Цели урока:
- Познакомить уч-ся с положением рабов в Древнем Риме;
- Продолжить формирование умений работать с историческими источниками, наглядным материалом, текстом учебника;
- Воспитывать негативное отношение к любому виду рабства.
Учебное оборудование:
- Карта «Рост Римского государства в III в. до н.э. – II в. н.э. или карта «Римская республика в III – II вв до н.э.»;
- Картина «Продажа рабов» или «В имении римского рабовладельца»
- Магнитофон;
- Видеоаппаратура, видеофильм «Древний Рим»;
- Набор раздаточного материала.
Ход урока
1. Учитель не сообщает тему урока, а просит учащихся вывести название урока после просмотра видеосюжета из учебного фильма «Древний Рим» (демонстрируется эпизод о жизни рабов в Древнем Риме). Учащиеся называют тему урока. Учитель задает вопросы:
А) Как вы понимаете, что такое рабство?
Б) Есть ли сейчас рабство?
2. Заполнение уч-ся маркировочной таблицы (1 графа)
Я хочу узнать |
Я узнал новое |
Что осталось неизвестным? |
Сообщение учителем цели урока (обобщить сказанное детьми).
3. Изучение нового материала.
Технология: обучение в сотрудничестве
Форма урока: исследование (исследовательская лаборатория историков);
Направления групповой работы:
- Картографы;
- Реставраторы;
- Хронисты;
- Текстологи-иллюстраторы;
- Лингвисты-переводчики.
Алгоритм действий группы:
- Прочитай задание;
- Выбери задание по силам и по интересам;
- Выполни его;
- При необходимости помоги своим товарищам;
- Групповая защита выполненных заданий.
(В роли «скорой помощи» - учитель).
Задания для групп в конвертах.
Выбор направления работы методом жеребьевки.
Задания разноуровневые, выполняются в номерном порядке:
- синий цвет – I уровень сложности;
- зеленый цвет – II уровень сложности;
- красный цвет – III уровень сложности.
(Учащиеся имеют право выбрать задание по силам)
I группа. Картографы.
Задания:
- Прикрепить значок на объект на настенной карте (Рим) и отметить его местоположение на контурной карте (схема контурной карты прилагается); (приложение 1, приложение 2)
- Показать на карте Рим и определить словами его местоположение (страна, полуостров);
- Показать на карте страны, откуда прибывали рабы, прикрепить значки.
II группа. Реставраторы.
Задания:
- Опираясь на текст п.49, пункт 1, закончи предложения:
А) Главный источник рабства – (завоевания);
Б) Покоряя страны, римские полководцы обращали в рабство – (десятки тысяч военнопленных и мирных жителей);
В) В результате завоеваний в Риме появилось – (большое количество дешевых рабов).
Во время защиты задания учитель приводит пример: сохранились сведения, что у некоторых римских богачей было в то время до 20 тыс. рабов. Так, у рабовладельцев Красса и Данетрия рабов было столько, что из них можно было набрать целое войско. Помпей в самом деле составил эскадрон из 300 своих пастухов, другой рабовладелец имел 8 тыс. рабов.
- Опираясь на текст п. 49, пункт 1, найти ошибки в тексте:
А) После окончания войны сенат объявлял завоеванную страну столицей и сам управлял ею.
Б) Про него говорили, что он богатым приехал в бедную страну, а уехал бедным из богатой страны (в тексте – 6 ошибок, проверить по карточке-ответу).
Карточка-ответ: провинция, наместник, бедный, богатая, богатый, бедный. - Восстановить «белые пятна истории». Пользуясь магнитофоном и кассетой, восстановить пропущенные слова в тексте («стерлись со временем»):
Наказ управляющему о содержании рабов: 1. Одежда рабов. Тунику (… …) и плащ выдавать через … . 2. Прежде чем выдать тунику или плащ, старую одежду отдать на … … . 3. Спать в … помещении, окна под самым потолком закрыть … . 4. На земляной пол бросить немного … . 5. Кормить палыми … . 6. Когда они будут съедены, давать … … и … .
(Восстановленные слова: нательная рубашка, год, лоскутное одеяло, полуподвальное, решетки, солома, маслины, рыбный рассол и уксус).
- а) Сделайте вывод об источниках рабства в Риме;
б) Как вы относитесь к этому?
III группа. Хронисты.
Задания:
1. Прочитайте документ Марка Порция Катона «Земледелие»: «Если стояла дождливая погода, то вот работы, которые можно делать и в ливень: мыть сосуды для вина и осмаливать их, прибирать усадьбу, переносить хлеб, выносить навоз наружу, устраивать навозную кучу, очищать зерно, починять веревки, плести новые; рабам надлежало в это же время заняться починкой одеял и плащей. По праздникам можно было чистить старые канавы, прокладывать общественную дорогу, вырывать колючую траву, вскапывать огород, обкашивать луга, резать веники, вырезать колючие кусты, наводить порядок…» (Хрестоматия по истории древнего мира: Пособие для учителя/под редакцией Е.А.Черкасовой. – М., 1987.).
