Цель:
- дать детям понятие об антонимах;
- активизировать и расширять словарный запас детей за счет адекватного использования антонимов в самостоятельной речи;
- развивать внимание, мышление, способность контролировать действия.
Оборудование:
- доска, мел,
- наглядно-иллюстративный материал,
- авторучки, тетради.
План занятий:
- Организационный момент и установка на правильную речь.
- Повторение изученного материала (синонимы).
- Работа по теме:
а) Сообщение темы занятия.
б) Объяснение нового материала
в) Тренировочные упражнения. - Домашнее задание.
- Подведение итогов занятия.
Ход занятия
1. Организационный момент.
– Сели правильно, красиво. Улыбнулись.
Установка на правильную речь:
– Дети, какое основное правило речи мы знаем?
Дети хором отвечают:
а) Прежде, чем говорить, подумай.
б) Говори достаточно громко, четко и выразительно, чтобы твоя речь была понятна всем.
Речевая гимнастика:
Произнести слоги: Ша, Шо, Шу, Ши, Ше.
а) в средней тональности;
б) повышая голос;
в) понижая голос
Работа над дикцией:
Прочтите скороговорку: Шесть мышат в шалаше шуршат.
а) про себя;
б) вслух громко;
в) Кто быстрее отвечает?
2. Повторение изученного материала.
– Ребята, с какими словами мы познакомились на прошлом занятии? (со словами – синонимами).
– Какие слова мы называем синонимами? (слова, которые об одном и том же говорят по-разному).
– Давайте поиграем. Подберите к слову “ промежуток”, слова синонимы.
– Я загадываю загадку, а вы говорите отгадку (вывешивается слово “промежуток”).
– Логопед:
Простое слово “промежуток”
В театре несколько минуток,
Пока начнется новый акт,
Мы называем все ____________;
– Ребенок: Антракт.
– Логопед:
На время что-то прекратив,
Мы объявляем _____________;
– Ребенок: Перерыв
– Логопед:
В борьбе, в труде, устали слишком
Дают уставшим _____________;
– Ребенок: Передышку.
– Логопед:
После уроков непременно
Нужна ребятам ______________;
– Ребенок: Перемена.
– Логопед: Вот мы и подобрали близкие по значению слова к слову “промежуток”.
– Напомните мне какие?(…;…;…;…)
– Вывод: Синонимы– это слова близкие по значению или слова братья, которые по-разному называют одно и то же.
3. Целевая установка.
Сегодня мы с вами отправимся в страну “ Волшебницы Речи”. А пропуском в эту страну послужит вот это задание (про 5 человечков).
– Перед вами 5 человечков. У человечка посередине надпись “ДРУГ”. Подберите человечкам справа 2 слова-синонима (товарищ, приятель)
– А теперь человечкам слева, которые вниз головой, 2 слова с противоположным значением (враг, недруг). Впишите эти слова в карточки.
На сегодняшнем занятии мы будем говорить о словах с противоположным значением (показываются перевернутые человечки).
– Для того, чтобы начать наш путь, давайте ознакомимся с картой нашего путешествия:
– На станции “Противоположные слова” нас поджидают котенок и лев.
– Давайте опишем их.
– Какие они по размеру?
– Какая у них шерстка?
-Сравните животных по характеру.
На доске запись:
КОТЕНОК маленький |
ЛЕВ большой |
– Прочитайте хором пары.
– Какие это слова, близкие или противоположные по значению? (противоположные).
– Слова с противоположным значением называются – АНТОНИМЫ (повторить хором).
– А теперь потренируемся в подборе антонимов
– Подскажите мне недостающее слово с противоположным значением:
а)
– Скажу я слово: ВЫСОКО,
А ты ответишь: (НИЗКО)
– Скажу я слово: ДАЛЕКО,
А ты ответишь: (БЛИЗКО)
– Скажу тебе я слово: ТРУС,
Ответишь ты: (ХРАБРЕЦ)
– Теперь НАЧАЛО я скажу,
А ты скажи (КОНЕЦ).
б) – А теперь встаньте, подойдите ко мне. На столике лежат конверты, выберите по одному любому конверту, откройте его и прочитайте слово, которое вложено в ваш конверт.
– Теперь осмотритесь, в классе вокруг вас развешены слова-антонимы. Подберите к своему слову, слово с противоположным значением. Расположите получившие пары на доске.
Молодой – старый (прилагательное)
Труд – лень (существительное)
Работать – отдыхать (глагол)
Жара – холод (существительное)
Восход – закат (существительное)
– Какими частями речи могут выражаться антонимы? (существительные, прилагательные, глагол).
– ВЫВОД: Объединяясь в пары, антонимы могут сообщать нам о состоянии предметов, об их деятельности, о явлениях природы (показать на соответствующие пары)
– А теперь попробуйте подобрать слово с противоположным значением к словам: рука, Сережа, корова.
– Невозможно? (Нет.)
– Не все слова имеют антонимы!
Физкультминутка.
– Переходим на станцию “Пословицы”
– В загадках и пословицах мало слов, но много народной мудрости. В них часто используются слова-антонимы.
– Перед вами карточки с загадками и пословицами. Впишите вместо черточек слова-антонимы.
всегда дает, а лень только____________Труд
Ученье свет, а неученее– ____________
Лучшая вещь – новая, лучший друг ____________
Знай больше, а говори _________
Проверка: Прочти свой текст. Какое слово ты вписал? Какая здесь пара антонимов? Как ты понимаешь значение данной пословицы?
– И вот мы прибыли на последнюю станцию, где нас поджидает “Волшебница Речь”. Она приготовила нам последнее задание. Нам надо закончить рассказ.
– Вот начало рассказа: Долго я был плохим учеником. Тетради у меня были грязные, писал я небрежно. Грустно я плелся домой после уроков. Мама всегда огорчалась, когда видела мой дневник. Надоело мне все это. Что, я хуже других? Теперь я стал….
– То, о чем я вам прочитала было в прошлом или происходит в настоящее время?(в прошлом).
– А мы должны изменить рассказ так, как будто все происходит сейчас. Там, где описываются события, происходящие прежде и сейчас, обязательно есть антонимы.
– Подберите к выделенным в тексте словам, слова-антонимы. Коллективная работа.
– Домашнее задание: Записать получившийся рассказ в тетрадях, опираясь на первоначальный текст.
4. Вот и закончилось наше путешествие.
– О каких словах мы с вами говорили?
– Что такое антонимы?
– Антонимы часто употребляются в нашей речи, а также на уроках математики, встречаются в пословицах, загадках, поговорках.
– На следующем занятии, мы продолжим работу с антонимами.
– Подойдите к “Волшебнице Речи” и выберите себе листочки, которые у нее в кармашке: желтые листочки означают оценку “3” за работу на занятии, зеленые “4”, красные “5”.
– Занятие окончено. Спасибо.