Урок изобразительного искусства в 6-м классе по теме "Конструкция головы человека и ее пропорции"

Разделы: МХК и ИЗО


Цели урока:

  1. Изучить закономерности в конструкции головы человека: пропорции лица человека, величину и форму глаз, носа, расположение и форму рта.
  2. Учиться передавать при изображении головы человека (на плоскости и в объеме) пропорции, характер, выражение лица.
  3. Дать понятие средней линии и симметрии лица.
  4. Развивать наблюдательность, умение видеть характер человека в портретном изображении.

Оборудование: мультимедийное оборудование.

Зрительный ряд: наглядные пособия и таблицы, презентация.

Ход урока

1 Организационный момент.

Сегодня на уроке мы продолжим знакомиться с одним из наиболее сложных и привлекательных жанров – портретным жанром. Работа в нем сложна, потому что необходимо передать не только внешнее сходство, но и особенности характера человека.

Слайд 1(Приложение)

Какие бывают портреты, какие бывают лица?

Послушайте, как об этом говорит поэт Николай Заболоцкий:

Слайд 2

Есть лица, подобные пышным порталам,
Где всюду великое чудится в малом.
Есть лица – подобие жалких лачуг,
Где варится печень и мокнет сычуг.
Иные холодные, мертвые лица
Закрыты решетками, словно темница.
Другие – как башни, в которых давно
Никто не живет и не смотрит в окно.
Но малую хижинку знал я когда-то,
Была неказиста она, небогата.
Зато из окошка ее на меня
Струилось дыханье весеннего дня.
Поистине мир и велик и чудесен!
Есть лица – подобье ликующих песен.
Из этих, как солнце, сияющих нот
Составлена песня небесных высот.

За прошедшие годы учебы в школе вы не раз рисовали человека, но делали это, не опираясь на знания, а чаще всего по интуиции. С сегодняшнего урока мы начинаем изучать основу изобразительной грамоты при рисовании портрета.

Итак, тема нашего урока (Слайд 3): “Конструкция головы человека и ее пропорции”.

Цели урока. Слайд 4

2. Повторение.

Учитель: Ребята, так что же такое портрет?

(Ответы детей).

Слайд 5

Учитель: Определите, к какому виду относится данный портрет?

(Ответы детей: парадный, камерный портрет, групповой портрет, автопортрет, бытовой портрет, исторический портрет).

3. Объяснение нового материала.

Учитель: Скажите, а вы никогда не задумывались над тем, что люди очень похожи друг на друга.

Посмотрите, ведь у всех людей на лице есть нос, рот, два глаза, над ними брови, лоб, волосы. Но, тем не менее, передо мной столько детей и все вы совершенно разные. Почему?

Да потому, что вы все не похожи друг на друга – у вас разные формы и размеры глаз, губ, носов, поэтому я различаю вас.

Посмотрите друг на друга. Наше лицо очень подвижно и способно мгновенно выражать наше внутреннее состояние. Не зря говорят, что “лицо – это зеркало души”.

Слайд 6

Если мы грустим, вот-вот заплачем, уголки губ опускаются вниз, брови собираются в складку на переносице или поднимаются вверх.

А если нам весело? Губы “расплываются” в улыбке, уголки поднимаются вверх, возле глаз появляются лучики-складки и глаза начинают сиять, как солнышко.

А если мы сердимся – губы поднимаются в “полосочку”, брови надвигаются на глаза.

Все эти движения мышц на лице мы называем мимикой.

Если научиться подмечать мимику лица, то на рисунке можно передать внутреннее состояние человека.

Но этого еще не достаточно, чтобы нарисовать портрет, например, своего товарища. Без знания основных закономерностей строения головы человека – пропорций, рисунок получается нескладный. Лицо расползается: глаза не на месте, ухо съехало на затылок, рот вылез вперед носа. Хотел нарисовать человека с полным к нему уважением, а получилась карикатура. Или он какой-то невыразительный, похож на всех людей сразу.

Ребята, а у вас бывало такое?

Дети: Конечно, рисуешь человека, а получается кукла.

