"Россия – наша Родина"

Разделы: Начальная школа


  • Цель и задачи:
  • расширить представления детей о стране, в которой они живут, о родном крае; дать понятие о природных зонах России, познакомить с некоторыми ее достопримечательностями;
  • создать условия для развития познавательной активности, творческого воображения, логического мышления;
  • обеспечить межпредметные связи;
  • содействовать умению общаться между собой, содействовать воспитанию гражданственности, любви к родному краю.

Оборудование:

  • мультимедийная доска, персональный компьютер,
  • звуковые колонки, проектор, компьютерная презентация, карта России, карта республики Башкортостан,
  • учебник А.А.Вахрушева “Наша планета Земля” (3 часть), А.А.Вахрушева “Наша планета Земля” (4 часть),
  • толковый словарь С.И. Ожегова, запись Д. Кабалевского “Родной край”, дымковские игрушки, гжельская посуда.

Ход урока

1. Организационный момент

Нас сегодня ждет дорога
И узнать нам надо много,
Так возьмемся за работу,
Чтобы время не терять.
Миша и, конечно, Лена
Нам дружно будут помогать.

2. Повторение и закрепление изученного материала

На протяжении нескольких уроков мы с вами знакомились с частями света. Сейчас мне хотелось бы проверить, что вы запомнили. У вас на столах лежат листы с цифрами теста. Каждая цифра – это номер вопроса. На мультимедийной доске появляется вопрос и 3 варианта ответа. Вы должны выбрать правильный и поставить соответствующую букву на листочек рядом с цифрой (Приложение)

В конце теста происходит оценивание детей по 5-ти бальной шкале:

без ошибок – 5

1–2 ошибки – 4

3 ошибки – 3

3. Изучение новой темы

Тема нашего урока “Россия – наша Родина” /1 слайд/.

/2 слайд/ . Прочитайте и объясните значение следующих слов:
Родина
Отечество
Родная сторона
Родная страна
Отчизна
Как вы думаете, эти слова похожи или различны по своему значению?
Вот как объясняет эти слова С.И. Ожегов в своем толковом словаре:
Родина – 1) Отечество, родная страна;
2) Место рождения, происхождения кого – чего-нибудь, возникновения чего-нибудь.
Отечество – страна, где родился данный человек и к гражданам которой принадлежит.
Отчизна – отечество, родина.
Вывод: Эти слова имеют общее значение. Они все обозначают то место, где человек родился, где он живет, работает, учится, где живут его родные и близкие. Эти слова мы произносим с гордостью и пишем их с большой буквы.

А сейчас Миша с Леной нам расскажут о территории нашей страны /3 слайд/.

/4 слайд/. В каких частях света и на каком материке расположена Россия? В каких тепловых поясах находится Россия?

Откройте 4 часть на странице 16–17. Давайте определим, какие природные зоны можно встретить на территории нашей страны и какие животные обитают в этих природных зонах.

Заполним вместе таблицу на странице 43.

/5 слайд/. В зоне ледяных пустынь обитают белый медведь, северный олень.

/6 слайд/. В тундре обитают северный олень, волк, норвежский лемминг.

/7слайд/. В лесу обитают бурый медведь, зубр, тетерев, лиса, волк, рысь.

/8 слайд/. В степи обитают джейран, волк, тушканчик, крапчатый суслик.

/9 слайд/. В пустыне обитают верблюд, тушканчик, джейран.

/10 слайд/. В горах обитают горный баран, снежный баран.

Много богатств подарила природа жителям России. Она обладает большими запасами различных видов сырья и топлива. В стране представлены практически все виды полезных ископаемых. Россия занимает ведущие места по разведанным запасам угля, торфа, железной и марганцевой руд, бокситов, меди, свинца, никеля, вольфрама, большими запасами нефти, природного газа, драгоценных камней и других. И все эти природные богатства человек использует в разных сферах промышленности.

Определите, какие полезные ископаемые добывают люди из подземных кладовых (стр. 44 № 2). Соедините условные обозначения полезных ископаемых с вещами, которые изготавливает человек.

4. Физкультминутка

Наша страна издавна славилась своими мастерами. Здесь жили и живут настоящие умельцы. Народные художественные промыслы России – неотъемлемая часть отечественной культуры. В них воплощен многовековой опыт эстетического восприятия мира, обращенный в будущее, сохранены глубокие художественные традиции, отражающие самобытность культур многонациональной Российской Федерации.
Неповторимые художественные изделия народных промыслов России любимы и широко известны не только в нашей стране, их знают и высоко ценят за рубежом, они стали символами отечественной культуры, вкладом России во всемирное культурное наследие.

