На доске: рушник, шары, плакаты: «Начинаем проводы зимы», «Ай да, Масленица», «Мы рады всем своим гостям, кто пришёл на праздник к нам»; рядом соломенная кукла; в центре класса стоит стол с самоваром и блинами; дети в национальных русских костюмах.
Ход мероприятия
Учитель
Начинаем проводы зимы –
И согласно праздничной программе
До ворот проводим зиму мы.
А весна уже не за горами.
1 ученик
Добры молодцы, красны девицы!
Молодушки, мужички, старушки и старички.
Все здравствуйте! (Поклон.)
2 ученик
Здравствуйте, почтенные господа!
Вот и Масленица к нам пришла сюда.
3 ученик
Ай да, Масленица, кривошейка,
Встретим тебя хорошенько.
С сыром, маслом да яйцом.
Да румяным калачом.
4 ученик: Масленица – древнеславянский праздник «проводов зимы», которым отмечается переход от зимы к весне.
5 ученик: Масленица – самый весёлый, шумный, народный праздник. Празднуется целую неделю и каждый день имеет своё название.
6 ученик: На масленицу рядили чучело – куклу. В прощёный день куклу сжигали. Это необходимо, чтобы растительная сила – зола – обнаружила себя летом в злаках и мы жили безбедно.
7 ученик: Наша Масленица годовая, она гостьюшка дорогая. Коса длинная, лента алая. Угости нас, Масленица, блинами. А мы тебя величать, прославлять будем.
Исполняется песня «Блины»:
- Мы давно блинов не ели, мы блиночков захотели.
Припев: Ой, блины, блины, блины, вы блиночки мои – повторяется 2 раза.
- В квашне новой растворили, часа два блины ходили.
- Моя старшая сестрица печь блины-то мастерица.
- Напекла она поесть, штук пятьсот, наверно, есть.
- Гости, будьте же здоровы, вот блины мои готовы.
Учитель: А знаете ли вы какое название имеют все дни сырной недели?
8 ученик: Понедельник (встреча). В этот день катаются на санях с горок. И чем больше смеха и шума, тем лучше будет урожай.
9 ученик: А чтобы лучше росли растения, нужно кататься на качелях, чем выше, тем лучше.
10 ученик: Вторник (заигрыш). В этот день начинаются весёлые игры, а за потеху и веселье угощали блинами.
Играем с ребятами в игры:
1 игра – «Петухи» (дети на одной ноге в кругу). Пытаются друг друга вытолкнуть из круга. Тому, кто останется стоять на одной ноге – победителю – шарик (приз).
2 игра – «Перетягивание каната» (кто сильнее?)
3 игра – «Кошки-мышки» (дети в кругу взялись за руки). Кошка бегает за мышкой. Мышку через поднятые руки впускаем в круг, а кошку – нет. Пусть пытается поймать. Поймает, получает приз – шарик.
11 ученик Блин круглый, как щедрое солнце. Блин красив и горяч, как горячее солнце. Блин полит маслом. Блин – символ солнца, красных дней и хороших урожаев.
12 ученик: Среда (лакомка). В этот день хозяйки ставят на стол всё, что есть в доме. На первом месте – блины.
Показывается сценка «Маша и гости»:
Учитель: Стала Маша гостей созывать.
Маша: И Иван приди, и Степан приди, и Сергей приди, и Матвей приди. А Никитушка, ну, пожалуйста.
Учитель: Стала Маша гостей угощать.
Маша: И Ивану – блин, и Степану – блин, и Сергею – блин, и Матвею – блин, а Никитушке – мятный пряничек.
13 ученик:
Нашим дружным коллективом
В эти дни желаем вам
Всем знакомым, незнакомым,
Чтобы блин не вышел комом.
Чтоб не вышел комом блин
Блин под номером «один».
Чтоб на славу вышел он
И все прочие вдогон.
Учитель: А знаете ли вы какие дразнилки были у детей?
14 ученик: Федя, Федя, съел медведя.
15 ученик: Дразнила, Дразнила, во рту кусочек мыла.
16 ученик: Федясь, у тебя под ногами грязь (смотреть на ноги Федясю). (А когда тот наклонится, чтобы посмотреть на своих ногах грязь, то сказать ему: «Не кланяйся, я тебе не князь».)
