Процедура с параметрами в среде ЛогоМиры

Разделы: Информатика


На выполнение проекта запланировано 2 урока.

Цели урока:

  1. Повторить и обобщить знания по теме «Процедуры в ЛогоМирах».
  2. Развитие познавательного интереса и творческой активности учащихся.
  3. Развитие у учащихся умения анализировать ситуацию и применять свои знания в жизни.
  4. Выявление связи информатики с другими предметами (математикой и биологией).

Задачи урока:

  1. Воспитательная – развитие познавательного интереса, логического мышления.
  2. Учебная – развитие и совершенствование навыков работы учащихся в среде ЛогоМиры.
  3. Развивающая – развитие мышления, умения делать выводы.
  4. Познавательная – межпредметная связь «биология – информатика - математика».

Подготовительный этап.

Перед началом занятия должен быть создан проект с листами 1 и 2 - «Пауки» и «Рисунок паутины».

План выполнения проекта

1-й урок

Этапы урока

Содержание этапа урока

Виды и формы работы

1.

Небольшая экскурсия в биологию. Знакомимся с пауками, легендой происхождения названия.

Организационный момент. Приветствие. Мотивационное начало урока. Постановка целей урока.

2.

Вспоминаем, что такое процедура и правила написания процедуры.

Фронтальный опрос.

3.

Объяснение учителя. Что такое - Процедура с параметрами. Правила написания таких процедур

Объяснение учителя.

4.

Вместе с классом составляем процедуры: треугольник, шестиугольник, паутина. Выявляем: какая величина может быть параметром (сторона).

Фронтальная работа.

5.

Работаем за компьютерами. Создаем проект "Паутина".

Работа учащихся на компьютере, сохранение созданных файлов, показ выполненных заданий учителю.

6.

Отвечаем на вопросы по теме урока.

Домашнее задание. Подведение итогов урока.

2-й урок

1.

Фронтальный опрос по теме «Процедура с параметром». Обсуждаем выполненное домашнее задание.

Организационный момент. Постановка целей урока.

2.

Создаем 4 лист проекта «Галерея паутинок».

Работа учащихся на компьютере, сохранение созданных файлов, показ выполненных заданий учителю.

3.

Обсуждаем вопросы построения правильных n-угольников из геометрии.

 

4.

Подведение итогов создания проектов. Выставление оценок.

 

1-й урок

1. Небольшая экскурсия в биологию. Знакомимся с пауками, легендой происхождения названия.

Пауки

Самый многочисленный отряд среди паукообразных — пауки. О том, как возникло их научное название— арахна,— повествуют древнегреческие мифы.

Молодая лидийская пряха Арахна достигла очень большого мастерства в искусстве выделывания пряжи, подобной воздуху, из ниток тонких, как туман. Богиня Афина, узнав об этом, вызвала девушку на состязание. Арахна выткала ткань лучше богини, которая в наказание превратила ее в паука. С тех пор и осталась у пауков удивительная способность к плетению паутины, сыгравшая решающую роль в их судьбе.

Пауки встречаются повсюду: на поверхности почвы, во мху, на древесной и травянистой растительности, в дуплах, под корой, камнями, в трещинах скал, норах и гнездах, в домах человека.

На земле около 30 тысяч видов всевозможных пауков. Как и насекомые, живут они почти всюду: на всех островах и континентах, в горах и низинах, лесах, степях и раскаленных пустынях. Даже на Джомолунгме, на 7300 метрах высоты, поймали паука-скакунчика! Нет их только там, где льды круглый год покрывают землю.

Человеку от паука вред малый, а польза большая. Ядовиты немногие из пауков; эти, конечно, опасны людям, которые живут там, где много ядовитых пауков. Пауки, поселившиеся в домах, засоряют стены наших жилищ паутиной. Другого вреда нет.

А польза велика. Пауки прожорливы: каждый в день съедает не меньше, чем сам весит. Когда охота особенно удачна, некоторые пауки из рода аранеус (и среди них обычный наш крестовик) ловят в сети по… пятьсот насекомых за сутки. Мухи в этом улове преобладают.

Весь материал о пауках уже расположен на первой странице нашего проекта. Эта страница имеет вид: см. приложение 1.

Изучаем паутину. Отвечаем на вопрос: Какие геометрические фигуры напоминает паутина? (Треугольники и многоугольники). Лист 2 нашего проекта: см. приложение 2.

