Тематическая разработка классного часа для учащихся 2-го класса "Духовно-нравственное здоровье"

Разделы: Начальная школа


Кто двигается вперед в знании,
Но отстает в нравственности,
Тот больше идет назад, чем вперед.
Аристотель

Цели. Познакомить учащихся с нравственными качествами человека, определить их духовно-нравственное значение.

Задачи:

Информационная составляющая
 –
дать учащимся представление о духовно-нравственном здоровье человека;
познакомить с героями сказок, которые учат как стать здоровым.

Деятельностно-коммуникативная составляющая
– провести урок с элементами беседы, обратиться к опыту учащихся.

Ценностно-ориентирующая составляющая
– рассказать о понятиях “радость”, “милосердие”, жестокость”, “доброжелательность”, как о составляющих духовно – нравственного здоровья человека.

Оборудование.

  1. Пословицы о здоровье.
  2. Карточки с отрывками из сказки.

(Роза. Ко мне приходит много людей и все они разные. Люди, которые замечают красоту, радуются и забывают про болезни. Есть люди, которые красоту не видят, так как у них в душе красивого мало. Такие люди кричат, ругаются, красивого не замечают. Я думаю, что в тех местах, где красиво, там болезней не может быть. Так и в человеке. Если человек хороший и дела его хороши, то и болеть он не будет.

Пальма. Да, люди много болеют. Они усталые, поэтому и слабые. А чтобы быть здоровым, надо быть сильным. Знаешь, Свати, почему я никогда не болею? Я всегда стараюсь. Чтобы всем было хорошо. Всех хочу укрыть в тени, дать больше чистого воздуха. Около меня все набирают силу, когда отдыхают. А когда хорошо твоим близким , то и тебе самому хорошо.

Надо быть милосердным и заботиться обо всех.

Много людей жестоких. Они охотятся на животных и птиц, убивают их. Много людей здесь пьют, курят и ругаются, а мне приходиться все это терпеть. У таких людей всегда болит голова, живот и сердце. Сердце не любит жестокость, поэтому и болит. Жестокость – это путь к гибели и болезням.

Зебра. Добро не брать надо, а все время его отдавать. И чем больше ты его будешь отдавать, тем больше оно будет у тебя накапливаться. Зпомни, Свати, – отдавая, получаешь. Потому хорошо желать всем добра, это и есть Доброжелательство. Доброжелатели – люди веселые, радостные, сильные и здоровые, потому они и живут долго. А кто не доброжелателен – тот живет и мало, и плохо.

Пантера. Человек не должен растерять то, что он имеет. А это значит надо быть наблюдательным: если заметишь, что впереди тебя опасность, не ходи туда. Если на улице сильный и холодный ветер, надо переждать и посидеть дома. И за собой надо смотреть: беречь свою силу и напрасно ее не тратить. Болезни приходят тогда, когда мы не следим за собой.

Костер. Чтобы долго жить нам, кострам, мы должны ярко гореть. И когда огонь покидает нас, то мы умираем. Похожее случается и с людьми. У человека внутри тоже есть огонь. Этот огонь – Любовь. И чем больше огня, тем ярче будет жизнь. И цель жизни – зажечь внутри себя огонь. Жизнь будет, пока этот огонь горит. Человек без огня , как и костер, становится пеплом. Но это не беда, из пепла он может возродиться, значит, надо иметь желание жить).

3. Реквизит для инсценировки сказки.

Карточки со словами “радость”, “милосердие”, “доброжелательность”, “забота о здоровье”.

Содержание занятия.

1. Организационный момент и сообщение темы.

1.1. Прочитайте пословицы. Найдите сходство. Объясните, как их понимаете.

* Здоровье всего дороже.
* Здоровье дороже богатства.
* Береги здоровье смолоду.
* Здоровье дороже золота.
* Здоровью цены нет.
* Здоровому врач не надобен.

