На выполнение проекта запланировано 2 урока.
Цели урока:
- Повторить и обобщить знания по теме «Процедуры в ЛогоМирах».
- Развитие познавательного интереса и творческой активности учащихся.
- Развитие у учащихся умения анализировать ситуацию и применять свои знания в жизни.
- Выявление связи информатики с другими предметами (математикой и биологией).
Задачи урока:
- Воспитательная – развитие познавательного интереса, логического мышления.
- Учебная – развитие и совершенствование навыков работы учащихся в среде ЛогоМиры.
- Развивающая – развитие мышления, умения делать выводы.
- Познавательная – межпредметная связь «биология – информатика - математика».
Подготовительный этап.
Перед началом занятия должен быть создан проект с листами 1 и 2 - «Пауки» и «Рисунок паутины».
План выполнения проекта
1-й урок |
||
Этапы урока |
Содержание этапа урока |
Виды и формы работы |
1. |
Небольшая экскурсия в биологию. Знакомимся с пауками, легендой происхождения названия. |
Организационный момент. Приветствие. Мотивационное начало урока. Постановка целей урока. |
2. |
Вспоминаем, что такое процедура и правила написания процедуры. |
Фронтальный опрос. |
3. |
Объяснение учителя. Что такое - Процедура с параметрами. Правила написания таких процедур |
Объяснение учителя. |
4. |
Вместе с классом составляем процедуры: треугольник, шестиугольник, паутина. Выявляем: какая величина может быть параметром (сторона). |
Фронтальная работа. |
5. |
Работаем за компьютерами. Создаем проект "Паутина". |
Работа учащихся на компьютере, сохранение созданных файлов, показ выполненных заданий учителю. |
6. |
Отвечаем на вопросы по теме урока. |
Домашнее задание. Подведение итогов урока. |
2-й урок |
||
1. |
Фронтальный опрос по теме «Процедура с параметром». Обсуждаем выполненное домашнее задание. |
Организационный момент. Постановка целей урока. |
2. |
Создаем 4 лист проекта «Галерея паутинок». |
Работа учащихся на компьютере, сохранение созданных файлов, показ выполненных заданий учителю. |
3. |
Обсуждаем вопросы построения правильных n-угольников из геометрии. |
|
4. |
Подведение итогов создания проектов. Выставление оценок. |
|
1-й урок
1. Небольшая экскурсия в биологию. Знакомимся с пауками, легендой происхождения названия.
Пауки
Самый многочисленный отряд среди паукообразных — пауки. О том, как возникло их научное название— арахна,— повествуют древнегреческие мифы.
Молодая лидийская пряха Арахна достигла очень большого мастерства в искусстве выделывания пряжи, подобной воздуху, из ниток тонких, как туман. Богиня Афина, узнав об этом, вызвала девушку на состязание. Арахна выткала ткань лучше богини, которая в наказание превратила ее в паука. С тех пор и осталась у пауков удивительная способность к плетению паутины, сыгравшая решающую роль в их судьбе.
Пауки встречаются повсюду: на поверхности почвы, во мху, на древесной и травянистой растительности, в дуплах, под корой, камнями, в трещинах скал, норах и гнездах, в домах человека.
На земле около 30 тысяч видов всевозможных пауков. Как и насекомые, живут они почти всюду: на всех островах и континентах, в горах и низинах, лесах, степях и раскаленных пустынях. Даже на Джомолунгме, на 7300 метрах высоты, поймали паука-скакунчика! Нет их только там, где льды круглый год покрывают землю.
Человеку от паука вред малый, а польза большая. Ядовиты немногие из пауков; эти, конечно, опасны людям, которые живут там, где много ядовитых пауков. Пауки, поселившиеся в домах, засоряют стены наших жилищ паутиной. Другого вреда нет.
А польза велика. Пауки прожорливы: каждый в день съедает не меньше, чем сам весит. Когда охота особенно удачна, некоторые пауки из рода аранеус (и среди них обычный наш крестовик) ловят в сети по… пятьсот насекомых за сутки. Мухи в этом улове преобладают.
Весь материал о пауках уже расположен на первой странице нашего проекта. Эта страница имеет вид: см. приложение 1.
Изучаем паутину. Отвечаем на вопрос: Какие геометрические фигуры напоминает паутина? (Треугольники и многоугольники). Лист 2 нашего проекта: см. приложение 2.
2. Вспоминаем, что такое процедура и правила написания процедуры.
