Урок истории "Рабство в Древнем Риме", 5-й класс

Разделы: История и обществознание

Класс: 5


Цели урока:

  • Познакомить уч-ся с положением рабов в Древнем Риме;
  • Продолжить формирование умений работать с историческими источниками, наглядным материалом, текстом учебника;
  • Воспитывать негативное отношение к любому виду рабства.

Учебное оборудование:

  • Карта «Рост Римского государства в III в. до н.э. – II в. н.э. или карта «Римская республика в III – II вв до н.э.»;
  • Картина «Продажа рабов» или «В имении римского рабовладельца»
  • Магнитофон;
  • Видеоаппаратура, видеофильм «Древний Рим»;
  • Набор раздаточного материала.

Ход урока

1. Учитель не сообщает тему урока, а просит учащихся вывести название урока после просмотра видеосюжета из учебного фильма «Древний Рим» (демонстрируется эпизод о жизни рабов в Древнем Риме). Учащиеся называют тему урока. Учитель задает вопросы:

А) Как вы понимаете, что такое рабство?

Б) Есть ли сейчас рабство?

2. Заполнение уч-ся маркировочной таблицы (1 графа)

Я хочу узнать

Я узнал новое

Что осталось неизвестным?

Сообщение учителем цели урока (обобщить сказанное детьми).

3. Изучение нового материала.

Технология: обучение в сотрудничестве

Форма урока: исследование (исследовательская лаборатория историков);

Направления групповой работы:

  1. Картографы;
  2. Реставраторы;
  3. Хронисты;
  4. Текстологи-иллюстраторы;
  5. Лингвисты-переводчики.

Алгоритм действий группы:

  1. Прочитай задание;
  2. Выбери задание по силам и по интересам;
  3. Выполни его;
  4. При необходимости помоги своим товарищам;
  5. Групповая защита выполненных заданий.

(В роли «скорой помощи» - учитель).

Задания для групп в конвертах.

Выбор направления работы методом жеребьевки.

Задания разноуровневые, выполняются в номерном порядке:

  • синий цвет – I уровень сложности;
  • зеленый цвет – II уровень сложности;
  • красный цвет – III уровень сложности.

(Учащиеся имеют право выбрать задание по силам)

I группа. Картографы.  

Задания:

  1. Прикрепить значок на объект на настенной карте (Рим) и отметить его местоположение на контурной карте (схема контурной карты прилагается); (приложение 1, приложение 2)
  2. Показать на карте Рим и определить словами его местоположение (страна, полуостров);
  3. Показать на карте страны, откуда прибывали рабы, прикрепить значки.

II группа. Реставраторы.

Задания:

  1. Опираясь на текст п.49, пункт 1, закончи предложения:
    А) Главный источник рабства – (завоевания);
    Б) Покоряя страны, римские полководцы обращали в рабство – (десятки тысяч военнопленных и мирных жителей);
    В) В результате завоеваний в Риме появилось – (большое количество дешевых рабов).

Во время защиты задания учитель приводит пример: сохранились сведения, что у некоторых римских богачей было в то время до 20 тыс. рабов. Так, у рабовладельцев Красса и Данетрия рабов было столько, что из них можно было набрать целое войско. Помпей в самом деле составил эскадрон из 300 своих пастухов, другой рабовладелец имел 8 тыс. рабов.

  1. Опираясь на текст п. 49, пункт 1, найти ошибки в тексте:
    А) После окончания войны сенат объявлял завоеванную страну столицей и сам управлял ею.
    Б) Про него говорили, что он богатым приехал в бедную страну, а уехал бедным из богатой страны (в тексте – 6 ошибок, проверить по карточке-ответу).
    Карточка-ответ: провинция, наместник, бедный, богатая, богатый, бедный.
  2. Восстановить «белые пятна истории». Пользуясь магнитофоном и кассетой, восстановить пропущенные слова в тексте («стерлись со временем»):
    Наказ управляющему о содержании рабов: 1. Одежда рабов. Тунику (… …) и плащ выдавать через … . 2. Прежде чем выдать тунику или плащ, старую одежду отдать на … … . 3. Спать в … помещении, окна под самым потолком закрыть … . 4. На земляной пол бросить немного … . 5. Кормить палыми … . 6. Когда они будут съедены, давать … … и … .

(Восстановленные слова: нательная рубашка, год, лоскутное одеяло, полуподвальное, решетки, солома, маслины, рыбный рассол и уксус).

  1. а) Сделайте вывод об источниках рабства в Риме;
    б) Как вы относитесь к этому?

III группа. Хронисты.

Задания:

1. Прочитайте документ Марка Порция Катона «Земледелие»: «Если стояла дождливая погода, то вот работы, которые можно делать и в ливень: мыть сосуды для вина и осмаливать их, прибирать усадьбу, переносить хлеб, выносить навоз наружу, устраивать навозную кучу, очищать зерно, починять веревки, плести новые; рабам надлежало в это же время заняться починкой одеял и плащей. По праздникам можно было чистить старые канавы, прокладывать общественную дорогу, вырывать колючую траву, вскапывать огород, обкашивать луга, резать веники, вырезать колючие кусты, наводить порядок…» (Хрестоматия по истории древнего мира: Пособие для учителя/под редакцией Е.А.Черкасовой. – М., 1987.).