Сейчас ребята расскажут о самых известных народных промыслах России.
/11 слайд/

Долгими зимними вечерами при свете лучины, под звуки простой русской песни лепили из глины дымковские мастерицы фигурки барынь и кавалеров, водоносов и всадников, коней и медведей, индюков и петухов.

Мягко падает снежок, вьется голубой снежок,
Дым идет из труб столбом, точно в дымке все кругом,
Голубые дали и село большое Дымково назвали.
Там любили песни, пляски, в селе рождались чудо – сказки.
Вечера зимой так длинны, и лепили там из глины.
Все игрушки не простые, а волшебно расписные,
Белоснежные, как березки, кружочки, клеточки, полоски.
Казалось бы – простой узор, но отвести не в силах взор.

/12 слайд/

Гжельские изделия легко отличить от других – они сделаны из белой глины и расписаны голубовато-синими узорами. Знаменитые гжельские мастера делали различные гончарные изделия: кружки, тарелки, кувшины, цветочные горшки. Эти изделия очень любили покупать по всей Руси. Мастера делали не только посуду и фигурки сказочных героев, но и игрушки: коней, петухов, котов, собачек.

Гжельская роспись на белом фарфоре –
Синее небо, синее море.
Синь васильков, колокольчиков звонких,
Синие птицы на веточках тонких.

Синь озер глубоких, белые снега
Подарила гжели матушка-земля.
В нежном узоре сплетаются краски,
И волшебство к нам приходит из сказки.

Мы живем в России, значит мы – … (россияне – запись на доске). Это наша большая Родина, а малой Родиной является наша Республика … (Башкортостан) /показ на доске и запись названия)

/13слайд/

На следующем уроке мы ближе познакомимся с нашей малой Родиной. А сейчас нам … (имена 2 детей) расскажут о самом известном народном промысле Башкортостана.

/14 слайд/

1-й учащийся. В нашей Республике очень известны изделия из войлока. Они были неотъемлемой частью быта у потомков кочевников. Одна из основных функций – покрытие каркаса юрты. Войлоком застилали полы, занавешивали стены. Предпочтение отдавалось белому войлоку. “Белая юрта” – у башкир символ благополучия, света и тепла. Если юрта из белого войлока, значит, в ней живут знатные люди. Белую кошму набрасывали на коня батыра, победившего на скачках. Лошадь невесты украшалась белым материалом с узорами. Девушка, прежде чем войти в дом жениха, по обычаю сначала должна была непременно наступать на белый войлок. И в доме ее обязательно укладывали спать также на белый войлок. Дорогих гостей, как правило, сажали на белую кошму.

2-й учащийся. Каждая башкирская женщина должна была уметь валять войлок. По тому, сколько войлочных кошм у невестки в приданом, судили о достатке ее семьи. Из войлока изготавливали мужские головные уборы, обувь (сарык), чепраки под седло женщин, даже мячи для игр. Войлок оберегал башкир от холода, от болезней. Так как же делается войлок? Желательно взять овечью шерсть осенней стрижки: в ней серы больше. Сырье моют, затем теребят вручную. Разложив толщиною в большой палец перещипанную шерсть на простыне или рогоже, вспрыскивают горячею водою, потом катают вместе с рогожею или простынею и опять вспрыскивают, катают… из всей силы до тех пор, пока шерсть очень крепко сляжется. Изделия получаются красивые, с разными рисунками.

Наша страна богата полезными ископаемыми, народными талантами, различными достопримечательностями. И всем этим она щедро делится с нами – жителями России.

И все мы – каждый по своему, любим свою Родину. А как вы думаете: как может человек передать свои чувства к Родине?

/15слайд/
Композитор
Поэт
Художник
Прослушайте песню Д. Кабалевского “Родной край”. Если бы вы были художником, то какую картину нарисовали бы к этой мелодии? (обсуждение)

/16 слайд, 17 слайд, 18 слайд/ Приложение

А вот как знаменитые художники прославляют нашу страну на своих полотнах. Так мелодично и красочно говорят о Родине люди искусства, а как вы думаете: как простой человек может передать свои чувства? (своим трудом, заботой о благополучии Родины)
 А как вы можете высказать свою любовь к Родине?
Школьник:
Охрана природы (зеленый патруль);
Субботники
Помощь пожилым

5. Обобщение, заключение учителя

Родина наша – это наша страна, наш край, наша деревня. Это воздух, которым мы дышим, вода, которую мы пьем. Это рыбы, звери, птицы, насекомые. Это поля, леса, сады… Но богатства не безграничны, а удивительная красота – ранима. Судьба природы, судьба Родины – наша судьба.

6. Домашнее задание

/19 слайд/

Найди и постарайся запомнить географические названия на карте России (стр. 45 № 4)

Узнай, чем знаменит наш край.
Подумай, чем можешь ты быть полезен свой республике.

7. Подведение итогов, оценивание учащихся.