Федя: Ах так, я тебя сейчас поймаю, да как заломаю (оба убегают, а Федя грозит кулаком).
Учитель: А им говорили взрослые: «Ребята, хватит ссориться и драться, пошли блинами объедаться».
17 ученик: Четверг (разгуляй). В этот день устраивали катание на лошадях по солнышку (по часовой стрелке) вокруг деревни.
Учитель: И загадывали друг другу загадки:
- Весь свет в платье одет (небо);
- Крякнул гусь на всю Русь (гром);
- Жар – птица золотым пером хвалится (огонь);
- Хоть сама и снег, и лед, а уходит – слезы льет (зима);
- Тридцать три молотят, один Мартын поворачивает (зубы и язык);
- То он – блин, то он – клин, ночью на небе один (месяц);
- Из-под шапки пар валит, в животе вода кипит (самовар);
- Поставлю, попарю, выну, поправлю, этот отдерну, другой положу (блин);
- Я бел, как снег, в чести у всех, и нравлюсь вам во вред зубам (сахар).
18 ученик: Пятница (тёщины вечера). Зять едет к тёще на блины, а та – встречает, угощает.
19 ученик: Суббота (золовкины посиделки). Ходят в гости ко всем родственникам и опять – бесчисленные длины.
20 ученик: Ешьте, гости, блиночки, круглые, румяные, как наше солнышко. С праздником!
21 ученик: Воскресенье (прощёный день). В этот день просят прощенья у родных и знакомых, потом весело поют и пляшут.
Учитель: Ай да ты, ай да я. Танец «Барыня».
22 ученик: Как на масляной неделе в потолок блины летели. Ой, блины, мои блины, блины масленые.
Учитель: А знаете ли вы как празднуется Масленица у других народов?
23 ученик: В Англии проводят соревнования женщин в беге с блинами. В 11.45 раздаётся звон колокола. Женщины бегут с горячими сковородками и блином. Участницам должно быть не менее 18 лет. На них фартук и косынка. Во время бега нужно не менее трёх раз подбросить блин на сковороде и поймать его. Первая прибежавшая отдаёт блин звонарю, тот её целует и она считалась чемпионкой блинных гонок на год.
24 ученик: Дания. В школах театральные представления и концерты. Дети обмениваются шуточными письмами без указания обратного адреса. А если мальчик от девочки получит письмо и угадает её имя, то она на Пасху должна подарить мальчику шоколад.
25 ученик: Швейцария. Люди в свои ладошки набирали муку, крепко сжимали и опускали в холодную воду, а получившийся шар выпекали прямо в горячей золе в очаге.
26 ученик: Польша. Выпечка блинов считается важным делом. Участие принимают все члены семьи. Один – смазывает сковороду маслом, другой – льёт тесто на неё, третий – переворачивает и т.д.
27 ученик: Россия. В каждом доме стоит отметить этот древний праздник, ведь издавна русские люди старались достойно проводить Масленицу, чтобы потом не жить весь год в «горькой беде».
28 ученик Ну, Масленица - кривошейка, погуляла ты у нас хорошенько. Отошла твоя пора, поезжай-ка со двора.
Учитель: Уходит Масленица, а значит наступает весна. Знаете ли вы приметы весны?
Приметы весны в лесу видны…
Дети по очереди:
- Медведь встал из берлоги.
- Лисица из старой норы в новую перебирается.
- Ворона в луже купается.
- Увидал грача, весну встречай.
- День длиннее, а ночь короче.
Учитель: Давайте же и мы сейчас отведаем блинов, угостим наших дорогих гостей и споём народную песню о весне.
Песня о весне:
- Вот уж зимушка проходит, белоснежная проходит.
Припев: лю-ли, лю-ли проходит – повторяем 2 раза.
- Снег и холод прочь уводит, весну красную приводит.
- Прощай саночки, конёчки, наши зимние дружочки.
Затем угощаем всех присутствующих на празднике блинами и горячим чаем.
В заключение праздника на улице взрослые сжигают чучело Масленицы.
Поздравляем друг друга с наступлением весны.