской, Западно - Сибирской равнин и Среднесибирского плоскогорья

План сравнения

Черты сходства

Черты различия

4. Рельеф

5.Климат

6.Реки