Ответить на вопросы:
А) Было ли свободное время у рабов?
Б) Что должны были делать рабы в дождливую погоду?
В) Что должны были делать рабы в праздники?
2. Прочитайте документ п. 49, стр.228 «Римские ученые о рабах» (внизу, мелким шрифтом) и ответьте на вопросы:
А) Докажите, что рабовладельцы не считали рабов за людей;
Б) Как рабы относились к труду, особенно в сельском хозяйстве (из записей ученого Колумелла)?
В) Как можно объяснить такое отношение рабов к труду (заинтересованы ли они в результатах своего труда? Почему?)
Г) Сделайте вывод о положении рабов в Риме.
IV группа. Текстологи – иллюстраторы.
Задания:
- Используя заголовки и текст п.2, 3, 4 п. 49, ответить на вопрос:где использовали труд рабов?
- Объяснить сюжет иллюстраций /приложение 3, приложение 4, приложение 5/ (в помощь - текст п 2, 3, 4 , п. 49, статья «Гладиаторский бой», см. приложение 6)
- Оживите картину «В имении римского рабовладельца». В помощь – текст, предложенный учителем.
Текст-опора.
В центре картины рабовладелец, раб-управляющий и немощный старик-раб.
Раб старается во всем угодить своему хозяину:
- Господин мой. Что делать с этим стариком: Пять лет он в твоем имении. Он был лучшим рабом на прессе. А теперь он слаб и никуда не годится.
- Он лодырь, - замечает хозяин, - накажи его.
- все уже сделано, господин, его били кнутом, подвешивали на веревках. Это не притворство, он не может больше работать.
- Попробуй его продать, - говорит рабовладелец, - лишний нахлебник нам не нужен.
- Помилуй, господин, да кто его купит? Его и даром-то никто не возьмет.
- Пожалуй, ты прав. Я велю его отвезти на пустынный остров на Тибре, - отвечает рабовладелец. – Туда свозят старых, никуда не годных рабов, и они подыхают там от голода и болезней. (Методическое пособие по истории древнего мира. М., 2006.)
- Сделайте вывод о положении рабов в Древнем Риме.
V группа. Лингвисты – переводчики (словарно-терминологическая работа)
Задания:
- Вставьте пропущенные буквы в слова: р…бы, …мение, амф…театр, гл…диатор;
- Объяснить значение этих терминов и продиктовать классу для записи в словарь.
- Есть ответ – требуется вопрос (составить вопросы к данным ответам):
- Рабы
- Завоевание
- В сельском хозяйстве, слуги в богатом доме, на арене амфитеатра
- «Говорящее орудие»
- Тяжелое положение
- Осуждение
4. Защита выполненных в группе заданий перед классом.
В это время все остальные ребята выполняют тест-глаза (рефлексия): (приложение 7)
- Город Рим находится на п-ве
а) Балканский
б) Апеннинский - Каковы источники рабства в Риме?
а) завоевания
б) добровольно приезжали в Рим из других стран - Рабы стоили очень
а) дорого
б) дешево - Рабов содержали рабовладельцы
а) очень плохо
б) очень хорошо - Где использовали рабов?
а) в сельском хозяйстве
б) в доме как слуг
в) в качестве гладиаторов - Как рабы относились к своему труду, особенно в сельском хозяйстве?
а) трудились добросовестно
б) трудились плохо - Почему?
А) были ленивыми
б) не были заинтересованы в результатах своего труда, т.е. им ничего не доставалось - Как называли рабов в Древнем Риме?
а) «говорящим орудием»
б) «немым орудием»
в) «мычащим орудием» - Как вы относитесь к рабству?
А) равнодушно
б) осуждаете
в) приветствуете - К чему, на ваш взгляд, может привести большое скопление рабов в одной стране?
а) улучшение жизни местных жителей
б) восстание
Проверка тестов в режиме взаимопроверки и заполнение 3 графы маркировочной таблицы: что осталось неизвестным, вызвало затруднение (В.10)? Оценка выставляется, исходя из 9 проверенных ответов.
5. Рефлексия. Задание:
Составить синквейн (образец разложить на парты)
Правила составления синквейна:
- В первой строчке тема называется одним словом (имя сущ.);
- Во второй строке описание темы двумя словами (имя прил.);
- В третьей строке описание действия в рамках темы (3 гл.);
- Четвертая строка – фраза из 4 слов, показывающая ваше отношение к теме;
- Пятая строчка: Я узнал новое….(заполнение 2 графы в таблице)
6. Кто сегодня из вас работал лучше всех?
Кого бы вы хотели похвалить?
Кому бы вы сегодня пожелали удачи на будущее?
7. Домашнее задание на выбор (разноуровневое):
А) Написать мини-сочинение на тему «Как я отношусь к рабству?»;
Б) Составить кроссворд по теме урока;
В) Чтение п. 49, ответить на вопросы после п. 49.