1.2.Переставьте прямоугольники с буквами таким образом, чтобы слова по вертикали можно было прочитать как русскую пословицу. Угадайте тему классного часа.

зд д е ор нь ги ов не ье ку за пи шь
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13

(Ответ: здоровье за деньги не купишь; номера прямоугольников: 1, 4, 7, 9, 11, 2, 3, 5, 6, 8, 10, 12, 13.)

Самое главное богатство человека – его здоровье. Оно не сравнимо ни с каким богатством. Поэтому люди должны беречь свое здоровье.

Но почему-то многие школьники считают, что забота об их здоровье – это дело родителей и врачей. Но ведь здоровье– это твоя личная ценность , твое богатство. Тема классного часа “Здоровье”.

Что разрушает здоровье?

Люди болеют по разным причинам. Одни болезни называются бактериями, или микробами, которые попадают в наше тело, другие – вирусами и паразитами. Некоторые болезни передаются детям от их родителей через гены сразу при рождении.

Тело борется с болезнями при помощи иммунной системы. А еще люди изобрели лекарства и прививки для предотвращения и лечения болезней, однако против некоторых болезней лекарств нет до сих пор.

Цель классного часа: выяснить, почему люди имеют плохое здоровье, можно ли им чем-нибудь помочь?

В этой проблеме поможет разобраться Муравей Свати из сказки “Как Муравей Свати хотел узнать, почему люди болеют?”

(Инсценировка сказки. Приложение 1.)

Беседа. Вопросы и задания для беседы.

(На партах лежат карточки с отрывками из сказки).

– С кем встречался Муравей Свати? (Муравей Свати встречался с Розой, Пальмой, Зеброй, Львом, Пантерой, Костром)

– Кто из героев сказки понравился больше всего, чем?

– Сформулируйте главную мысль Розы. (Если человек хороший и дела его хороши, то и болеть он не будет)

– Какой вывод сделал Муравей после встречи с Розой? (Радость – это особая мудрость и болезни ее боятся)

(На доску повесить карточку со словом радость)

– Когда вам бывает радостно, расскажите.

– Радовались ли вы когда-нибудь успехам своего товарища?

– Что является самым важным в рассказе Пальмы? (Когда хорошо твоим близким, то и тебе хорошо. Надо быть милосердным и заботиться обо всех. Жестокость – это путь к бедности и болезням)

(На доску повесить карточку со словом милосердие)

– Как вы понимаете слово милосердие? Есть ли у этого слова синонимы? (Сочувствие, сострадание).

В.А.Сухомлинский сказал : быть милосердным – значит делать все для людей, что в наших силах.

– В слове милосердие соединились два: милость и сердце. Милость – это желание кому – либо добра, щедрости. Милосерден тот, у кого милость в сердце.

– Кому из ваших знакомых необходимо милосердие и сострадание?

– Расскажите о каких-нибудь случаях из вашей жизни, когда сострадание проявляли к вам, и когда сострадание проявляли вы. Что вы при этом испытывали?

– Как вы думаете, каким должен быть человек, чтобы вовремя сделать то,

Что необходимо в данный момент, сказать то, что нужно, вовремя прийти на помощь?

Послушайте историю о двух девочках. Как можно оценить их поступок?

Инсценировка ситуации.

Дети играли в песочнице. Мимо проходила кошка, она была старая и больная. Шерсть висела на ней клочьями: кошка линяла.

– Фу, какая противная кошка,– сказала Лена.

– Так и хочется в нее чем-нибудь запустить, – сказала Надя.

И дети принялись кидать в кошку камнями.

– Как оценить поступок детей? (Девочки злые, жестокие, не имеют понятия о милосердии)

– Что такое зло? (Зло – это причинение вреда живой и неживой природе, боли людям, животным)

– Как вы думаете могут ли дети рождаться злыми? Почему они такими становятся? Как им помочь? (Таким детям надо протянуть руку помощи, ведь им никто никогда не помогал, надо их научить помогать другим).