2. Вспоминаем, что такое процедура и правила написания процедуры.

Процедура это часть программы, выполняющая самостоятельную задачу и реализующая тот или иной алгоритм, который можно применить в другой процедуре или программе.

Процедуры до бесконечности расширяют набор примитивов (команд) для черепашек. Любая написанная программа может считаться еще одной командой.

Первая строка любой процедуры должна содержать слово “это” и имя процедуры. Предпочтительней процедуру называть одним словом. Нежелательно применять в имени разделители и знаки препинания. Количество знаков в имени тоже лучше ограничить в связи с тем, что при вызове процедуры можно сделать ошибки при написании длинных имен. Итак, предлагается начать знакомство с темой написанием процедуры рисования правильной фигуры, например, квадрата.

Текст процедуры записывается на листе программ для Лого миров. Последней строкой в процедуре должна быть строка «конец». Это важно, потому что на листе программ может быть написано много процедур. Признаком окончания процедуры является слово «конец».

3. Объяснение учителя. Что такое - Процедура с параметрами. Правила написания такихпроцедур.

Параметр это величина, которая может принимать различные значения и описывает какие-либо характеристики объектов. В модуле параметр имеет имя, записываемое чаще всего буквами. Значение параметра можно изменить, при этом меняется результат работы процедуры.

В качестве примера можно рассмотреть процедуры для шестиугольника и треугольника. Введем для них один параметр, означающий длину стороны правильной фигуры. Обозначим его :сторона. В Лого знак « перед именем параметра обязателен и показывает, что мы имеем дело со значением параметра, а не с его именем. Между « и именем параметра пробела быть не должно.

Имена всех используемых параметров нужно обязательно указывать в первой строке процедуры (в заголовке процедуры). С учетом всего вышесказанного тексты процедур шестиугольника и треугольника будут выглядеть следующим образом:

это треугольник :сторона
по
повтори 3 [вп :сторона пр 120]
конец

Для того, чтобы черепашка нарисовала нужные фигуры, при вызове процедур необходимо указать конкретные значение параметра. Например, для получения треугольника со стороной 100 шагов черепахи надо набрать в поле команд строку:

треугольник 100

При выполнении этой команды параметру :сторона присваивается значение, равное 100 и выполняется процедура с этим значением параметра.

Вместе с классом составляем процедуры: треугольник, шестиугольник, паутина. Выявляем: какая величина может быть параметром (сторона). 8-10 минут.

это шестиугольник :сторона
повтори 6 [треугольник :сторона пр 60]
конец

это паутина
шестиугольник 20
шестиугольник 30
шестиугольник 40
шестиугольник 50
шестиугольник 60
конец

Процедура паутина при выполнении обращается к процедуре с параметром шестиугольник, которая в свою очередь обращается к процедуре с параметром треугольник.

4. Работаем за компьютерами. Создаем проект "Паутина". 8-10 минут.

См. приложение 3.

5. Отвечаем на вопрос: Как заставить паука убрать паутину? (Команда пс- перо стирающее в процедуре треугольник).

6. Домашнее задание: Составить процедуру построения правильного n-угольника со стороной X..

7. Ответы на вопросы. Подведение итогов урока.

2-й урок

1. Фронтальный опрос по теме «Процедура с параметром». Обсуждаем выполненное домашнее задание. Процедура построения правильного n-угольника со стороной Х имеет вид:

это угольник :к_углов :сторона
по
повтори :к_углов [вп :сторона пр 360 / :к_углов]
конец

Это процедура с двумя параметрами: количество углов и длина стороны.

2. Создаем 4 лист проекта «Галерея паутинок». Для построения используем процедуры угольник 1 и треугольник 1 с двумя параметрами (количество углов и сторона). Количество углов задаем бегунком.

это угольник1 :углы :сторона
по
повтори :углы [треугольник :сторона пр 360 / :углы]
конец

это треугольник1 :сторона
по
повтори 3 [вп :сторона пр 120]
конец

это паутина1
угольник1 углы 20
угольник1 углы 30
угольник1 углы 40
угольник1 углы 50
угольник1 углы 60
конец

Четвертый лист проекта имеет вид:

См. приложение 4.

3. Обсуждаем вопросы построения правильных n-угольников из геометрии.

Из равносторонних треугольников можно построить только шестиугольник (360° : 6 = 60°). Другие n-угольники можно построить из равнобедренных треугольников.

4. Подведение итогов создания проектов. Выставление оценок.