Ответить на вопросы:

А) Было ли свободное время у рабов?

Б) Что должны были делать рабы в дождливую погоду?

В) Что должны были делать рабы в праздники?

2. Прочитайте документ п. 49, стр.228 «Римские ученые о рабах» (внизу, мелким шрифтом) и ответьте на вопросы:

А) Докажите, что рабовладельцы не считали рабов за людей;

Б) Как рабы относились к труду, особенно в сельском хозяйстве (из записей ученого Колумелла)?

В) Как можно объяснить такое отношение рабов к труду (заинтересованы ли они в результатах своего труда? Почему?)

Г) Сделайте вывод о положении рабов в Риме.

IV группа. Текстологи – иллюстраторы.

Задания:

  1. Используя заголовки и текст п.2, 3, 4 п. 49, ответить на вопрос:где использовали труд рабов?
  2. Объяснить сюжет иллюстраций /приложение 3, приложение 4, приложение 5/ (в помощь - текст п 2, 3, 4 , п. 49, статья «Гладиаторский бой», см. приложение 6)
  3. Оживите картину «В имении римского рабовладельца». В помощь – текст, предложенный учителем.

Текст-опора.

В центре картины рабовладелец, раб-управляющий и немощный старик-раб.

Раб старается во всем угодить своему хозяину:

- Господин мой. Что делать с этим стариком: Пять лет он в твоем имении. Он был лучшим рабом на прессе. А теперь он слаб и никуда не годится.

- Он лодырь, - замечает хозяин, - накажи его.

- все уже сделано, господин, его били кнутом, подвешивали на веревках. Это не притворство, он не может больше работать.

- Попробуй его продать, - говорит рабовладелец, - лишний нахлебник нам не нужен.

- Помилуй, господин, да кто его купит? Его и даром-то никто не возьмет.

- Пожалуй, ты прав. Я велю его отвезти на пустынный остров на Тибре, - отвечает рабовладелец. – Туда свозят старых, никуда не годных рабов, и они подыхают там от голода и болезней. (Методическое пособие по истории древнего мира. М., 2006.)

  1. Сделайте вывод о положении рабов в Древнем Риме.

V группа. Лингвисты – переводчики (словарно-терминологическая работа)

Задания:

  1. Вставьте пропущенные буквы в слова: р…бы, …мение, амф…театр, гл…диатор;
  2. Объяснить значение этих терминов и продиктовать классу для записи в словарь.
  3. Есть ответ – требуется вопрос (составить вопросы к данным ответам):
  • Рабы
  • Завоевание
  • В сельском хозяйстве, слуги в богатом доме, на арене амфитеатра
  • «Говорящее орудие»
  • Тяжелое положение
  • Осуждение

4. Защита выполненных в группе заданий перед классом.

В это время все остальные ребята выполняют тест-глаза (рефлексия): (приложение 7)

  1. Город Рим находится на п-ве
    а) Балканский
    б) Апеннинский
  2. Каковы источники рабства в Риме?
    а) завоевания
    б) добровольно приезжали в Рим из других стран
  3. Рабы стоили очень
    а) дорого
    б) дешево
  4. Рабов содержали рабовладельцы
    а) очень плохо
    б) очень хорошо
  5. Где использовали рабов?
    а) в сельском хозяйстве
    б) в доме как слуг
    в) в качестве гладиаторов
  6. Как рабы относились к своему труду, особенно в сельском хозяйстве?
    а) трудились добросовестно
    б) трудились плохо
  7. Почему?
    А) были ленивыми
    б) не были заинтересованы в результатах своего труда, т.е. им ничего не доставалось
  8. Как называли рабов в Древнем Риме?
    а) «говорящим орудием»
    б) «немым орудием»
    в) «мычащим орудием»
  9. Как вы относитесь к рабству?
    А) равнодушно
    б) осуждаете
    в) приветствуете
  10. К чему, на ваш взгляд, может привести большое скопление рабов в одной стране?
    а) улучшение жизни местных жителей
    б) восстание

Проверка тестов в режиме взаимопроверки и заполнение 3 графы маркировочной таблицы: что осталось неизвестным, вызвало затруднение (В.10)? Оценка выставляется, исходя из 9 проверенных ответов.

5. Рефлексия. Задание:

Составить синквейн (образец разложить на парты)

Правила составления синквейна:

  1. В первой строчке тема называется одним словом (имя сущ.);
  2. Во второй строке описание темы двумя словами (имя прил.);
  3. В третьей строке описание действия в рамках темы (3 гл.);
  4. Четвертая строка – фраза из 4 слов, показывающая ваше отношение к теме;
  5. Пятая строчка: Я узнал новое….(заполнение 2 графы в таблице)

6. Кто сегодня из вас работал лучше всех?

Кого бы вы хотели похвалить?

Кому бы вы сегодня пожелали удачи на будущее?

7. Домашнее задание на выбор (разноуровневое):

А) Написать мини-сочинение на тему «Как я отношусь к рабству?»;

Б) Составить кроссворд по теме урока;

В) Чтение п. 49, ответить на вопросы после п. 49.