Послушайте отрывок из книги Д. Харченко “Как хомячок Кроша Зернышкин научился быть добрым”

Напротив жилища мельника, через дорогу, стояли три стареньких домика. В одном из них жила старушка Настасья. Она была больна и не могла трудиться даже в своем огороде.

Однажды Настасья приходит к мельнику и говорит:

– Степаныч, здравствуй! Может у тебя есть немного пшенички для меня? Будь добр! Насыпь в эту баночку, не откажи одинокой.

Настасья достала бережно завернутую стекляшку и протянула ее мельнику. Степаныч недовольно посмотрел и буркнул:

– Настасья! Разве ты не знаешь, что урожай в этом году намного меньше, чем в прошлом? Мне бы самому дотянуть до следующего сезона.

Настасья побледнела. Глаза ее наполнились слезами. Слегка всхлипнув,она поклонилась мельнику и, сказав: “Прости”, удалилась в свою избушку.

От такого кроткого слова “прости” Степаныч даже как – то заежился. Обычно, когда он кому-нибудь отказывал в подобных просьбах (а это случалось частенько), он спокойно продолжал заниматься своими делами. Затем, подкрепившись на ночь плотным ужином, ложился спать.

В этот же вечер мельник потерял сон. Всю ночь Степаныч ворочался в постели с боку на бок и не мог понять, что же с ним происходит и почему он не может заснуть. Рано утром, услышав скрип соседской калитки, он быстро поднялся с кровати, выглянул в окно и увидел уходящую Настасью все с той же пустой стекляшкой. Было видно, что старушке действительно нечего кушать.

Никогда у мельника не было на душе так тяжело, как сегодня. Будто камень положили ему на грудь. Мысли о вчерашней просьбе Настасьи все чаще приходили к нему на ум. И чем дальше от своего дома уходила старушка, тем тяжелее становилось Степанычу.

Зазвонили в колокола… Этот звон был очень хорошо знаком мельнику, потому что дом его находился недалеко от храма. Степаныч вспомнил, как еще в детстве бабушка водила его туда. В памяти остались только сладкий запах восковых свечей и улыбки тетушек в платочках. Эти воспоминания для него всегда были радостными. Но сейчас ему было совсем не радостно. Лицо Степаныча застыло.Мельник о чем –то серьезно думал. Время для него будто остановилось.

Вот он встал и решительно пошел в храм.

Стоять в храме и слушать о чем-то непонятном для Степаныча, спустя столько лет, было уже тяжело. Он, мужик недюжинной силы, почувствовал, что работать в мельнице в самый напряженный день легче, чем просто находиться в храме. Мельник стал внимательно рассматривать людей и не увидел в них того, что видел, когда был маленьким. Потерял Степаныч свою доброту, поэтому и не видел ее в других. А потому и радостно ему уже не было. Мельник пожал плечами и, не понимая, что же с ним случилось, решил уйти.

Перед выходом он обернулся, чтоб на икону посмотреть, но вдруг увидел Настасью.

Мельник побледнел. Он испугался, что старушка его заметит, и захотел быстренько куда-нибудь спрятаться, или исчезнуть, или даже провалиться сквозь землю. Если бы Настасья на него взглянула, то в жизни Степаныча случилось бы что– то неожиданное, о чем раньше он даже и не задумывался и к чему не был готов.

Вернувшись домой, мельник понял, что ему стыдно. Раньше он никогда не обращал на свой стыд столько внимания, сколько сегодня. Колокольный звон разбудил в Степаныче внутренний голос, который все сильнее говорил ему, что он сделал что-то не так. Это был голос совести.

Мельник вышел во двор и сел на скамейку. Люди возвращались из храма и проходили мимо его дома. Случилось так, что возле его забора встретились два друга. Остановились, разговорились. Степаныч напряг свой слух.