Слайд 7

Учитель: Сегодня мы с вами изучим правила рисования головы человека и его лица. А затем каждый попробует нарисовать портрет своего товарища, используя полученные знания.

Откройте альбом. Страница слева будет пробником, где мы нарисуем схематический рисунок головы, а на странице справа вы нарисуете портрет своего товарища.

Итак, приступим к работе.

(Учитель мелом на доске рисует схематический рисунок строения головы человека).

Учитель: Чтобы что-то нарисовать, надо посмотреть на объект изображения и определить, на какую простейшую геометрическую фигуру она похожа. Посмотрите друг на друга и определите, на какую геометрическую фигуру похожа голова человека: прямоугольник, треугольник, круг, овал?

Дети: Голова похожа на яйцо, овал.

Слайд 8

Учитель: Верно. Давайте нарисуем овал.

Учитель: Голова человека симметрична относительно вертикальной оси, которую мысленно можно провести через нос. Скажите, а что это значит: лицо человека симметрично?

Дети: Это означает, что слева и справа на одинаковом расстоянии от носа находятся глаза, брови, уши, щеки. Рот тоже симметричен.

Учитель: Заметьте, что если смотреть на голову спереди, то горизонтальная линия – ось глаз – проходит точно посредине головы, то есть все, что находится выше глаз, занимает столько же места, как и то, что находится ниже их.

Учитель: Разделим нижнюю часть овала пополам – получим высоту носа.

Учитель: Если нижнюю часть лица, от основания носа до подбородка, разделить на две ровные части, то мы точно определим положение края нижней губы.

Учитель: А вот величина глаза должна “укладываться” в ширине лица 5 раз. Обратите внимание, что между глазами “уменьшается” еще один глаз. Это надо помнить, чтобы глаза не “разъехались” в стороны.

Слайд 9

Учитель: А теперь приступим к рисованию деталей лица.

  1. Сначала изобразим глаза.
    Форма глаз – шар. В верхнем ряду показаны четыре разных положения глаза. В среднем ряду показаны те же положения глаза, закрытого веком. В нижнем ряду – правильное изображение глаза в перспективе.
    (Учитель работает на доске, дети в альбоме).
  2. Выше глаз находятся брови. У всех людей они разные: овальные, треугольные или как крылья.
  3. А вот форма носа напоминает вытянутый треугольник. Посмотрите внимательно. Как рисуется нос.
  4. Губы у всех людей тоже разные: и бантиком, и треугольничком, и пухлые, и тонкие. Но запомните, что уголки губ находятся примерно на уровне зрачков глаз.
  5. А теперь посмотрите друг на друга, и скажите, какой величины уши человека и на каком уровне они находятся.
    Дети: Высоту уха можно сравнить с высотой носа. Величина уха равна расстоянию между линией глаз и линией носа. Сбоку ухо похоже на улитку, а спереди на полуовалы.
  6. Давайте нарисуем уши и волосы. Слайд №10.
    Учитель: Мы создали с вами “идеальный портрет”. В действительности же встречаются различные отклонения, в которых и проявляются индивидуальность каждого человека. Теперь перейдем от рисования “идеального портрета” к рисованию портрета товарища.

4. Физкультминутка.

  1. Исходное положение – стоя. Руки поднять вверх над головой и тянуться за кончиками пальцев как можно выше.
  2. Исходное положение – руки на пояс. Наклоны туловища вправо и влево.
  3. Исходное положение – стоя. Потрясти попеременно правой и левой ногой.

5. Практическая работа учащихся.

Задание: расскажите о своем товарище через его портрет, используя знания о пропорциях лица.

Слайд 8. Приложение

Обратить внимание детей на то, что в портрете главное не только сходство с портретируемым, но и собственное отношение художника к человеку.

Во время практической работы учащихся делаю целевые обходы с целью:

  1. контроля за правильностью выполнения приемов работы;
  2. оказания помощи учащимся, испытывающим затруднения в работе;
  3. контроль объема и качества выполненной работы.

5. Итог урока.

Выставка детских работ “Знакомьтесь, мой друг!”.

При анализе готовых рисунков задаю вопросы:

  1. На каком рисунке можно узнать ученика вашего класса?
  2. Какой рисунок передает настроение?