Процедура это часть программы, выполняющая самостоятельную задачу и реализующая тот или иной алгоритм, который можно применить в другой процедуре или программе.
Процедуры до бесконечности расширяют набор примитивов (команд) для черепашек. Любая написанная программа может считаться еще одной командой.
Первая строка любой процедуры должна содержать слово “это” и имя процедуры. Предпочтительней процедуру называть одним словом. Нежелательно применять в имени разделители и знаки препинания. Количество знаков в имени тоже лучше ограничить в связи с тем, что при вызове процедуры можно сделать ошибки при написании длинных имен. Итак, предлагается начать знакомство с темой написанием процедуры рисования правильной фигуры, например, квадрата.
Текст процедуры записывается на листе программ для Лого миров. Последней строкой в процедуре должна быть строка «конец». Это важно, потому что на листе программ может быть написано много процедур. Признаком окончания процедуры является слово «конец».
3. Объяснение учителя. Что такое - Процедура с параметрами. Правила написания такихпроцедур.
Параметр это величина, которая может принимать различные значения и описывает какие-либо характеристики объектов. В модуле параметр имеет имя, записываемое чаще всего буквами. Значение параметра можно изменить, при этом меняется результат работы процедуры.
В качестве примера можно рассмотреть процедуры для шестиугольника и треугольника. Введем для них один параметр, означающий длину стороны правильной фигуры. Обозначим его :сторона. В Лого знак «:» перед именем параметра обязателен и показывает, что мы имеем дело со значением параметра, а не с его именем. Между «:» и именем параметра пробела быть не должно.
Имена всех используемых параметров нужно обязательно указывать в первой строке процедуры (в заголовке процедуры). С учетом всего вышесказанного тексты процедур шестиугольника и треугольника будут выглядеть следующим образом:
это треугольник :сторона
по
повтори 3 [вп :сторона пр 120]
конец
Для того, чтобы черепашка нарисовала нужные фигуры, при вызове процедур необходимо указать конкретные значение параметра. Например, для получения треугольника со стороной 100 шагов черепахи надо набрать в поле команд строку:
треугольник 100
При выполнении этой команды параметру :сторона присваивается значение, равное 100 и выполняется процедура с этим значением параметра.
Вместе с классом составляем процедуры: треугольник, шестиугольник, паутина. Выявляем: какая величина может быть параметром (сторона). 8-10 минут.
это шестиугольник :сторона
повтори 6 [треугольник :сторона пр 60]
конецэто паутина
шестиугольник 20
шестиугольник 30
шестиугольник 40
шестиугольник 50
шестиугольник 60
конец
Процедура паутина при выполнении обращается к процедуре с параметром шестиугольник, которая в свою очередь обращается к процедуре с параметром треугольник.
4. Работаем за компьютерами. Создаем проект "Паутина". 8-10 минут.
См. приложение 3.
5. Отвечаем на вопрос: Как заставить паука убрать паутину? (Команда пс- перо стирающее в процедуре треугольник).
6. Домашнее задание: Составить процедуру построения правильного n-угольника со стороной X..
7. Ответы на вопросы. Подведение итогов урока.
2-й урок
1. Фронтальный опрос по теме «Процедура с параметром». Обсуждаем выполненное домашнее задание. Процедура построения правильного n-угольника со стороной Х имеет вид:
это угольник :к_углов :сторона
по
повтори :к_углов [вп :сторона пр 360 / :к_углов]
конец
Это процедура с двумя параметрами: количество углов и длина стороны.
2. Создаем 4 лист проекта «Галерея паутинок». Для построения используем процедуры угольник 1 и треугольник 1 с двумя параметрами (количество углов и сторона). Количество углов задаем бегунком.
это угольник1 :углы :сторона
по
повтори :углы [треугольник :сторона пр 360 / :углы]
конецэто треугольник1 :сторона
по
повтори 3 [вп :сторона пр 120]
конецэто паутина1
угольник1 углы 20
угольник1 углы 30
угольник1 углы 40
угольник1 углы 50
угольник1 углы 60
конец
Четвертый лист проекта имеет вид:
См. приложение 4.
3. Обсуждаем вопросы построения правильных n-угольников из геометрии.
Из равносторонних треугольников можно построить только шестиугольник (360° : 6 = 60°). Другие n-угольники можно построить из равнобедренных треугольников.
4. Подведение итогов создания проектов. Выставление оценок.