– Здорово. Санек!– сказал один из них.– я немножко приболел и пришел в храм совсем поздно. Расскажи, о чем сегодня читали?

– Знаешь, Иван, читали про человека, который обещал Богу, что тем, кого он обидел, отдаст в четыре раза больше…

ОБИДЕЛ… Это слово шарахнуло Степаныча так, как будто его кто-то обухом огрел по голове. Мельник уже больше не слышал, о чем продолжали разговаривать мужики. Три слова: Настасья…стыдно…обидел – слились воедино в его мыслях и гремели, как симфонический оркестр. Мельник еще раз вспомнил: “… обещал Богу, что тем, кого обидел, отдаст в четыре раза больше…”

С этими словами как будто лучик света проник в душу Степаныча. Он понял, что обидел Настасью.

Мельнику стало жаль, что он вчера так поступил с одинокой старушкой. Немного поразмыслив, догадался, что нужно сделать.

Степаныч вернулся домой, прошелся мимо амбара и посмотрел на свою аккуратно сложенную пшеницу. Хвосты мешков выглядели так, будто и они огорчились, что мельник не помог Настасье. Походив взад-вперед, он вытянул мешок добротной пшеницы, взвалил его на плечи и , слегка крякнув, толкнул дверь ногой.

Степаныч вышел во двор. Мельник шел и думал, не переборщил ли он с целым мешком? “…В четыре раза”, – бормотал он себе под нос, медленно открывая калитку. Душа его скряжничала.

– Жадина, – вырвалось из груди, и мельник уверенно вышел на улицу.

С этого момента радость приблизилась к нему.

Оказавшись на крыльце дома старухи, Степаныч глухо ударил своим кулаком в дверь, да так сильно, что даже штукатурка где-то брякнула о землю. Настасья вышла и от неожиданности застыла на пороге.

Одним движением руки мельник бухнул свой мешок на ее ветхое крылечко. Между ним и одинокой старухой разостлался столб пыли.

– Ой! Ты что? – вскрикнула удивленная Настасья. Степаныч, скомкав в руке свою кепку, с чувством вины посмотрел на старушку и сказал:

– Прости, обидел я тебя вчера. Пожадничал, не подумал, каково тебе живется. Приходи ко мне в другой раз, я тебе не откажу, насыплю тебе еще и муки.

И, как кот, который разлил молоко из блюдечка, виновато убегает, чтобы его не ругали, так и Степаныч, шаркнул своей здоровенной ногой по песку, развернулся и побрел домой.

Настасья всплакнула. Это были слезы радости о том, что Степаныч изменился и стал чуточку добрее.

Беседа.

  1. Какой жизненный случай описан в рассказе?
  2. Какие чувства испытывали вы, слушая этот рассказ?
  3. Понравился ли вам главный герой этого рассказа? Почему?

– В карточке с рассказом Зебры ответ на вопрос что такое доброжелательство, прочитайте.

(Хорошо желать всем добра – это и есть доброжелательство)

– Что советует зебра еще, прочитайте. (Надо жить с добром. Добро надо отдавать. Отдавая добро, оно у тебя будет накапливаться)

Физкультминутка.

Руки вытянуть пошире,
Раз, два, три, четыре, пять.
Наклониться – три, четыре.
И на месте приседать
На носок, потом на пятку,
Все мы делаем зарядку.

– Путешествие Муравья Свати подошло к концу. Что очень важное он узнал от Огня? (Он узнал о цели жизни каждого человека: зажечь внутри себя огонь. Жизнь будет пока этот огонь горит).

Как вы думаете, какая цель жизни должна быть у школьника вашего возраста?

Итог. Много славных дел ждет вас, но прежде всего вы должны вырасти настоящими людьми: здоровыми, добрыми и отзывчивыми. Ибо отзывчивость и доброта делают людей стойкими, веселыми и здоровыми.